Отопительный сезон начался во Владивостоке, но многие дома и даже целые микрорайоны до сих пор не подключили к горячему водоснабжению. Гидравлические испытания летом 2023 года шли плохо, ремонты после них растянулись на многие месяцы. Жители дома на Толстого, 25 остались без горячей воды 17 мая и до сих пор ее ждут. Студенты общежитий ДВФУ, которые находятся на материке, не в лучшем положении — горячей воды нет уже полгода. И таких примеров во Владивостоке не сосчитать. Редакция VLADIVOSTOK1.RU поговорила с юристом Татьяной Семыкиной о том, что делать, если ты в коммунальном аду. Простые ответы на сложные вопросы читайте в этом материале.
На какой срок коммунальщики имеют право отключать горячую воду по закону?
Если мы говорим о спонтанном отключении горячей воды, то сроки будут такими:
без указания причин — 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца или 4 часа единовременно;
при аварии на тупиковой магистрали — 24 часа подряд.
Если речь идет о плановых ремонтных работах, всё намного сложнее. Предыдущий СанПиН говорил четко — отключать горячую воду во время ежегодных профилактических ремонтов можно на 14 дней и не больше. Но тот СанПиН отменили.
Новый документ вообще не содержит временных ограничений для периода ежегодных профилактических ремонтов. Можно обратиться к Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда. Постановление рекомендует проводить ремонт, связанный с отключением горячей воды, не более 14 дней. Но это только рекомендация, строгих сроков нет. Теплоэнергетики имеют право и дальше не включать горячую воду, но только если согласуют это с местными властями.
Органы местного самоуправления официально утверждают график отключения. Но в таком случае местные власти обязаны сами организовать горячее водоснабжение иными способами. Второй абзац пункта 97 Правил горячего водоснабжения от 2013 года это четко прописывает.
Почему сроки подключения горячей воды переносят постоянно и в хаотичном порядке? Законно ли это?
Надо сверяться с графиком, который официально утверждают органы местного самоуправления. При этом исполнитель обязан предупредить о плановом отключении горячего водоснабжения не менее чем за 10 дней.
Источник информации о сезонных отключениях — теплоэнергетическая компания. Обычно теплоэнергетики сообщают об этом на своих сайтах, а также управляющим организациям — напрямую или через местную администрацию. Непосредственно жильцов информируют уже УК и ТСЖ — как правило, развешивают объявления в подъездах. Собственники квартир теперь могут получать электронные уведомления о плановых отключениях горячей воды даже через «Госуслуги».
Если УК или ТСЖ не сообщили потребителям о плановом отключении или дали недостоверную информацию, положен штраф от 5 до 10 тысяч рублей.
Во Владивостоке начался отопительный сезон. До какого срока коммунальщики имеют право не подключать дом к отоплению?
Если отопление в доме зависит от централизованных сетей, то надо смотреть на температуру воздуха за окном. Если столбик термометра пять дней подряд показывает ниже 8 °C, то на шестой день дом обязаны подключить к отоплению, иначе это нарушение закона, можно обращаться в прокуратуру.
Как и куда правильно пожаловаться?
Отталкиваемся от официального графика отключения горячей воды, который согласовала местная администрация, и от среднесуточных температур в случае с отоплением.
Первый шаг — предъявить претензию управляющей компании или ТСЖ. Если они игнорируют ваши требования, обращайтесь в жилищную инспекцию.
Также жалобу на отсутствие горячего водоснабжения и отопления можно направить в Роспотребнадзор, прокуратуру и органы местного самоуправления. Управляющую компанию, ТСЖ или ресурсоснабжающую организацию оштрафуют на сумму от 5 до 10 тысяч рублей.
Помните, что вы по суду можете требовать предоставить качественную услугу, возместить убытки и моральный вред. За счет предшествующих обращений в УК, Роспотребнадзор, прокуратуру и так далее доказать факт нарушения будет проще.