Известный предприниматель, рыбопромышленник и миллиардер Олег Кан сбежал из России в 2018 году, когда узнал, что проходит по уголовному делу о контрабанде морепродуктов. Его вскоре объявят в международный розыск и назовут подозреваемым в убийстве человека.
В школе Кан не был отличником, но выделялся своей статью и ответственным подходом к делу: не пропускал субботники и посадки деревьев. Это видно по фотографиям, которые публиковали в социальных сетях одноклассники «крабового короля», на них он всегда был серьезен.
Правда, глядя на снимки, нельзя было сказать, что сначала Кан будет занимать руководящие должности в крупных компаниях, а потом бегать от правосудия по всему миру. А сейчас и вовсе многие считают его мертвым. Так это или нет, доподлинно неизвестно. Точно сказать можно лишь одно — эта история еще не окончена. В этот раз мы подробнее, чем обычно, расскажем о личности то ли беглого, то ли мертвого «крабового короля».
Кто такой Олег Кан?
Родился 16 апреля 1967 года в городе Невельске Сахалинской области. Учился там же в средней школе № 2. В 1985 году поступил в Дальневосточный технический институт рыбной промышленности и хозяйства. С 1986 по 1988 год служил в армии, а именно в воинской части 54772, которая и по сей день дислоцируется в поселке Ляличи Приморского края.
Далее Кан поступает в Дальневосточный государственный технический рыбохозяйственный университет (Дальрыбвтуз). Он учился на инженера-технолога рыбной промышленности. Закончив его в 1992 году, сразу же устраивается на рыбопромысловые суда у себя на родине. Сначала его повышают до мастера обработки, а потом переводят на работу старшим мастером в компанию «Каниф Интернешнл».
В 1995 году Олег Кан становится генеральным директором российско-японского совместного предприятия «Вакканай». Он долго руководит компанией, о нем мало что знает и мало что пишет местная пресса, но всё меняется в начале нулевых.
Начало империи
Именно в это время промысел водных ресурсов у российских берегов начинает обретать всё более криминальный характер. Одной из самых ярких фигур в рыбопромышленном бизнесе называли Василия Наумова по кличке Якут. Его браконьерские суда долго работали по отлаженной схеме, но однажды в дело вмешались сахалинские пограничники. Главный из них — генерал Виталий Гамов — вскоре умрет в больнице, после покушения. Тогда все приписывали это преступление Якуту, но пока разговоры ходили вокруг да около, не стало и самого Наумова. Его убили в Южной Корее.
Здесь-то и подоспел Олег Кан, который прибрал к рукам разваливавшуюся империю Василия Наумова. Постепенно он стал контролировать официальный и неофициальный промысел краба, но его подход немного отличался от того, что был раньше. Теперь суда с контрабандой отправляли в Японию, КНР и Южную Корею под флагами иностранных государств. По словам экспертов, тогда это помогало обходить российские законы.
В марте 2005 года Олег Кан едва не погиб в Южно-Сахалинске. У входа в офис компании «Кондор-Транспорт» в него выстрелили несколько раз. 38-летний бизнесмен получил ранения грудной клетки и брюшной полости. Как считает следствие, Кан спустя некоторое время узнал, кто стоит за этим покушением.
Шли годы, состояние рыбопромышленника заметно росло. Уже в 2009 году журналисты начали называть Кана «крабовым королем». И действительно, тогда можно было констатировать, что именно он — главный игрок на рынке морепродуктов в России. Конечно, в таком бизнесе нельзя было обойтись без конкурентов.
Криминал и уголовные дела
В октябре 2010 года в ресторане «Три богатыря» убивают предпринимателя Валерия Пхиденко, который, так же как и Кан, работал в рыбопромышленном бизнесе. По этому делу задерживают одного из пособников Дмитрия Полякова, который утверждал, что заказчиком убийства является именно «крабовый король». По версии следствия, сам Кан подозревал господина Пхиденко в причастности к тому самому покушению в 2005 году.
В отношении Кана возбуждают уголовное дело, объявляют его в розыск, некоторое время он пережидает за границей. Тем временем в следкоме Сахалина принимают решение о прекращении уголовного дела и приостановлении предварительного следствия. Об этом деле на ближайшие годы забывают, но придет время, когда о нем обязательно вспомнят.
Сахалинский бизнесмен возвращается в Россию и без дела не сидит. Он покупает имущество за границей и по всему Дальнему Востоку. Так, в 2015 году Олег Кан купил у бывшего губернатора Приморского края Сергея Дарькина здания «Владивостокского ГУМа» и торгового комплекса «Центральный». Сумма сделки оценивалась в 100 миллионов долларов США. Именно после этого Кан начал активнее осваивать деловое пространство региона, в том числе через покупку на аукционах крабовых квот в подзоне Приморья.
