Цены на товары вырастут, когда перевозчиков начнут проверять по всей строгости, считают участники рынка грузоперевозок. Сейчас в крае работает передвижной пункт весогабаритного контроля. Автоматические пункты функционируют в тестовом режиме до 15 декабря. Как только они начнут работать по полной, перевозить грузы станет дороже за счет возросшего грузопотока. Удорожание целиком и полностью ляжет на плечи потребителей.
Корреспондент VLADIVOSTOK1.RU поговорил с перевозчиками об их отношении к методам контроля, которые решила применять власть, и как они сказываются на работе.
За всё заплатят покупатели
Как только весогабаритный контроль начнет работать по полной, а не в тестовом режиме, цена на конечную продукцию инертных грузов (природные ископаемые, которые используются в строительстве: песок, цемент, щебень и так далее — прим. ред.) поднимется на 170–230%, думает председатель комитета по транспорту приморского отделения «Опоры России» Петр Берг. Без контроля недобросовестный перевозчик доставляет условный груз двумя машинами, когда контроль есть, тот же груз везут уже тремя.
— Однозначно это приведет к росту цен для конечного потребителя инертных грузов. По факту груз начинает дорожать, но по сути он просто обретает истинную стоимость. Когда заканчивается вольница и начинается порядок, достойная цена выглядит как подорожание. В регионах, где ввели адекватный весогабаритный контроль, перевозчики вздохнули с облегчением, они начали получать достойные деньги, — поделился собеседник издания.
С тем, что строгий весовой контроль автоматически приведет к удорожанию конечного продукта, причем не только для инертных грузов, согласен и председатель Ассоциации грузоперевозчиков «МААП Пограничный» Игорь Чеботарев:
— Если мы провезем не 28, а 24 тонны, проедем не тремя машинами, а используем четыре машины, то конечный продукт станет дороже. Стоимость самой перевозки дешевле точно не станет. В конечном итоге за всё заплатит потребитель, всё ляжет на его плечи.
Дорога — это рабочий инструмент, ее надо беречь, говорит председатель объединенной Ассоциации грузовых автомобильных перевозчиков и экспедиторов Приморского края Андрей Дядя. Перегруженная машина разбивает дорогу, в итоге страдают все: грузовики быстрее изнашиваются, увеличивается расход топлива и даже сроки самой доставки.
— Если проверки и наказания станут неизбежны для всех перевозчиков, машины начнут грузить правильно. Это скажется на стоимости для наших клиентов, но они привыкнут, и мы будем ездить как во всём мире, — рассказал собеседник издания.
Строгий контроль нужен везде, а не только перед Владивостоком, говорит директор транспортной компании «АТП Приморье» Владимир Заболотский:
— Мне как перевозчику было бы лучше, если бы строгий контроль был перед всеми крупными городами и населенными пунктами края. Если мы обяжем клиента перевозить грузы на Владивосток партиями по 23 тонны, а на Уссурийск можно будет провезти все 32 тонны, то владелец груза начнет опускать цену по маршруту на Владивосток. Мы с этим не согласимся, и клиент перебросит дополнительные расходы за перевозку на сам товар. В конечном счете всё ляжет только на потребителя.
В целом перевозчики относятся к строгому весогабаритному контролю положительно, утверждает директор Ассоциации юридической помощи пользователям автомобильных дорог Николай Шемчук. Надзор регулирует сам рынок грузоперевозок, дисциплинирует водителей и грузоотправителей. Главное условие — честность.
— Надзор не должен превратиться в инструмент административного давления. Нельзя использовать контроль, чтобы убрать отдельных участников рынка. Контроль должен распространяться на всех, а не быть отдельной санкцией для кого-то, — подчеркивает собеседник VlADIVOSTOK1.RU.
Передвижной пост. Почему все против?
Передвижной пункт весового контроля начал работать на федеральной дороге А-370 Хабаровск — Владивосток, недалеко от Уссурийска. На площадке измеряют параметры грузовиков, чтобы исключить выход на трассу перегруженных авто.
По словам председателя объединенной Ассоциации грузовых автомобильных перевозчиков и экспедиторов Приморья Андрея Дяди, перевозчики не доверяют мобильному пункту весогабаритного контроля, а также людям, которые его эксплуатируют:
— Для меня поверка раз в квартал — это абсурд, контроль может быть только ежедневным. Должны быть разработанные методики контроля и калибровки оборудования.
Проверка должна быть беспристрастной, а с этим на мобильном пункте серьезные проблемы, уточняет собеседник издания. Перевозчики боятся, что проверки на мобильных пунктах будут проходить с одной целью — коммерческой, но не в интересах государства.
