![](https://n1s1.hsmedia.ru/05/58/44/055844f11ffd712f11db7444229f66f8/656x493_1_ff821bc451ff24cbf522ecc2ee7e4a78@1600x1202_0xoJkwvjxE_9586535227616949337.jpg.webp)
Дарья Зеленова родилась и выросла в подмосковной Балашихе, преподавала в университете, занималась дошкольным образованием, а потом уехала работать в деревенскую школу. От Новосибирска до Сосновки, где теперь преподает Дарья, — 60 с лишним километров. Дорогу легко может перегородить стадо коров или отара овец, а в классах учится по 5–6 человек. Дарья рассказала нашим коллегам из MSK1.RU, почему перебралась из ближнего Подмосковья в Новосибирскую область.
«Ерундовое расстояние»
Дарья выходит из своей квартиры в Бердске — это небольшой город под Новосибирском. Садится в машину и по дороге, которая почти сразу после выезда из городка превращается из асфальтированной в грунтовую, 40 минут едет в село Сосновка. Подъезд к школе перегораживает стадо коров, Дарья разворачивается — видит отару овец. Добирается до школы — небольшого одноэтажного здания. Здесь учится около 50 человек. Дарья преподает во втором и четвертом классах. Четвертый класс — самый большой, там 9 школьников.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/9d/5d/61/9d5d614cad6c56fc5588b17a4ebaf073/656x492_1_eb76f6365eec6e8d2f0bd457d0b430bf@1600x1200_0xNeSrUjI5_9743432531770594583.jpg.webp)
Соответственно, и кабинет у Дарьи самый просторный. Зимой здесь всегда жарко — дети ходят в футболках. Отопление в школе печное — как и во всей деревне, газ сюда так и не провели, хотя местные жители (всего их меньше тысячи) пытались добиться.
— Коллеги говорят: «Ну как же так, вы по 40 минут каждый день ездите!» И я сначала тоже задумалась: «Как же это я так?», а потом поняла, что это ведь какое-то ерундовое расстояние. В Балашихе от вуза до дома я ехала час, хотя в выходные этот же путь занимал 20 минут. А здесь никаких пробок, хотя дорога не очень хорошая. Но за ней следят. Коллеги говорят, что несколько лет назад ее размывало и было невозможно выехать из села — в этом году такого не было. Можно проехать в любое время. Я очень боялась, что не смогу ездить зимой, но нет, без проблем, — рассказывает Дарья Зеленова.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/03/f6/86/03f68610171d9a10bcab786ffb0faeba/656x492_1_c5d7558f868a257808fcd727d529322f@1600x1200_0xmMoPPPDZ_7389801218207607176.jpg.webp)
В августе 2022-го она приехала сюда работать учительницей начальной школы по программе «Учитель для России» благотворительного фонда «Новый учитель».
Уплывший теплоход
О том, чтобы переехать в глубинку, Дарья впервые задумалась лет пять назад.
— Я пять лет работала в вузе. И меня сильно удивляло, почему все едут в Москву, что здесь такого особенного? Захотелось посмотреть на другие регионы — не просто приехать-уехать, а увидеть с точки зрения жителя, — делится Дарья.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/60/03/d6/6003d6cc391952effd8c47402b323511/656x492_1_38c43648c940f1d82658246bfce14ea1@1600x1200_0xtkdZT83q_8356816710684607697.jpg.webp)
Она была уверена, что арендует домик в глубинке, затопит печь и будет совершенно счастлива. Но начала с того, что переехала из родительской квартиры в обычный частный дом в Балашихе, где были все привычные удобства. И тем не менее начались проблемы: «То труба, то котел». Дарья взглянула на ситуацию трезво и поняла, что жизнь в частном доме вдалеке от родных, готовых быстро прийти на помощь, просто не вытянет.
В 2022 году после долгих раздумий Дарья решилась на переезд — стала участницей программы «Учитель для России». К этому подвело стечение обстоятельств: последние три года Дарья летом работала администратором на теплоходах — а тут вдруг не удалось получить работу, теплоход уплыл без нее.
