Японский правый руль — один из символов Владивостока, и изменить это не смогли ни программы поддержки отечественного автопрома, ни расправившие плечи атланты китайских заводов, ни санкции. О том, как сегодня обстоят дела с ввозом автомобилей из Японии, обходе санкций, роли утильсбора в формировании спроса и других «азиатках», VLADIVOSTOK1.RU рассказал глава ООО «Автопотенциал-ДВ» Роман Иванушко.
— Цены растут, списки санкций пополняются — как всё это влияет на покупку иномарок под заказ?
— Сегодня ввоз находится на пике. Сейчас сезон, плюс спрос подогревают слухи о том, что хотят поднять коммерческий утильсбор с 1 октября. Никаких детальных новостей по этому поводу нет, но хотят сделать утильсбор индексируемым, то есть каждый год в течение 5 лет поднимать раз в год. Если этот закон примут окончательно и он вступит в силу осенью, тогда привоз автомобиля на юрлицо либо на перепродажу в течение года станет убыточным. Цены на такие машины будут просто заоблачными. Сейчас много очень заказов и обращений, потому что люди правильно поняли этот закон.
Вы, приобретая авто для себя, платите льготный утильсбор. Что это означает? Для транспорта в возрасте до 3 лет утильсбор — 3,4 тысячи рублей, если старше 3 лет — 5,2 тысячи — и спокойно его эксплуатируете. Но главное условие: вы должны его привезти на свои данные, от начала до конца один и тот же собственник, плюс в течение 12 месяцев вы должны поставить его на учет и выдержать на этих номерах. После года уже можете делать с ним что угодно, всё, никаких ограничений нет.
Но если вы в течение года такой автомобиль решите перепродать, придет «письмо счастья»: придется доплачивать разницу.
Коммерческий утильсбор сегодня составляет 208 тысяч рублей до 1 литра, 528,8 тысячи рублей — от литра до двух и так далее. Суммы приличные.
— Как изменился рынок ввоза азиатских авто за последние годы?
— Конечно, он претерпел значительные изменения. За последние 2–3 года огромную долю конкуренции составили китайские машины. После пандемии, когда рынок начал восстанавливаться, возобновились поставки из азиатских стран. Здесь свою роль сыграли санкции. Япония стала недружественной страной, но это не оказало значительного влияния на нашу работу. Японцы, коллеги наши, которые работали долгие годы, как были для нас, бизнесменов, дружелюбными, так и остались, и санкции в основном не затронули повседневное сотрудничество.
Наше правительство поддержало китайские автомобили, и они просто полетели тысячами штук, заполнили дефицит западных марок, и потребители начали активно переключаться на них. Дилеры предлагают доступные кредиты, лизинг и так далее для приобретения этих машин.
— Что вы думаете о «китаянках»?
— По моим наблюдениям, с прошлого года китайские автомобили стали активно покупаться, но до определенного времени, пожалуй, до весны. Далее этот рынок был насыщен, китайцы захватили, скажем так, своего потребителя. А дальше, насколько мне известно, сейчас западные регионы просто завалены китайскими машинами, а брать никто не хочет. Во-первых, это тоже недешевое удовольствие. Все-таки «японцы» на сегодняшний день остаются самыми демократичными по цене, самыми бюджетными.
За миллион рублей, за полтора вы нормальную китайскую машину не купите.
Далее нужно понимать: приобретая новый китайский автомобиль, средняя цена которого до 2,5 миллиона, до 5 миллионов доходит, — выехав из салона, вы тут же теряете как минимум 30% его стоимости. Через год-полтора неизвестно, как сложится рынок, за сколько вы продадите бэушного «китайца».
Японцы все-таки завоевывали свое доверие годами. Их автопром, который они развивали 50 лет, и китайцы, которые развили свой за 10. Но здесь выводы делать только покупателю.
— Как обстоят дела с санкционными автомобилями?
— Очень большой сегмент попал в категорию санкционных. Что касается Японии, это всё авто с объемом больше 1,9 литра, то есть все двухлитровые и больше машины попадают под санкции. А также гибриды и электромобили.
Мы продолжаем ввозить их, но это, конечно, определенный риск. Для конечного покупателя риск в том, что это, во-первых, ожидание. Неизвестно, что нас ждет завтра. Как всё это произошло? Мы были обычной страной, жили, работали, развивались, проснулись на следующий день и нам сказали, что против нас столько-то санкций и их продолжат вводить.
Наша работа всегда связана напрямую с риском, она ведется дистанционно. Многие аспекты ведутся на доверии с нашими коллегами.
Сроки доставки санкционного автомобиля сегодня составляют порядка 2–3 месяцев. Узнавал у других компаний, некоторые даже везут от 4 до 6 месяцев. Потому что он ввозится в третью страну. Покупается на аукционе, потом вывозится пароходом в дружественную страну, например, в Китай, там есть стоянки, где эти машины потом простаивают месяц, два, три.
— Какая во всём этом роль у курса валют?
— Смотрите сами. Сегодня вы купили автомобиль и оплатили его по одному курсу, что будет через эти три месяца, когда он придет сюда и будет таможиться, непонятно. Может быть, курс вырастет, и вам придется доплачивать на таможне.