— По переносным пунктам, я думаю, что это частная инициатива, и в ней есть коррупционная составляющая. Площадки, на которых раскидывают эти весы, не позволяют точно измерить нагрузки на оси и общий вес автопоезда. Я считаю, что люди выходят, составляют несколько протоколов, а дальше, извините, схема такая, чтоб на карман себе поработать. Ноябрь месяц, скоро праздники, всем нужно делать подарки. Я считаю, что именно с этим связано появление передвижных пунктов контроля. Ространснадзор и ГАИ вышли на охоту, — поделился Дядя.
Все должны быть равны, но когда видишь, как организован передвижной пункт весового контроля, понимаешь, что это не так, говорит Николай Шемчук:
— Пока оформляют одного, другие спокойно проезжают. Это нечестно. Часто водители просто пережидают, пока такой пункт не закончит работу. Пункт свернулся, и всё, кто с перегрузом спокойно едут дальше разрушать дорогу.
Ассоциация юридической помощи пользователям автомобильных дорог обратилась в прокуратуру Приморского края с просьбой разобраться, почему пункт весового контроля организовали на месте общественной автостоянки. Площадка внесена в проект организации дорожного движения, ее назначение — отдых водителей в пути.
— Никакие оправдания тут не подходят, если вы хотите контролировать, то сделайте себе площадку, для этого многого не надо. Засыпать, заасфальтировать и сделать ее ровной. Потому что сама по себе дорога имеет уклоны, продольные и поперечные. Чтобы замеры были точными, уклонов быть не должно, — подытоживает Шемчук.
Второй вопрос — почему сотрудники ГАИ участвуют в досмотре. С 1 января 2023 года полиция не имеет права проводить весовой и габаритный контроль грузового транспорта.
С тем, что передвижные пункты весогабаритного контроля приносят больше вреда, чем пользы, согласен и председатель Ассоциации грузоперевозчиков «МААП Пограничный» Игорь Чеботарев:
— Мобильные пункты весогабаритного контроля используют площадные весы. Машина заезжает, и все колесные пары прогоняют через эти весы. Это не стационарная история, у этих весов может быть серьезная погрешность. У нас на погранпереходе «Пограничный» и на складе временного хранения используют стационарные весы, они вкопаны. Эти весы показывают вес с точностью до 15 кг. В том, что переносные весы дают серьезную погрешность, мы не сомневаемся. Это точно.
Автоматический контроль. Плюсы и минусы
Автоматические пункты весогабаритного контроля (всего 8 пунктов, адреса здесь) начали работу в тестовом режиме летом 2022 года.
Пункты весового контроля совместно с Минтрансом установила компания «Цифровое Приморье».
Комплекс измеряет длину, высоты и ширину большегруза. Также оборудование показывает, сколько весит грузовик и каждая его ось в отдельности. Грузовику не надо останавливаться, все замеры происходят на полном ходу. Параметры автомобиля фиксируют фото- и видеокамеры, лазерные детекторы над полосой движения и датчики измерения веса, которые вмонтированы в дорожное полотно. Если масса грузовика превышает норму, информация появляется на табло, а потом уходит в Ространснадзор.
Стационарные пункты контроля, на первый взгляд, решают проблему неравенства, ведь они измеряют всех и автоматически. Но некоторым требованиям автоматические пункты не соответствуют. Главное из них — пункт должен располагаться таким образом, чтобы его невозможно было объехать.
— Рамку на третьем километре новой дороги Де-Фриз — Седанка легко объехать. Когда мы проезжаем низководный мост, сворачиваем направо на Де-Фриз, объезжаем и выходим в поселке Новом. То же самое и в обратную сторону. Цель рамки на третьем километре вызывает недоумение. Потратили бешеные деньги, примерно 30–40 миллионов рублей (рамка на 4 полосы движения), а эффекта ровно 0, — говорит Николай Шемчук.
Комплекс на подъезде к Владивостоку от автодороги Хабаровск — Владивосток вызывает такие же вопросы. Рамку можно спокойно объехать, повернув в районе автозаправки «Роснефть». Изначально ее планировали поставить на 2-м километре, после развязки на Приморское кольцо. В этом месте рамку нельзя объехать и дорога ровная, но почему-то Минтранс передумал.
— В районе села Варфоломеевка в направлении Чугуевки тоже стоит рамка, но через нее практически никто не ездит, весь лес везется в Чугуевку из Кавалерово, Дальнегорска и Тернея. При этом изначально рамка планировалась в районе Уборки, как раз там, где идет основной поток леса. Но пункт контроля в итоге поставили там, где лес не везут, там, видимо, чтобы не нарушать чьи-то интересы, — рассказал Шемчук.