«Учитель для России» — это общественная программа благотворительного фонда «Новый учитель», благодаря которой выпускники и профессионалы из разных сфер в течение двух лет работают учителями в простых школах, чтобы обеспечить равенство образовательных возможностей для детей из регионов России. Участники программы, помимо официальной зарплаты учителя, которую дает школа, получают 20 тысяч стипендии и 15 тысяч компенсации за аренду жилья. Все участники проходят профессиональную переподготовку до выхода в школу и в течение 2 лет продолжают обучение. Партнер по обучению учителей-участников — Московский государственный институт международных отношений (МГИМО).
Родители (Дарья с ними очень близка) вздохнули: «Всё с тобой понятно, езжай».
— Они, наверное, ждали чего-то подобного, какой-то непонятной штуки, которую я вытворю, — смеется Дарья. — Сейчас сложно и им, и мне. Они очень хотят быть ближе, тяжело переживают, что я так далеко уехала.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/c3/a7/c8/c3a7c85f9002e3ccbd0f1dc5baa15997/656x492_1_216a3908f64cb08b0650671f5c301ed2@1600x1200_0xGDaccmxP_7253493700854292003.jpg.webp)
До Сосновки она не преподавала в школе — занималась с дошкольниками в частном клубе в Москве, работала со студентами.
— Я сильно хотела в школу — это тот уровень образования, который я не захватила.
Снимать дом в Сосновке не рискнула, обосновалась в ближайшем городке — Бердске.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/fe/76/32/fe7632ec2d459bb713d410c2b440d707/656x492_1_5803aeda3687d17de223f1ffccab9ab0@1600x1200_0xAqdP81lI_4505261679082915395.jpg.webp)
— Я лучше поняла себя и свои требования к комфорту. Думаю, если бы я в 2018 году переехала в дом, где туалет на улице и печное отопление, как планировала, то, скорее всего, не смогла бы доработать. Учительская работа занимает очень много времени. Иногда я выхожу из школы в 18 часов, и если бы у меня была еще и печь дома и надо было бы чистить снег зимой (а зима здесь долгая), наверное, у меня не хватило бы сил, — говорит Дарья.
Белый лист
Большинство детей, с которыми работает Дарья, — это младшие дети в многодетных семьях. Практически никто из них не ходил в детский сад — его в селе просто нет. Некоторых родители возили в садик в Бердск — но таких меньшинство.
— К первому классу они не умеют читать, считать, не знают, что такое цифры, путаются в треугольниках и квадратах, могут назвать только пару букв. Но они настолько готовы познавать новое, что это впечатляет, правда. Они радуются всему, что происходит вокруг них. Московские дети, когда идут в первый класс, спокойно читают довольно большие тексты, могут их пересказать, отлично считают в сотни. Мне кажется, это очень искажает их детство. К первому классу они уже не очень-то горят желанием познавать новое. А это первый класс, дальше еще одиннадцать лет школы, — считает Дарья.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/cc/b5/fc/ccb5fc5d28ef204e8190cf140656cb12/984x1312_1_1733bb44d8537ceb7e7fce2d80e54a13@1200x1600_0xgJhUYeiH_2750533042660294454.jpg.webp)
Семьи практически всех учеников держат скотину: у кого-то корова или две, у кого-то козы или овцы. Дети пасут коров, помогают в огороде — это неотъемлемая часть жизни. Некоторые семьи не выезжают из села — живут фермерским хозяйством. Другие ездят на работу в Искитим — это ближайший город, поменьше Бердска.
