Поездки в Китай из Приморья через переход Турий Рог возобновились спустя четыре года в привычном режиме. Автобусы ходят ежедневно — туристические и рейсовые, путевки разлетаются как горячие пянсе. Но не всех туристов радует дорога до границы, а пограничный переход возвращает их на 10 лет назад. Туалетов на протяжении всего пути так и нет, а автовокзал в селе Камень-Рыболов еще сильнее постарел.
Выезжая из Владивостока, надо быть готовым к тому, что технических остановок не будет, сделать их водителю автобуса просто негде вплоть до самой границы. Если автобус заказной, он останавливается в Уссурийске, потом в Камне-Рыболове, если рейсовый — то только в Камне-Рыболове через 200 километров от старта. Туристка со стажем в 15 лет Елена А. рассказала корреспонденту VLADIVOSTOK1.RU, что и в самом пункте пропуска о комфорте речи пока что не идет.
— На российской стороне, до въезда на территорию границы, туалет поставили, это, пожалуй, единственное изменение. Летом в целом было удобно, но зимой уже очень холодно — туалет уличный. Когда ты собираешься в Китай с ноября по март, то, скорее всего, очень тепло одет, а значит, «делать свои дела» на улице не сильно удобно, — размышляет женщина.
Но это не пугает и не отталкивает отдыхающих, для них единственный большой минус — долгое ожидание на русской стороне. Иногда оно достигает шести часов. В самом здании толкотня и нет порядка в очереди, в то же время на китайской туристов выстраивают по номерам и быстро, стараясь не задерживать, пропускают одного за другим что в одну сторону, что в другую.
— Удивило, когда мы попали в здание самого пункта, что они всё автоматизировали, кривовато, конечно, но интересно. Теперь они фиксируют проходящего с помощью отпечатков пальцев и по лицу. Для этого появились прикольные говорящие на русском специальные приборы. Но в сравнении с нашим зданием китайское будто бы игрушечное, их граница, конечно, не внушает никакого опасения. Суровости ноль. На нашей стороне всё очень строго, ничего нельзя, туалетов нет, места мало, служебные собаки смотрят совсем не дружелюбно... Чувствуешь себя не в своей тарелке, как будто заранее что-то нарушил. Но это ощущение проходит, когда сотрудники таможни тебе улыбаются, — продолжила Елена.
Фотографировать нельзя ни на одной из сторон погранпереходов, но описание дорог, ведущих к пунктам, у нашей собеседницы получилось такое: идешь по населенному пункту и хорошему асфальту, а потом резко оказываешься в глухой непроходимой тайге.
— Наша сторона очищена от снега, но местами во льду, а китайская приведена в порядок. Хотя это явление круглогодичное — асфальта на российской границе обычно нет, яма на яме и ухабы. Одной женщине сложно катить даже небольшой чемодан на колесиках. Зато чувствуется дух свободы (улыбается). Конечно, нас не заставляют покупать такие огромные сумки, поэтому никогда никто и не жалуется. Это граница, а не автовокзал, — заключила Елена.
Женщина отметила, что пункт пропуска на китайской стороне всё же развивается и расширяется быстрее нашего, но назвала его внешний вид «кукольным домиком, будто сделанным в качестве декорации к фильмам».
Тем временем в связи с расширением туристических возможностей этот пункт пропуска всё же попал в список на реконструкцию. Проект обновлений автомобильного пункта пропуска Турий Рог разработан, а положительное заключение ФАУ Главгосэкспертизы России получено. В текущем году планируется заключить контракт на проведение строительно-монтажных работ.
Согласно данным на сайте Владивостокского филиала ФГКУ «Росгранстрой», модернизация пункта Турий Рог позволит увеличить его пропускные мощности. А также создать благоприятные условия для роста товарооборота и пассажиропотока. Условия пересечения границы планируют сделать более комфортными для всех участников.
Больше новостей, фотографий и видео с места событий — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и узнавайте всё самое интересное и важное из жизни региона первыми