«Визитной карточке» Владивостока исполнилось 30 лет. К юбилею рынка «Зеленый угол» редакция VLADIVOSTOK1.RU вспомнила о том, как он зарождался, расцветал и несколько раз чуть не погиб.
Мы уже публиковали репортаж с легендарного авторынка, который оказался пустым.
Рождение легенды
«Зеленый угол» — это не просто самый большой автомобильный рынок России под открытым небом. Это символ Владивостока и праворульного движения. «Зеленка», как называют его в Приморье и далеко за его пределами, в начале 90-х спасла регион от разорения.
В 1993 году государство перестало финансировать военную промышленность Владивостока, а именно в этой отрасли было занято основное население. Огромное количество горожан буквально оказалось на улице. Но за год до этого президент Борис Ельцин подписал указ, которым открыл закрытый порт Владивосток. В город хлынули импортные товары: жвачка, джинсы, детские игрушки и предметы быта, но самое главное — подержанные японские автомобили. Буквально каждый второй житель Владивостока начал торговать автомобилями или заниматься делом, как-то связанным с куплей-продажей японских авто.
В начале 90-х государству было не до своих окраин. Помочь населению ничем не могли, но и мешать не стали. Первые подержанные авто из Японии во Владивосток повезли еще в конце 80-х — автомобили для личного пользования провозили моряки. Но массовая продажа японских авто началась именно в 1992 году, после «открытия» порта Владивосток. Торговлю стимулировала смешная по сегодняшним временам пошлина. За автомобиль объемом 2,5 литра отдавали порядка 100 долларов, и это при курсе 6 рублей за доллар.
Первые б/у автомобили в Японии можно было купить не дороже 200–300 долларов. Невысокая пошлина позволяла продавать машины во Владивостоке по доступной цене. Старожилы «Зеленки» вспоминают, что в среднем в день можно было продать 10 машин. Во Владивосток съезжались со всего Дальнего Востока, Урала и Сибири.
Примечательно, что в развитии этого бизнеса поучаствовало научное сообщество Приморья. Именно ученые первыми смекнули, что подержанные иномарки могут приносить колоссальные прибыли, стать настоящим массмаркетом для половины страны. В Приморье появился целый флот, предназначенный для перевозки автомобилей. Флот состоял из научных судов, которые перепрофилировали под новые цели.
К тому времени привезти японский автомобиль мог уже любой желающий. Паспорт моряка, который можно было купить, давал такую возможность. Автомобили начали возить оптом, сам бизнес стал стремительно развиваться.
Криминал, неравный обмен и льгота моряка
Было бы странно, если бы в 90-е криминал не обратил внимание на «Зеленый угол». Арендаторы на рынке воевали и обращались за помощью к местным бандитам, а чаще они сами приходили и делали «предложение, от которого нельзя было отказаться». Предпринимателей и моряков, которые привозили партии машин, встречали в порту, автомобили отбирали.
— Это было в 1995 году, я ходила в моря, была коком. Так получилось, что смогла привезти пять машин. Хотела продать, а выручку отложить на квартиру. Я копила тогда и морячила без остановки. Я еще не успела сойти с судна, мне шепнули, мол, Галя, тебя встречают. Сошла на берег, ко мне подошли двое бандитов, стали угрожать. Сказали, отдай по-хорошему, у тебя дочка-школьница, знаем, где вы живете и где она учится. Я не стала сопротивляться. Мои машины с корабля забирала даже не я. Вот такое время было. Жалко, конечно, было, прямо локти кусала, но связываться было нельзя. Люди пропадали, и это было обычным делом, — рассказала VLADIVOSTOK1.RU жительница Владивостока Галина Белых.
Первую машину я покупала где-то в 1993-м. Я даже точно и не помню уже — столько лет прошло, говорит жительница Владивостока Елена Пономарева. Работала на плавбазе, зашли в порт Пусан, там-то состоялась покупка первой в жизни иномарки.
— Седан Daewoo LeMans — лучшая машина в моей жизни, потому что первая. Вообще, «японки» были и дешевле, и качественнее, но у меня не было другой возможности, решила брать в Пусане. Я была счастлива и жутко гордилась. Электроника в машине была японская, двигатель немецкий, ну а всё остальное уже корейское. Стоило это чудо импортного автопрома около 1000 долларов. По меркам Владивостока это было дорого, в Японии схожую по характеристикам машину можно было купить ощутимо дешевле. Зато я не платила пошлину, у меня была льгота моряка, если ты 6 месяцев в рейсе, то одну машину можешь провезти без пошлины, — рассказала собеседница VLADIVOSTO1.RU.
Свободная торговля пришла во Владивосток, но не все граждане оказались к ней готовы. Многие по-детски не понимали истинных цен, в газетах постоянно появлялись объявления типа «меняю квартиру на машину». Дорогую иномарку, например джип, можно было выменять на двухкомнатную квартиру. Иномарку попроще — на однокомнатную или гостинку.
Приспосабливаться, но не сдаваться
Первый кризис на «Зеленом углу» начался за полгода до дефолта 1998 года. Спрос на подержанные иномарки сильно упал. Продавцы, чтобы создать хоть какой-то денежный оборот, отдавали машины за копейки. Многие тогда ушли из бизнеса.
Кризис миновал, с 2000 года «Зеленый угол» начал расти. Количество автомобилей и стоянок увеличилось, сам авторынок приобрел цивилизованные очертания. На территории появились кафе и магазины, многие предприниматели легализовались и начали платить налоги.
Однако 2003 год занимает особое место в истории «Зеленого угла». Государство впервые обратило внимание на подержанный японский автопром. Импортные пошлины на автомобили моложе 3 лет и старше 7 подскочили в цене.
В 2008 году — новый удар. Президент подписал указ о повышении таможенных пошлин на автомобили, ввозимые из-за рубежа. Пошлины на подержанные автомобили старше 5 лет поднялись почти в два раза. Сообщество отреагировало на перемены резко, но очень слаженно. Во Владивостоке проходили пикеты, колонны автодилеров перекрывали Некрасовский путепровод. Митинг на Центральной площади Владивостока силой разгонял московский ОМОН, который специально для этих целей доставили в регион.
Протестное движение автомобилистов Владивостока заявило о себе на всю страну, но на размер пошлин это так и не повлияло. В 2008–2009 годах «Зеленка» пережила очередной кризис продаж.
В 2014-м после резкого падения курса рубля «Зеленый угол» опять пережил взлет цен на иномарки и падение спроса. Тогда всевозможные эксперты предрекали скорое закрытие легендарного автомобильного рынка, но этого не произошло.
«Зеленый угол» жив и сейчас, во времена санкций и маркетплейсов. Повышенный утилизационный сбор, санкции со стороны Японии заставляют продавцов на «Зеленке» в очередной раз приспосабливаться. Но те, кто останутся в бизнесе, найдут востребованные населением модели и покупателей, которые хотят приобретать авто не в интернете, а «по старинке».