Уникальная семья 75-летних виноградарей из Партизанска известна среди приморцев своими домашними фруктами, вином и гостеприимством. Евгений Халиман и его супруга Валентина — скромные люди, поэтому знакомы они тем, кто вживую покупал у них виноград, брал совет по культивированию или пел песни на их большом участке с лесом и озером. А таких немало.
Редакция VLADIVOSTOK1.RU случайно узнала о семье садоводов от их соседа Николая, который когда-то обратился к ним за рассадой винограда для собственного огорода. Корреспонденты четыре часа добирались до отдаленного домика семьи Халиман, чтобы пообщаться с виноградарями лично.
Радушные люди встретили нас с домашним персиковым компотом и фотографиями их семьи, которые Евгений Пантелеевич сделал сам — это еще одно его хобби. Из интервью вы узнаете о видах винограда, которые испытывала в регионе только семья Халиман, о любви между супругами, длящейся с учебной скамьи, и познакомитесь с садом партизанской пары.
Экскурсия по Эдему
Конечно, сам Евгений Халиман, в силу воспитанности и скромности, не называет свой сад райским. Он даже хорошим его не называет, а как данность говорит о том, что собирает по 100 килограммов большого и сладкого винограда за сезон для вина и еще 300 килограммов столовых сортов. Но мы и пара соседей семьи из поселка Лозовый не остались равнодушными увиденным огородом. Осенью здесь заметно, что земля отдыхает от обилия сезонных фруктов, овощей, зелени.
— Каким был в этом году урожай винограда?
— Не слишком большой. Но на базар мы обычно возим два ящика. У нас растет около 44 сортов винограда сейчас, которые удовлетворяют наши потребности.
— Мешали ли садоводству вредители?
— Их всегда много тут. Воробьи, осы на сладкое летят, гнили всякие, грибки, вызывающие антракнозы, милдью. Обрабатываем химией, от воробьёв сетки помогают. И у нас сейчас кошка появилась, она всех птиц разогнала. Иногда из-за влажности и дождя сорт полностью страдает. Те «трупы», что болеют, мы сразу выкидываем — целый вид. Отбираем и оставляем лучшие.
Антракноз — грибковая инфекция, вызывает пятна на листьях, стеблях и плодах. Он приводит к ухудшению качества плодов, их гниению и даже преждевременному опадению. Особенно часто антракноз встречается у фруктовых деревьев и кустарников.
Милдью — заболевание, вызванное грибком, который поражает листья, стебли и плоды, приводя к образованию желтых или серых пятен. Милдью часто встречается на растениях, таких как виноград, огурцы и томаты, особенно в условиях высокой влажности и тепла.
— Сколько лет вы выращиваете виноград?
— Отец у жены занимался немного виноградом, но там около трех сортов было. Мы выращиваем с 1993 года, всего развели 196 видов.
— Какой ваш любимый сорт?
— В один год может быть один любимый, а на следующий он уже окажется не очень. Могу сказать сейчас «Ливия». Здесь много хороших: «Брависсимо» — киш-миш черный, «Карнавал» — красивый красный, как ежик такой. Киш-миш «Рилайнс», «Юпитер», «Цимус».
— А вы домашние ягоды — голубику, ежевику — используете для вина?
— Я вином сильно не балуюсь.
Не очень разговорчивый Евгений Халиман — эксперт-виноградарь с более чем 30-летним стажем. К нему на интервью до нас приезжали операторы из «Интернет-форума садоводов и виноградарей Дальнего Востока». С 2016 года видео посмотрели пять тысяч зрителей, а сад семьи авторы назвали «чудесным оазисом».
Но если в экспертном ролике для знатоков Халиман говорит только о фруктах, нам он открылся и с другой стороны — как любящий муж, художник и сборщик гостей.
Знакомство с семьей и бытом
Уютный домик пары отапливается только печкой, но температура внутри комфортная. Валентина Халиман предложила гостям чай, домашнее варенье и компот из летних персиков, мясную и сырную нарезку, сладости.
На стенах дома развешаны нарисованные портреты и фотографии семьи. Их автор — Евгений Пантелеевич. Он реалистично изобразил на одной картине супругу Валентину, а на другой нарисовал их совместный свадебный портрет.
— Я горжусь портретом. А всеми фотографиями занимается у меня хозяин — Женя, — поделилась Валентина, держа в руках свое изображение.
Сам Евгений скромно отмахнулся от расспросов: он художником себя не считает, рисование было порывом.
— Кто-то еще в вашей семье перенял талант к рисованию?
— Обе внучки занимаются музыкой: одна — скрипкой, вторая — флейтой. Но 16-летняя Маргарита тоже рисует.
— А как вы познакомились с женой?
— В местном горном техникуме. Мы учились в одной группе.
— Валентина, какое у вас было первое впечатление от Евгения?
— Даже не знаю, я на него внимание не обращала по началу. Я занималась спортом — легкой атлетикой, у меня своя жизнь была, на соревнования ездила. А потом как-то зацепились.
— Евгений, а вы как влюбились в Валентину?
— Ну как? (Смеется.) Мы ж учились вместе. Я ее не помню в начале. Мы три года назад 50 лет вместе отметили.