Курсы валют напрямую влияют на покупку. Но я всегда говорю клиентам: вот вы приобрели машину, точнее, я вам ее купил, и нужно зафиксировать курс — хотя бы основной платеж, долг, в Японию нужно оплатить как можно быстрее. Вы одним платежом, которым оплачиваете инвойс в российском банке, закрываете полностью долг перед японской стороной, включая фрахт.
Некоторые компании разбивают это на разные платежи, я считаю, неудобно (некоторые судоходные компании, например, требуют только наличные доллары, а сейчас это сложно, придется бегать по банкам и искать). И это самая юридическая чистая процедура — автомобиль привозится именно на данные покупателя.
— Какие машины заказывают особенно часто?
— Конечно, чаще заказываются «народные» марки. Япония все-таки в топе продаж, она является лидером по продаже подержанных автомобилей.
Их диапазон сегодня составляет плюс-минус миллион. Есть определенные категории, то есть одни машины малолитражного характера, другие чуть побольше: делим на такие сегменты, как «миллион», «полтора», «до двух миллионов». То есть, если человек хочет кроссовер, то у него бюджет до двух миллионов, если он хочет какой-то полноценный седан или, может, микроавтобус, то это вот опять же полтора-два миллиона, средняя цена легковушки — миллион рублей плюс-минус.
Моделей у японских производителей очень много, на вкус и цвет товарищей нет.
Выбирают, прежде всего, Toyota. Автомобиль Toyota от миллиона до полутора — это сегодня топ.
По запросам видно, что часто не так важна модель, сколько важен бюджет и более мощный двигатель. Подбираем автомобиль, часто это не очень свежий, от 5–7 лет, потому что пошлина на мощный двигатель уже съедает половину бюджета.
— Есть ли запросы из-за пределов Дальнего Востока?
— Для западных регионов, конечно, очень тяжело осознавать, что, как они это называют, руль находится в бардачке: многие просто не понимают, как можно ездить на праворульной машине. Для нас, дальневосточников, наоборот. Психологический момент.
В основном это запросы на Южную Корею. Но в Южной Корее и Китае автомобили стоят дороже в их валютах. Если мы приобретаем, как пример, какой-то кроссовер среднего класса, который можно взять в Японии за 1,7–1,9 миллиона в йенах, то такая же модель из Южной Кореи будет стоить 2,3–3 миллиона уже в рублях, только в самой Корее, а пошлины будут одинаковыми исходя из года. Итоговая сумма в России на такой японский кроссовер с правым рулем будет 2,4 миллиона рублей или корейский с левым рулем — 3,1 миллиона рублей.
Но если человек готов переплатить исключительно за левый руль — ради бога, привезем.
— Как забирают машину такие заказчики?
— После покупки можем подсчитать даты, тогда покупатель может взять билеты, прилететь и перегнать самостоятельно к себе в регион. Либо сами отправляем через проверенную транспортную компанию автовозом (дешевле, хотя сейчас оформляются страховки) или ж/д сеткой (дороже, но считается безопаснее).
— Чего обычно боятся клиенты?
— Если этот клиент со стороны, как я называю извне, который нашел нас где-то в соцсетях или по какой-то рекламе, прежде всего, конечно, он боится мошенников. Работаем мы все-таки по депозиту и удаленно.
Рано или поздно, прозвонив несколько компаний, человек понимает, что принцип работы у всех одинаковый, и по-другому не получится. Вот эти моменты очень пугают, если особенно человек ни разу не сталкивался с этим, но в принципе потом, когда оплату уже произвели, люди выдыхают.
Самый тяжелый момент, наверное, это ожидание — особенно санкционного автомобиля, через определенное время человек начинает нервничать. Это всегда очень тревожно.
Существуют различные обстоятельства по тем же срокам, которые могут сдвинуться из-за независящих от нас обстоятельств: погодные условия, пароход сломался, задержка какая-то, еще документы не готовы, на таможне большие очереди…
Если до июля срок растаможки был 5–7 дней, сейчас он составляет 7–10 дней минимум. Большое количество автомобилей идет через владивостокскую таможню: фактически это чуть ли не основная таможня всей России, через которую ввозят колоссальное количество машин. Также сейчас уссурийская таможня бьет рекорды по ввозу из Китая. Всё это сказывается, конечно, на сроках ожидания.
— Какие можно дать советы тем, кто хочет привезти машину?
— В сфере очень много мошенников. Сейчас технологии позволяют позвонить по видеосвязи, убедиться, что существует такая компания, есть ли у нее офис, попросить какие-то учредительные документы, проверить ее в интернете, просмотреть соцсети, почитать отзывы.
Но сегодня это единственный путь приобрести беспробежный автомобиль для себя. Приобретая в наличии здесь, вы либо переплачиваете деньги, и немаленькие, потому что за эту машину выплачен коммерческий утильсбор, установлена кнопка ГЛОНАСС за 50–60 тысяч рублей, либо ее ввезли недобросовестно. То есть ввезли на какое-то подставное лицо, кто-то продает его от лица, и вы автоматом подвергаетесь риску платить коммерческий утильсбор и оказаться участником мошеннической схемы. Вы не знаете, как это авто растоможилось, тем более сейчас документы не все на официальной бумаге — они в электронном виде, везде дают распечатки, то есть проверить, подлинные это документы или нарисованные, практически невозможно.
Больше новостей, фотографий и видео с места событий — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и узнавайте всё самое интересное и важное из жизни региона первыми.