Микрорайон Снеговая Падь во Владивостоке — лакомый кусочек для представителей строительного бизнеса. Это окраина города, где большие территории позволяют разгуляться жилым кварталам. Раньше район Второй речки был заселен в основном военными и их семьями, к 2010 году общая площадь «военного городка» уже составляла 530 гектаров. Сегодня там насчитывается около 40 жилых домов и несколько кварталов новостроек.
Говорить об отсутствии инфраструктуры и загруженности в этом материале мы не будем. Сегодня тема более историческая — наследство военных, которые ютились тут плотным особняком и в один день «сгорели», оставив свой след на километры в округе.
Только в 2023 году на территории Снеговой Пади четыре раза нашли боевые снаряды или их остатки, некогда принадлежавшие военным. В 2011 году от разрыва снаряда погибли четверо строителей, самому молодому из которых было всего 18 лет. Еще двое получили повреждения различной степени тяжести. В 2014 году было найдено более 50 снарядов на стройке, несмотря на то, что военные неоднократно проверяли территории перед застройкой.
Было похоже на извержение вулкана
Что такое Владивостокский арсенал, знал в 1992 году каждый мальчишка. Лес в его округе привлекал молодежь легендами, тайными и различными наземными и подземными тоннелями, начиненными тысячами тонн взрывчатки.
Именно на этих складах 14 мая в 18 часов 35 минут во Владивостоке начался пожар. Причин возгорания главных артиллерийских складов Тихоокеанского флота называли несколько: самовозгорание, диверсия или хулиганские действия подростков.
По рассказам очевидцев, примерно через час после начала пожара из арсенала во все стороны начали разлетаться снаряды. Осколки и болванки боеприпасов в итоге оказывались в нескольких километрах от эпицентра. Некоторые взрывались и летели горящими шарами в жилые дома, некоторые падали на землю в лесу.
— Мы все думали, есть ли там химическое оружие? А есть ли ядерное? Что именно там хранилось, никто не знал. Телефоны не работали, узнать, что случилось не было никакой возможности, так же как и рассказать близким, что ты жив. Хотя близкие узнали о том, как мы эвакуировались, только когда я домой приехал. Взрывы то утихали, то усиливались, издалека через пару часов было похоже на извергающийся вулкан, — рассказал корреспонденту VLADIVOSTOK1.RU Игорь Гужев, в те годы он работал недалеко, на улице Русская.
Эвакуация и мародерство
Жителей начали эвакуировать почти сразу, многие вспоминают, что уходить особо никто не торопился, потому что не понимали реальную обстановку, но после первого снаряда, который прилетел во двор одного из домов, ушли все.
Одними из первых на территорию арсенала зашли танки морской пехоты. Военным нужно было провести инженерную разведку: выяснить, что взорвалось, какие есть пути, что можно тушить в первую очередь.
Танки, по воспоминаниям Бротиславы, дочери одного из работавших тогда в части солдат (она не помнит, где именно служил отец и в какой должности, через время после происшествия им с мамой пришлось уехать из Владивостока. — Прим. ред.), не могли преодолеть небольшой кусочек асфальта. Но те, что были в лесу, «утаптывали» упавшие снаряды в землю.
— Мы гуляли в это время в соседнем районе, как звуки услышали, увидели дым, побежали на крышу. Сидели там долго, смотрели, как танки работают и пожарные, потом начало взрываться всё. Мы-то были не очень близко к эпицентру, в двух километрах, может. Но видели летящие снаряды и слышали, будто в хорошем кинотеатре фильм смотришь. А жила я прямо в Снеговой Пади, мне сложно сориентировать, где именно, потому что уехали оттуда и больше не возвращались, но помню, что после эвакуации нашу квартиру ограбили — вынесли телевизор и стиральную машинку. Оказалось, мама побежала меня искать и даже не подумала дверь закрыть, — рассказала женщина.
Эвакуация была массовой. Весь район Второй речки обесточили. Во что превратится пожар, не знали даже военные, хоть и говорили журналистам, что взяли ситуацию под контроль. Но предугадать, куда полетят снаряды, было нельзя.
Потерпевшие пережидали «бомбардировку» за городом у друзей, родственников или в детских лагерях. Всего, по официальным данным, эвакуировали более 130 тысяч человек. Больше такого в истории Владивостока не повторялось.
Масштаб
Взрывы были не слышны разве что в районе Тихой и Эгершельда. По рассказу Игоря Гужева, он эвакуировался через два часа после начала пожара, и с товарищем они шли пешком.
— Когда я пришел домой, на Школьную, и рассказал своим, что произошло, они глаза выпучили, не поверили. Потом уже какой-то сюжет по телевизору включили. А вот товарищ жил на Толстого, рассказал потом, что у него даже рама немного тряслась на 8-м этаже. Тогда я ему поверил, сейчас кажется, что всё было преувеличено, — поделился приморец.
Бабахало и летало знатно, после этого арсенал около двух лет пытались приводить в порядок. Около года о случившемся напоминала дыра в стене дома на Тухачевского, которая до сих пор закрыта металлом.
Сергей Кондратенко, отвечавший за безопасность при подрывных работах в рамках ликвидации последствий инцидента, рассказывал 15 мая 2012 года газете «Владивосток», что до сих пор остается секретным количество взлетевших на воздух боеприпасов.
А тогда, по его словам, тушили огонь практически вручную — танкисты сбивали его с травы комбинезонами.
— Рядом с пожаром находились снаряды от «Града», и, если бы они загорелись, то полетели бы прямо в сторону города. Артобстрел, инициированный людьми, по мнению человека абсолютно гражданского, более логичен, а поэтому менее страшный. Здесь же было непонятно, куда полетят хоть и без взрывателей, но начиненные смертоносной взрывчаткой снаряды, и сколько будут продолжаться взрывы, — писало издание со слов военного.
Взрывалось и горело всё почти сутки — лишь ко второй половине 16 мая стало потише. Очевидцы вспоминают, что внешне часть Снеговой Пади им напомнила Луну — везде кратеры и обожженные деревья.
После этого случая по Приморью цепочкой прошлись подобные случаи — в мае 1994 года на воздух взлетел арсенал авиации Тихоокеанского флота, расположенный у поселка Новонежино Приморского края. Было разрушено около семи домов. А в апреле 1998 года в Пограничном районе, близ поселка Бараново-Оренбургское пожар возник на военных складах одной из воинских частей. Огонь охватил артиллерийский склад, где начали рваться снаряды, ангары с боевой техникой, запас горюче-смазочных материалов.
О погибших в открытых источниках не сообщается, но пострадавшие были. По данным различных СМИ, это те, кто находился в непосредственной близости к складам.
Сейчас
В различных отчетах говорится, что работа по очистке территории была проведена в самом микрорайоне и на прилегающих к нему 528 гектарах. Несмотря на сложную ликвидацию последствий, снаряды и мины находят до сих пор, некоторые всё еще имеют боевой запас. С тех пор не единожды застройщикам приходилось останавливать земляные работы, чтобы передать специалистам «сюрприз». Местных пугает лишь то, что в микрорайоне продолжается плотное строительство, в том числе рядом с детскими учреждениями.
Больше новостей, фотографий и видео с места событий — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и узнавайте всё самое интересное и важное из жизни региона первыми.