Сейчас перевозчиков больше всего беспокоят весы на пунктах автоматического контроля. Они долго бились за не штрафуемый порог — вес на проверке может превышать норму на 10%. Если погрешность весов составит 7–8%, то от не штрафуемого порога останется жалких 2%, и всё вернется на круги своя — штрафовать будут фактически все большегрузы. Поэтому важно, чтобы погрешность весов не превышала норму, прописанную в сертификате, — 1,5%.
— Плюс ко всему львиная доля того, что весы показывают некорректно, принадлежит дорожному полотну. За это отвечает владелец дороги — Минтранс, а в нашем случае «ПримАвтодор». Можно идеально настроить оборудование, но как только дорога перестает соответствовать установленным нормативам, оборудование начинает показывать погоду, а не реальные данные, — говорит Петр Берг.
Дорогу под рамкой можно сделать идеально ровной, но еще важнее, чтобы она была долговечной, уточняет Андрей Дядя:
— Мы что бережем, боимся большегрузами разбить? Масса денег тратится на ремонты дорог, а после большого дождя или какого-нибудь климатического явления этот асфальт улетает, как снег весной растаял, и всё, и нет его. Вот эти вещи тревожат.
Владимир Заболотский рассказал VLADIVOSTOK1.RU, что сейчас перевозчики находят расхождения в показателях автоматических пунктов:
— Рамка фиксирует нарушения, но значения показывает разные. Строчкой на табло выходит информация, что вес автомобиля 41 тонна. Заходим в само нарушение, там уже 39 тонн, а когда считаем по осям, то получается уже 37 тонн. Простите, это дикие погрешности.
Показатели, конечно, не совпадают, говорит Петр Берг, но в крае до сих пор действует тестовый режим, поэтому расхождения допустимы. Главное, устранить все недочеты перед тем, как запустить автоматический контроль по полной.
— Автоматический весовой контроль пытались ввести 27 октября, но тут же его отменили, потому что поняли, что не пройдет у них. Конечно же нет, не совпадает. Мы на рабочей группе доказали это на конкретных примерах. Но это тестовый режим, штрафов пока нет, они будут, когда запустят систему. Но для этого они должны предъявить идеальную работу. Именно этого мы сейчас и добиваемся.
По информации источников VLADIVOSTOK1.RU, тестовый режим в Приморье продлили до 15 декабря из-за давления со стороны строительного лобби. Строительный сезон активно идет до серьезных морозов. Если все перевозчики разом начнут работать по правилам, платить за транспортировку материалов придется ощутимо больше. Проще говоря, строителям дали закончить работу без дополнительных затрат.
Вопросы есть и по оформлению перегруза, говорит Николай Шемчук, органы власти утверждают, что данные о нарушении автоматически попадают в Ространснадзор — человеческий фактор исключен, перевозчики уверены в обратном:
— Прибор фиксирует и передает информацию автоматически на рабочее место, где сидит человек. Естественно, человек по своему внутреннему убеждению может что-то пропускать, а может что-то не пропускать. Это отдельный коррупциогенный фактор. Когда нам говорят, что все участники контроля несут ответственность, мы понимаем, что это просто слова. Мы видели и знаем все эти моменты. В некоторых регионах, как только запустили эти рамки, появились «белые» номера, которые камера просто не фиксировала, а если фиксировала, то не подавала данные. Мы знаем, что это возможно и это делается.
Серый рынок
Многие недобросовестные перевозчики работают с немыслимым превышением осевых нагрузок, разбивают дороги и снижают цену самой перевозки на рынке. Автоматический контроль мог бы исправить эту ситуацию.
— Легитимные, добросовестные перевозчики от ассоциации стараются работать по нормативам. Но именно серые перевозчики диктуют правила на рынке, особенно инертных грузов — щебенки, цемента, бетона в жидком виде. Руководители карьеров, представители строительной отрасли буквально шантажируют перевозчика, говоря ему: «Если не поедешь, то поедет другой и привезет нам за ту же цену в два раза больше». Перевозчик берется за работу и везет с перегрузом. В отрасли сформирован целый сектор грузоперевозчиков, которые работают не по правилам. Многие привыкли и готовы работать только так, — поделился эксперт Петр Берг.
По словам Берга, победить серый сектор на рынке грузоперевозок может только жесткий, но честный контроль. Далеко не все участники рынка рады переменам.
— В Сибири, мы знаем, расстреливают электронику на пунктах весогабаритного контроля. Это как раз те самые серые перевозчики, которые не готовы терять свою долю рынка. Мы — добросовестные перевозчики, и мы за весовой контроль, но только за тот весовой контроль, который не будет играть с нами в наперстки.