Предупреждение читателю: здесь описан полностью субъективный «девочковый» опыт, может быть упущено множество важных тонкостей, наверняка допущены какие-то глупости. Но из песни слов, что уж там, не выкинешь.
Вступление
В семье моих родителей, пока я там жила, машины не было — планы, мечты, даже намерения были, но реальной — нет. В семье мужа была, но когда-то давно. Мое знакомство с автопромом было на уровне владивостокского фольклора про «сердце слева, руль справа», «субару не едет» и так далее. Причем даже обучение в автошколе принесло понимание обстановки на дороге, но не происходящего в автомобиле и с ним. К настоящему моменту правам больше шести лет, а я ни разу не заправляла авто.
В нашей семье первая машина появилась в 2014 году, компактно-брутальный трехдверный Mitsubishi Pajero iO 1999 года. Уход за ним состоял из заправки, замены масла и починки того, что в очередной раз отвалилось. Несложно догадаться, что с таким подходом отваливалось часто. В 2023 году уже очень хотелось взять что-то другое, в августе был взят миллионный кредит (сразу лег на вклад)… Поиски начались.
Процесс был долгим и мучительным: цены только росли, пожелания членов семьи расходились, финальным требованиям удовлетворил только Mitsubishi «Бегемот» Pajero.
На «Дроме» в бюджет вписывались или совсем доисторические динозавры, или бесперспективное гнилье, или проблемные по документам, или… До живого осмотра дошло только дважды, и от осмотра к покупке не перешли ни разу. Только к моим слезам: в первую очередь, от осознания, что мы готовимся отдать больше миллиона за машину, которой больше 20 (двадцати!) лет.
Глас судьбы
В марте 2024 года вся эта история прозвучала во время маникюра — дамы знают, что на косметических процедурах часто чрезвычайно много болтовни. Тогда моя замечательная мастер оживилась и рассказала, что буквально на днях ее соседке приехала из Японии машинка Toyota Raize, проходимая, современная и свежая, вот как раз вроде бы за миллион. И показала фото.
Я влюбилась.
Сразу муж не согласился, нет. То есть непосредственно в тот день мы это обсудили, да. Я связалась с человеком, который полугодом раньше привез машину моей жутко довольной этой подруге, узнала, что за последние месяцы в базе аукционов «Райз» в нормальном состоянии и с полным приводом за такие деньги не уходила, минимум 1,15 миллиона. Затем мы посмотрели цены на комплектующие, которые оказались в разы, а где-то на порядок выше привычных, и вроде бы сошлись на том, что это всё же не наш вариант.
К лету договорились, что наш. За прошедшее с марта время не нашлось ни одного вменяемого варианта, а отдавать 1,2 миллиона за 20–25-летнюю машину, когда можно купить за них же 5-летнюю, в случае семейного авто все-таки несколько абсурдно.
Здравствуй, дорогой дневник
5 июня. Договор с уже проверенной компанией обошелся в 30 тысяч рублей, всё удаленно, переводом. Правда, оказалось, что цены уже подросли (сезон и опасения покупателей насчет скорого подорожания утильсбора), но зато нам предложили рассмотреть еще одну модель: немного дешевле, но отличающуюся только концерном и дизайном морды.
Вводные: Toyota Raize или Daihatsu Rocky не старше 2019 года (чтобы не платить слишком много таможне), полный привод, пробег в районе 50 тысяч километров, состояние не ниже аукционной категории R (с царапинами, потертостями, перекрашенный или отремонтированный после незначительной аварии. — Прим. ред.), средняя комплектация, в пределах 1,2 миллиона рублей.
Начались почти ежедневные ставки на аукционах. Алгоритм для пользователя прост: вечером на WhatsApp прилетают перспективные варианты, утверждаем симпатичные, следующим утром торги, вечером сообщение, за сколько ушли вчерашние варианты, — и всё сначала.
10 июня. Подняли лимит до 1,4 миллиона, а то суммы продажи нормальных вариантов слишком сильно отличались от наших возможностей.
