64-й и 71-й микрорайоны во Владивостоке до 2015 года считались тихими, спальными и отдаленными от центра города. На Нейбута вместе с Ватутина, Черняховского и Ладыгина насчитывалось не более 60 домов. Большая часть из них были 10-этажками, а самые высокие насчитывали 12 этажей. Их еще называют «свечки». Даже тогда с минимальным количеством машин этот район стоял в пробках и не знал, что такое уехать утром в центр без проблем.
В 2015 году здесь началась массовая застройка в самом начале микрорайона, после чего остановиться уже никто не мог. Сейчас домов возрастом не старше 5 лет насчитывается более 10, и это настоящие «муравейники» в 20–25 этажей, где на каждом около 10 квартир.
В каждой из них живут люди, которые в основном передвигаются на машинах, потому что иначе с Нейбута не выехать. Все дороги, которые ныне существуют, ведут в одну полосу (в простонародье — «кишку». — Прим. ред.), которая не может уместить сразу два, а иногда и три потока с разных сторон.
Застройка продолжается: дома возникают один за другим среди леса, на территории бывших теплиц или парковок. Да, власти стараются и придумывают способы, чтобы разгрузить эту часть от вечных пробок, но проблема в том, что машины там не проезжают мимо, а ночуют. Стоять им, кроме как во дворах, в нарушение всех моральных и фактических правил, негде. И иногда это приводит к трагедиям, которых, с большой долей вероятности, можно было избежать.
Маргарита Р., пожелавшая не разглашать свою фамилию, до ноября 2023 года проживала в съемной квартире в одном из домов по Нейбута, 4. Она была свидетелем трагического пожара в 2021 году, когда из-за хаотичной парковки спасатели не смогли пробраться к горящей квартире. Двое детей, находящиеся в этот момент в эпицентре пожара, погибли.
— Один раз я сама была жертвой пожара, жила на Тихой, и квартира подо мной загорелась. Я прыгала из окна второго этажа по деревьям, потому что иначе бы не выбралась. Квартира сгорела на 50% точно. Пожарные тогда застряли где-то на заезде к домам, а те, что приехали, спасали людей с первого этажа. А в 2021 году смотрела из окна как горит квартира в доме напротив. Тогда я не знала, что детям внутри нужна помощь, думала только: «Хорошо, что моя машина припаркована далеко, не помешает проезду», — вспомнила девушка.
Улица Ладыгина, 15 и Черняховского, 9
Каждый раз, оставляя машину уже в новом дворе в пригороде, Маргарита приговаривает: «Сгореть в своей квартире из-за того, что твоя же машина стала препятствием, — легко». И ставит авто на противоположной от подъезда стороне. На Ладыгина, 15 этого правила не придерживаются, оставляя машины в два и три ряда на любом свободном участке.
Вокруг дома есть стоянки, которые уже забиты до отказа, а ниже строится 25-этажный дом на месте заброшенной школы. Люди паркуются вдоль дороги, перекрывая обзор на пешеходных переходах и не только, на расстоянии от дома в 300–500 метров и дальше. Говорить об альтернативе тут бесполезно.
Похожая ситуация около огромного «крейсера» на шесть подъездов и 19 этажей на Черняховского, 9. Проезд достаточно широкий только со стороны подъездов. С другой, между прижатых друг к другу авто, едва протискивается маленький Toyota Passo.
Улица Нейбута, 81 и Зеленый бульвар
Да, можно предположить, что припаркованную машину человек быстро уберет, если это нужно. Но бывает, что хозяин просто не дома или считает, что «проедет и танк». Жители домов на Нейбута, 81 и 81а раньше парковали свои авто на достаточно большой стоянке, что делало двор относительно пустым. Сейчас на ее месте вырос ЖК «Фиолент» из 17 этажей и более 100 квартир. Застройщик предлагает приобрести подземную парковку (таких мест 56) или встать на одном из мест во дворе (их не более 20).
Также Нейбута, 81 стоит с одной стороны на капитальном строении, въехать на который спецтранспорт просто не может.
Ближе к Зеленому бульвару планируют построить еще семь кварталов домов. Компания «Ресурс» разрабатывает идею строительства ЖК «Мегаполис» с 2022 года. На 15,3 гектара земли застройщик хочет создать практически целую улицу.
— Страшно представить, насколько сильно увеличится нагрузка на дороги, когда сдадут эти дома. И невозможно представить, что будет с районом, когда сдадут «Мегаполис», — делятся жители строящихся комплексов «Южный», «Гринхилс», «Дом на бульваре», «Зеленый бульвар».
Улица Нейбута 8, 6, 4а, 2а
Именно здесь произошла трагедия в 2021 году, которая никого ничему не научила. Машины буквально липнут друг к другу. Водителям не страшны знаки «Остановка запрещена», бетонные сферы и столбики. Каждый выкручивается как может, паркуя авто на и без того узких придомовых территориях.
Но и деваться им некуда. Мало того, что встать во дворе дома на оборудованных парковках после 18:00 — это настоящее чудо, так еще и все стоянки забиты, а если приехать после 19:00, то вряд ли встанешь ближе чем на расстоянии в 500 метров от дома. При этом строительство многоэтажек не утихает. Три гиганта на Нейбута, 2а еще не заселены, но мест во дворе уже нет, хотя пожарных проездов пока предостаточно.
Общая картина
Точечная застройка превратила 64-й и 71-й микрорайоны в автомобильный склад. Отсюда сложно выехать, сюда сложно заехать в любое время, кроме глубокого вечера или ночи. При этом во дворах домов 81-й и 83-й серии и постройки старше 15 лет хоть немного, но сохранилось пространство. А вот дворы и проезды у современных ЖК узкие, и стоимость мест на крытом паркинге не позволяет всем жильцам их приобрести. Но и машина во Владивостоке не роскошь, а прямая необходимость по многим причинам, включая работу общественного транспорта, стоимость такси и бесконечные сопки.
Дома 81-й серии — крупноблочные дома, в которых представлены одно-, четырехкомнатные квартиры. Санузлы и кухня в квартирах данной серии примыкают к одной естественной вытяжке. У всех по стране одинаковая планировка, отличаться могут лишь внешне. Дома 83-й серии имеют тот же смысл, но выстроены из панелей и отличаются планировкой внутри помещений, на каждом этаже по четыре квартиры от однокомнатных до четырехкомнатных и балкон.
Больше новостей, фотографий и видео с места событий — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и узнавайте всё самое интересное и важное из жизни региона первыми.