Владивосток — город воинской славы, а ведь в годы Великой Отечественной боев здесь не было. За что его удостоили высокой чести? Поводов хватало. С 1941 по 1945 год на фронт ушли 136 тысяч приморцев. Кроме того, уже к 1942 году Тихоокеанский флот отправил на войну 92% своего состава — почти 130 тысяч человек, на их место пришли 25 тысяч женщин. А чем 4 года были заняты гражданские? Как горожане узнали о начале войны? Почему здесь, в отличие от многих других регионов СССР, люди не голодали? В этом материале мы собрали самые интересные факты о Владивостоке во время войны.
Боялись японцев больше, чем немцев
Владивосток живет на 7 часов вперед, и многие думают, что горожане узнали о начале войны поздним вечером, но это не так. 22 июня в 9 утра командующий Тихоокеанским флотом Иван Юмашев получил телеграмму от адмирала флота Советского Союза Николая Кузнецова. Он приказывал подготовиться отразить нападение Японии, союзника Гитлера.
В 17:00 жителям Владивостока объявили, что нацистская Германия вторглась в Советский Союз. Речь главы Совета народных комиссаров СССР Вячеслава Молотова прозвучала для всей страны только через два часа.
В ночь на 23 июня прошел радиомитинг, его транслировали на всё Приморье. Многие горожане летом уехали на дачи, больше им просто неоткуда было узнать.
Страх, что Япония нападет на Дальний Восток, сидел в наших земляках давно, а здесь он лег на благодатную почву. По городу и окрестностям поползли слухи, что соседи уже атакуют. Люди передавали друг другу подробности: Хабаровск отрезан, продукты в магазинах заканчиваются, сберкасса не выдает наличные. Началась паника.
Еда и газеты моментально исчезли с прилавков, в сберегательных кассах выстроились очереди. Власти запретили выдавать в одни руки больше 200 рублей, и тут началась настоящая давка.
Горожане, которые встретили плохие новости на дачах, решили не возвращаться в город. Владивосток в первые дни войны выглядел тоскливо: пустые улицы, а те, кто остался, стояли в очередях.
Рыли окопы, учились стрелять
Советский Союз заключил с Японией пакт о ненападении в апреле 1941 года. Но японские войска располагались на континенте, всего в 125 километрах от Владивостока. Союзник Германии по Тройственному союзу продолжал наращивать военную мощь. В первый год войны количество японских солдат и офицеров выросло до 1 миллиона, стало в 2 раза больше танков и в 3 раза больше самолетов.
В сентябре 1941-го жители советского Дальнего Востока начали проходить военную подготовку, уговаривать никого не пришлось. Люди активно шли в учебные центры, созданные при воинских частях и на кораблях Тихоокеанского флота. Мужчин учили на пулеметчиков и минометчиков, женщин — на медсестер.
С первых дней войны Владивосток начал жить прифронтовой жизнью. Жители готовились к обороне, рыли в окрестностях доты и противотанковые рвы.
Герои
Приморцы, как и другие советские люди, верили, что фашисты сдадутся и война скоро закончится. Поначалу никто не понимал масштабов катастрофы. В сентябре на Дальнем Востоке началась мобилизация, и всё стало ясно. В Приморье тогда жили 1 миллион 159 тысяч человек. Владивосток, по сравнению с сегодняшним, был крохотным — всего 200 тысяч. А на фронт за 4 года войны забрали 136 тысяч мирных жителей — почти 12%.
Кроме мобилизованных на фронт шли добровольцы. Только за 23 и 24 июня жители края подали более 500 заявок. Приморцы сражались отважно, об этом говорят их награды. За годы войны жителям края вручили 230 тысяч орденов и медалей. 104 приморца удостоились звания Героя Советского Союза, 6 человек получили звезду героя дважды, а 16 жителей края стали полными кавалерами ордена Славы.
Сытый город
Владивосток и Приморье в годы войны не голодали в отличие от северных регионов страны. К 1941 году в крае работали четыре колхоза-миллионника, но 80% продуктов они отдавали стране. Оставшегося хватало, чтобы не досыта, но все-таки самим кормиться.
Жители активно добывали рыбу и морепродукты, к тому же в городе почти не было многоэтажек. Сады и придомовые клумбы у частных домишек быстро распахали под огороды.
Без карточек не обошлось, по ним продукты выдавали с 1941 по 1947 год. Они были именными, и получали их только горожане. Сельские жители были на самообеспечении.
Во Владивостоке существовали даже рынки, но цены там были заоблачными. Рабочий Дальзавода не получал больше 800 рублей в месяц, а килограмм свинины стоил 150.
Кстати, работали владивостокцы много, но нельзя сказать, что на износ. Чаще всего смена на Дальзаводе составляла 9 часов. Библиотека и театр имени Горького никогда не пустовали. Каждый день читальные залы посещали более 200 горожан, а театр давал не менее 10 разных спектаклей. Но никто не мог тягаться с кинотеатром — зал был битком, достать билет было практически невозможно.