Сосед Николай, познакомивший редакцию с семьей Халиман, увидев портрет Валентины, который нарисовал Евгений, воскликнул: «Эти глаза, ямочка — вот во что он влюбился в вас». Валентина в ответ согласилась: «Да, глаза у меня были широко открытые».
— На фотографиях много родственников. Насколько у вас большая семья?
— Валентина вторая дочь в семье — их три сестры и три брата. В поселке Лозовый остались два брата, третий переехал в Находку. У нас две дочери, сын, два внука и две внучки. Самая младшая дочь живет в Партизанске, а старшие дочь и сын живут во Владивостоке.
— Евгений, а какая у вас семья была? Валентина сказала, что ее мать была упрямой. А вас растили в строгости?
— Нас трое братьев. Да в какой строгости? Мы в деревне росли.
На вопрос «Хулиганили?» Евгений загадочно улыбнулся, но оставил его без ответа.
— Вся дружная орава собирается у вас в доме по праздникам?
— На Новый год практически да, но не всегда. Годовщину золотой свадьбы, дни рождения отмечали. Зимой горку обычно на склоне от озера заливаем. Но сейчас климат поменялся, снега почти не бывает.
— Вы много где успели пожить. Там снег застали?
— Валентина жила в сибирском городе в частном доме у деда. Они там по садоводству вообще к зиме ничего не делают — малину пригнул, пришпилил, снег выпал, и всё. А мы укрываем всегда от ветра, выдувает всё.
— Вы оба родом из Партизанска?
— Валентина родилась в этом доме, только в старом и без пристройки. Она уехала покорять Сибирь, прожила 2,5 года в Кемерове. Поженились мы в Спасске-Дальнем, а потом переехали во Владивосток.
Там прожили 18 лет. У нас дача была в Кипарисово, без машины туда добирались электричкой, потом 50 минут пешком шли. Я тогда девять сортов уже винограда выращивал, три вида персиков. Папа Валентины прививками винограда занимался в Лозовом, я учился у него. Весело жили, до сих пор весело.
— А какой город вам роднее всего стал?
— Партизанск. (Смеются.) Во Владивостоке у нас там что? Квартира, да, но подъезд вечно то воняет, то кошки, то еще чего. А здесь природа, воздух только чего стоит.
Искусство виноградарей
Мы попросили показать нам процесс изготовления вина. Конечно, к осени уже весь урожай был убран, расфасован по кладовкам, а оборудование виноделов спрятано в подсобку. Но Евгений Халиман достал советский пресс, который, со слов Валентины, они приобрели в Комсомольске-на-Амуре очень давно.
После выжимки сока под прессом будущее вино расфасовывают по большим стеклянным емкостям, где оно и настаивается.
— А откуда вы новые сорта винограда привозите?
— Мы дружим с виноградарем Сергеем из Артема. Он выписывает, приезжает весной, мы садимся и делаем прививки. Как такового общества виноградарей нет.
— Долго вино отстаивается в стеклянных банках?
— Сорт «Мукузани» долго стоит, до мая примерно. Выпивается всё меньше, чем за год.
— Покупное вино сильно отличается по вкусу от самодельного?
— Каждый год по-разному. Оно не получается один в один каждый раз. Дома главное стараться, фильтровать несколько раз.
Рассуждения Евгения Халимана про разницу покупного и домашнего вина прервал сосед Николай емкой фразой: «Небо и земля». Он пробовал напиток, изготовленный в этом доме, и остался доволен.
— Вы сказали, что в этом году было много дел с основным урожаем, поэтому вином занимались вполсилы. Каким оно получилось?
— Густо-густо бордовое, насыщенное слишком. Очень темно-красное, ему надо дольше стоять, где-то год. Но у нас не получается — до августа еще стоит, а после наших дней рождений нет, всё выпивают.
— Что еще помимо винограда у вас выросло в этом сезоне?
— Все овощи: морковь, картофель, лук, капуста. Сливы, персики, голубика, горчица. Цветы.
— Всё это продаёте на местном рынке?
— Что остается. Картофель плохо покупают. К нам за персиками и виноградом даже из других городов приезжают, из Находки постоянно. Даже дома у нас в ящиках берут. На базаре продают виноград «Альфу» в основном и этот «Спутник» зелененький, круглый. Вот и всё, больше ничего не продают. Никто не умеет выращивать, по-моему.
Я — закоренелая торгашка. Нравится, не нравится, но это же деньги. На одну пенсию тяжеловато жить. Нас хорошо знают.
— У вас просят советы?
— Валентина на рынке уже стала второй рукой. К ней обращаются, как посадить, как укоренить, как привить. Хотя она этим не занималась. Подходят, спрашивают: «А как — воткнул и всё?». Отвечает: «Ну, как воткнёте, так и получите результат». Сейчас до весны много черенков еще отдаем.
— Как находите столько сил на поддержание сада и огорода?
— Уже не хватает сил, уже стареем. Дочка иногда помогает, когда есть возможность, она же работает. В основном сами мы трудимся.
— Как думаете, кто-то из родни сохранит эти виноградники в будущем?
— Вряд ли. (Вздыхает.)
Больше новостей, фотографий и видео с места событий — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и узнавайте всё самое интересное и важное из жизни региона первыми.
Больше новостей, фотографий и видео с места событий — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и узнавайте всё самое интересное и важное из жизни региона первыми.