Автобизнес в Приморье — основное направление деятельности едва ли не третьей части его населения. Пробовать себя в качестве дилера или перегонщика, можно сказать, традиционная забава. Для этого больших вложений не требуется, а если ты имеешь задатки предпринимателя, то и бизнес будет только процветать.
Во времена автобума, когда японское авто можно было обменять на квартиру, а захваты судна с «японками» были еженедельным мероприятием, любой желающий мужчина мог отправиться в Японию и лично на разборке купить понравившийся экземпляр. А потом продать его в Приморье. Так зародился авторынок подержанных «японок» без пробега по РФ.
Но к 2023 году все кардинально изменилось. Пока остальная Россия покупала импортированные китайские авто, приморцы продолжали биться за правый руль. Он пережил санкции, рост валюты, а теперь переживает приход на рынок достойного конкурента — «китайца» и «корейца».
Эти страны за десятилетия сильно подросли в своем производстве и активно начали продвигать собственный автопром в Россию. Cherry, Haval, Zotye, FAW, Kia, Hyundai, Genesis, SsangYong теперь можно купить в любом салоне Владивостока. А на перезапущенном заводе «Соллерс» началась серийная сборка пикапов под брендом концерна. Первые авто поступили в продажу, и власти даже пообещали приморцам выгоду до 150 тысяч рублей при покупке.
Но из жителей полуострова Назимова просто так дух продажника не выбить. На сайте Farpost стали предлагать туры в приграничные города Поднебесной за автомобилями. Туда туристы отправляются на автобусах по принципу шопинг-туров, а уже по приезде гуляют по автосалонам и авторынкам. Купить можно всё что угодно, машину упакуют, погрузят на автовоз и привезут во Владивосток.
Автошопинг в Китае — для тех, кто любит пощупать вещь перед покупкой
Житель Находки побывал в китайском городе Чанчунь и купил себе леворукую Mazda. Говорит, что очень доволен. Проблемы возникли только с магнитолой и «какой-то блокировочной системой», которую успешно «удалили» уже во Владивостоке.
— Купил Mazda CX-5 2013 года с пробегом в 80 тысяч километров. Получилось в общей сложности около 1,5 миллиона — это без проезда, гида, отдыха. Работа электрика во Владивостоке обошлась еще в 15 тысяч рублей за установку сигнализации. Мой авто привезли через месяц после покупки, кто-то говорит, что могут быстрее доставить, зависит от загруженности автовозов. Я, получается, в Китай съездил не за вещами, а за машиной, только еще удобнее, ведь мне не пришлось возиться с ней на таможне. В целом ощущения приятные, возможно, потому что это полноценный шопинг-тур. Тут авто стоят так же примерно, но это было целым приключением, — рассказал Игорь Воденников.
Собирать отдельные группы на такие туры невыгодно: дорого ехать и долго ждать желающих, поэтому компании предлагают путешествие, например, в Хуньчунь, а оттуда путешественники могут отправиться за автомобилем мечты в другой город — Чанчунь. Там в сопровождении предоставленного переводчика-гида-мастера по подбору, туристы гуляют по авторынкам.
Выбрать можно всё что угодно, от этого будет зависеть конечная стоимость авто и самого путешествия. Но дешевле, чем на миллион, можно не рассчитывать. Новые машины без пробега обойдутся от 2 миллионов.
Все действие продлится минимум пять дней, два из которых уйдут на дорогу туда-обратно и один на дорогу до нужного города. Обойдется поездка в среднем в 25 тысяч рублей, в стоимость включают весь проезд до точек назначения и билет на скоростную междугороднюю электричку, проживание в трехзвездочном отеле, услуги гида-переводчика и оформление визы на границе.
Если случилось чудо, и машина была куплена быстро, то остается много времени на другие развлечения, например, поездки по городу или туры по достопримечательностям. Чанчунь, кстати, славится своими горячими источниками, парками, горнолыжными склонами и ночными видами города. Это оплачивается отдельно.
— Лучше всего ехать с пониманием, какую именно машину хочешь приобрести. Да и по ценам мы сможем помочь, если у клиента есть примерный запрос. Наша компания обычно везет машины с аукциона, но и туры тоже организовываем для тех, кто не умеет покупать, не глядя. Тех, кто любит пощупать и рассмотреть вещь перед покупкой. Работаем с производителями в отличие от других: турфирмы нанимают китайских гидов, которые просто знают, куда идти смотреть машину. Нам проще подсказать клиенту, сколько ему надо взять денег и скомпоновать поездку, чтобы осталось время на простые прогулки и развлечения. Платить лучше наличными или через наш счет, интернета там почти нет, и не везде работает даже роуминг, — рассказали по телефону в одном из объявлений.
Предложений на сайте объявлений пока немного, иногда одно, иногда три. Встречаются и руководители-частники, которые работают сами на себя и тоже могут организовать такую поездку, но за доставку авто на территорию РФ не отвечают.
— Если есть знакомые в одном из городов, типа Чанчунь, больше вроде автошопинг нигде не предлагают, то организовать для туриста выезд не проблема, ваши деньги помогут исполнить ваши желания. Я, например, не знаю, как везут автомобили в Россию и как это организовать, но у меня есть знакомый китаец, который этим занимается. Уверена, что у большинства моих коллег найдется такой же. Это, наверное, будет дешевле, чем покупать тур целенаправленно, но и рисков больше, — рассказала руководитель тургрупп в Китай Лидия.
Дилеры считают, что такой вид покупки не более чем развлечение для «влюбленных в приграничный Китай», ведь это разновидность шопинга. К тому же такая услуга создает впечатление, что тур индивидуальный, особенный. Это как ходить по «Зеленке» не самому, а в сопровождении автоподборщика.
— Говорить о конкуренции для крупного бизнеса глупо. У каждого из нас свой клиент, как у магазина одежды и маркетплейса. Они явно нас не подвинут с рынка, а мы не навредим их работе, ведь у нас разные задачи. С одной стороны, полноценный шопинг, в котором в месяц от силы 20 человек примет участие, а с другой — покупка автомобиля через посредника. В нашем случае человек платит за полностью оказанную услугу, где в конечной точке он получит товар. К тому же разница в стоимости невысокая, — рассказал менеджер по подбору авто во Владивостоке Игорь Кривой.
Все турфирмы сразу обозначают: автомобиль будет стоить не менее 800 тысяч рублей и тот с большим пробегом со вторичного рынка. К этой цене нужно прибавить расходы на путевку и проживание. Выбор машин в буквальном смысле большой, малолитражку купить не получится, только кроссовер или джип.
А еще желательно не скупиться на русскоговорящего гида, если вы едете самостоятельно, потому что иногда попадаются автомобили просто не предназначенные для экспорта.
Ехать в Китай за автомобилем — развлечение неплохое, с учетом того что купить можно и Toyota, и Mazda, и любую китайскую модель. Большой разницы в стоимости не замечено, но только потому что это направление несильно развито и четкого понимания, сколько стоит автомобиль, у потребителя пока не сформировалось.
Чтобы понять эту кухню, следует включить в желание купить автомобиль ознакомительный тур. Это станет отличной базой для сравнения цены и выбора идеального варианта.
Больше новостей, фотографий и видео с места событий — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и узнавайте всё самое интересное и важное из жизни региона первыми.