12 июня. Минфин США ввел санкции в отношении Московской биржи. Люди по всему миру в панике отозвали ставки, цены рухнули, и…
13 июня. Звонок! Посредник с большой и заслуженной гордостью сообщает, что сыграла совершенно неожиданная ставка на «Роки»: 2020 год, состояние 4,5 (очень хорошее, может иметь до нескольких небольших царапин и/или вмятин. — Прим. ред.), и, единственный за всё время ставок, в премиум-комплектации. 1 780 000 японских йен.
Теперь надо его быстренько оплатить, чтобы сделка не сорвалась. Для этого рекомендован определенный банк. Танцы радости, а вечером — путешествие по отделениям разных банков в попытках снять всю необходимую наличку в банкоматах без комиссии.
14 июня. Всё по советам специалиста: приехала в нужный банк, привезла наличные рубли, сказала, что покупаю машину в Японии. Полтора часа в очереди из таких же… На месте оказалось, что я не очень умно поступила, просто спросив у «Яндекса», сколько будет в рублях такое-то количество йен: у конкретного банка курс совсем другой. Что ж, сняла в банкомате недостающее с карты другого банка, комиссия так комиссия…
Переведен в Японию 1 миллион 55 тысяч рублей, комиссия за конвертацию в другую валюту — 9,5 тысячи рублей.
17 июня перевод дошел до Японии. К этому моменту сделана нотариально заверенная копия паспорта (540 рублей), завершена регистрация в системе электронных паспортов через «Госуслуги» (бесплатно).
9 июля погрузка авто на судно там.
13 июля выгрузка его на берег тут. Правда, были выходные, так что точную информацию получили 15 июля. Пошла неделя на растаможку.
17 июля таможня сформировала квитанцию (налог по единым ставкам в отношении товаров для личного пользования, сбор за таможенные операции, утилизационный сбор). На сей раз можно было не возиться с наличными деньгами и заплатить онлайн, и на том спасибо, — 153 тысячи рублей.
22 июля — машина на месте! Но забрать ее нельзя, потому что у вас докУментов нету… Несколько часов проверки почты каждые пять минут. Письмо с ЭПТС (электронным паспортом транспортного средства. — Прим. ред.) пришло только под вечер, пришлось перенести Самый Важный Момент на следующий день.
23 июля — вот и она. Хотя, скорее, он. Морда такая… мужская. Не спрашивайте. Буря эмоций.
На месте доплатила за услуги (в квитанции были пункты «СВХ», «перегон», «брокер, СБКТС, лаборатория», «допрасходы: бензин, стоянка», «депозит») заранее оговоренные 76,5 тысячи рублей.
В это же день — дистанционное оформление ОСАГО на двух водителей через банковское приложение, 7,2 тысячи рублей. Затем — запись в ГАИ через «Госуслуги» (пошлина 500 рублей).
На выходных техосмотр, без которого машину не зарегистрируют, 1,5 тысячи рублей.
31 июля. Да, конечно, за десять лет процесс регистрации машины в ГАИ поменялся кардинально… Никакой суеты и панических попыток понять, что где находится и когда всё это кончится. Запись по времени, талончики, всё цивилизованно и тихо.
Аккурат вовремя на табло зажглись мои цифры, за несколько минут улыбчивый (!) сотрудник проверил все бумаги и отправил погулять час. Через час, конечно, у нужного окошка была почти непроницаемая толпа страждущих автовладельцев, но пробиться на звук своей фамилии, помахать паспортом и забрать СОРку (свидетельство о регистрации транспортного средства. — Прим. ред.) удалось.
Всё. Машина совершенно окончательно и легально моя.
Стоимость квадратных «японских» табличек с госномерами, кстати, существенно отличается по городу — нам удалось найти рядом и сторговаться до 2,5 тысячи за комплект с рамками. Делают их за считанные минуты. На месте и прикрутили.
Итого
Финансово уложились в 1 миллион 340 тысяч. Да, еще пришлось заказывать загрузочную флешку для нормальной работы магнитолы, нужно поменять масло, впереди русификация приборной панели и вот это вот всё… Но это уже ерунда.
По времени — два месяца от твердого решения «привозим!» до получения документов в ГАИ.
По нервам… Лучше не спрашивайте. Но это того стоило, 100%!
Больше новостей, фотографий и видео с места событий — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и узнавайте всё самое интересное и важное из жизни региона первыми.