В 2016 году «крабовый король» предпринимает попытки наработать политический бэкграунд и становится председателем попечительского совета регионального фонда «Родные Острова». Этот фонд занимается поддержкой социальных инициатив на родном для Кана острове Сахалин. В мае 2018 года он станет еще и советником гендиректора ООО «Приморская рыболовная компания».
В конце 2018 года на федеральном телеканале выходит фильм с расследованием незаконного вылова на Дальнем Востоке камчатского краба. Также говорится о реализации огромной доли продукции за пределы страны. Журналисты упоминают фамилию Кана как одного из причастных. Бизнесмен быстро сообразил, что пахнет жареным, и улетел в Японию на частном самолете. Вскоре силовики провели обыски в офисах Кана в Южно-Сахалинске и у ближайшего окружения предпринимателя.
Тут же все вспоминают дело восьмилетней давности об убийстве Валерия Пхиденко. Председатель Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин поручает изучить решение о прекращении уголовного преследования Олега Кана в 2010 году. Достав все материалы дела из архива, следователи начали добиваться заочного ареста «крабового короля». И в феврале 2020 года им это удалось. Расследование возобновили, а в октябре 2022 года Генпрокуратура утвердила обвинительное заключение в отношении Кана по факту убийства Пхиденко. В январе 2024 года гособвинение попросило суд приговорить бизнесмена к 19 годам колонии строгого режима.
По второму уголовному делу, которое было направлено в суд Южно-Сахалинска, Кану инкриминируется организация преступного сообщества (ч. 1 ст. 210 УК РФ), контрабанда в Японию, Китай и Южную Корею более 3 тысяч тонн живого краба на 2,6 миллиарда рублей, уклонение от уплаты таможенных платежей (ч. 4 ст. 194 УК РФ) и налогов (ч. 2 ст. 199 УК РФ) на сумму свыше 3,69 миллиарда рублей. Активы крабопромышленника в трех компаниях — ООО «Монерон», ООО «Курильский универсальный комплекс» и ООО «Приморская рыболовная компания» — арестовали. Также наложили арест на принадлежащие Кану автомобили, квартиры, рыболовные суда и нежилые помещения.
Король-то жив?
Из открытых источников известно, что в 2020 году на доли в «Монероне» обратила внимание Ксения Собчак и попыталась их купить. Но налоговая служба отказалась закрыть многомиллионную сделку, поскольку на активы компаний был наложен судебный арест. Мать Ксении Собчак, сенатор Людмила Нарусова, пожаловалась главе Верховного суда на арест акций. После этого обеспечительные меры в отношении активов, которые хотела купить Собчак, отменили, но вскоре суд вновь арестовал их — уже по другому делу. В итоге Собчак от покупки активов была вынуждена отказаться.
В 2023 году, по версии Forbes, Олег Кан занял 48-е место в рейтинге россиян с наибольшими доходами от дивидендов суммой в 16,8 миллиарда рублей. А в январе 2024 года в Арбитражный суд Приморского края поступил иск от Генпрокуратуры РФ о взыскании с группы ответчиков, в том числе Олега Кана и не менее известного Дмитрия Дремлюги, порядка 358 миллиардов рублей. По версии прокуратуры, фирмы Олега Кана, имеющего вид на жительство в Республике Корея, установили иностранный контроль над стратегически важными отраслями экономики России и создали угрозу экономической безопасности страны.
История обрела новый виток развития, когда на одном из последних заседаний суда по этому делу представитель Кана сообщил о его смерти. Генпрокуратура назвала эту информацию инсценировкой, поскольку родственники «крабового короля» в органы ЗАГС с заявлением о его смерти не обращались. В прошлом году тоже заявлялось о том, что Кан умер в Лондоне от рака поджелудочной железы, а похоронили его в Южной Корее. Адвокат Кана Константин Трапаидзе в беседе с журналистами «Вести Приморье» назвал эту информацию вбросом.
По последним данным, ответчики по делу Олега Кана, с которых в общем взыскали более 350 миллиардов рублей, подали апелляцию в Пятый арбитражный апелляционный суд, информация об этом появилась в картотеке дел. Новое судебное заседание назначено на 23 мая. Что касается возможной смерти крабодобытчика, то адвокаты ходатайствовали об истребовании свидетельства о смерти в Великобритании, где документ был выдан. Таким образом они смогут официально доказать факт смерти Кана.
Судебное разбирательство продолжается, как сложится судьба подконтрольных Кану предприятий, сказать сложно, VLADIVOSTOK1.RU следит за развитием событий.
Больше новостей, фотографий и видео с места событий — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и узнавайте всё самое интересное и важное из жизни региона первыми.