— До него ходит автобус три раза в день. Причем уехать на работу на общественном транспорте можно, а с работы после 18 часов — уже нет, автобус уходит раньше. Наверное, как-то кооперируются с людьми, у которых есть автомобили. Я пытаюсь представить эту жизнь: нужно подоить корову, затопить печь, а еще у тебя работа и четверо детей, — делится учительница.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/c4/02/b4/c402b4ad0258f8a43f31f6ff4d3a12e5/984x1312_1_c7f28dc7319c57bf0b83d659e1c0f4ed@1200x1600_0x71Cwc1qn_1644053136998576639.jpg.webp)
В самой Сосновке есть дом престарелых, клуб, где занимаются дети в кружках, школа (местные жители работают здесь учителями, уборщиками, истопниками) и птицефабрика.
Большинство детей растут в рамках села, ездят разве что в Искитим, потому что в Сосновке есть только фельдшерский пункт, если нужно, например, к стоматологу — придется ехать в город. То же и с покупкой одежды — в Сосновке есть только продуктовые магазины.
— Сейчас во всех школах есть электронные дневники, но я понимаю, что не все родители могут туда войти. Где-то у 20% людей нет интернета, телефоны кнопочные. Изначально меня это очень сильно удивило, — говорит Дарья.
Социализация по-сосновски
Ученики Зеленовой привыкли к маленьким расстояниям.
— Для ребенка самое большое расстояние — от школы до дома. Они говорят: «Я так далеко живу!» А это «так далеко» — это минут 15, — рассказывает Дарья. — Поэтому, когда мы едем на экскурсию, им очень сложно пережить дорогу. Даже час езды на автобусе — уже сложно, а это только часть пути. Они выходят оттуда: «Как, еще электричка? Еще экскурсия? А может, назад?»
![](https://n1s1.hsmedia.ru/a8/a6/86/a8a686ada7f3dc6883054763bcd1dd90/984x1312_1_15268e88e42adfde575256a278ef27e1@1200x1600_0xV2DV3S9Z_5938905599838666440.jpg.webp)
В этом учебном году Дарья с детьми побывали в «Экспериментариуме», планетарии и музее железнодорожной техники в Новосибирске, ездили в Искитим в краеведческий музей.
— Учителя для России не только ведут уроки, еще они стремятся давать детям разные возможности, стремятся к социализации детей. Когда мы ездили в «Экспериментариум» на электричке, каждый сам покупал себе билет. А в Новосибирске, чтобы выйти, нужно было приложить его к турникету. Дети впали в ступор. Я очень благодарна женщине-контролеру: она каждому ребенку помогла приложить билет, — рассказывает Дарья.
Периодически Дарья старается дать детям возможность поработать за ноутбуком — дома у большинства из них компьютеров нет: учит, как включить / выключить, зайти в Сеть, пользоваться поиском.
Летняя жизнь
Село Сосновка находится на берегу Обского моря. Ученики Дарьи очень удивились, когда она рассказала им, что это на самом деле не море, а водохранилище. Летом дети много рыбачат, кто-то из старшеклассников зарабатывает этим на жизнь.
В июне село оживает: приезжает много дачников, жителей окрестных городов, которые просто решили искупаться.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/d8/49/e5/d849e5bece5a7ae5f2c651f19d563b75/984x1312_1_54312639840a3b8c960ddc4c2f9965de@1200x1600_0xGJKtuh6w_6813948448361933541.jpg.webp)
— За счет этого сильно меняется ритм жизни села. Родители начинают бояться выпускать маленьких детей гулять по деревне. И это оправданно: появляется много непонятных людей, автомобилей, а дети не привыкли к этому. Они думают: «Машина сама как-нибудь объедет, а я иду по дороге и иду». А еще они же все на велосипедах — это главное средство передвижения. И когда появляются другие люди, перемещаться в Сосновке становится сложнее, — описывает Дарья.
А вот в октябре в учительской начинаются разговоры: «Ну вот, все уехали, я одна на улице, становится страшно».
Сама Дарья на лето улетит в Подмосковье, к родителям. Что будет делать после окончания участия в программе «Учитель для России» (она закончится через год), пока не знает — но хочет остаться в системе образования и продумывает, как бы не возвращаться в Москву.