Причиной ДТП со школьным автобусом на автодороге Хабаровск — Владивосток — Тавричанка мог стать не только гололед, но и отсутствие ограждений, так считает директор Ассоциации юридической помощи пользователям автомобильных дорог Николай Шемчук. Ассоциация не раз обращалась в прокуратуру и Министерство транспорта Приморья с вескими доказательствами того, что именно этот участок дороги необходимо огородить леерами. Более того, дорогу должны были огородить еще во время ремонта в 2020 году, но и этого не произошло.
16 ноября в 07:25 водитель школьного автобуса не справился с управлением — автобус съехал в кювет и опрокинулся. В салоне, кроме водителя, ехали 14 школьников. Восемь детей пострадали, шестерых из них пришлось доставить на лечение во Владивосток.
— Конкретно по поводу этой дороги мы часто обращаемся в органы надзора. На этом участке очень часто случаются ДТП. Очень большую роль там играют высота насыпи, по которой пролегает дорога, и крутизна откосов. Всё это напрямую влияет на опрокидывание транспортного средства. От этого зависят смертность и степень вреда, причиненного людям, которые попадают в ДТП, — рассказал Шемчук.
Автомобильная дорога Хабаровск — Владивосток — Тавричанка на участке от нулевого по шестой километр относится к третьей технической категории. По закону, если такая дорога проходит по насыпи высотой до 3 метров, откосы не должны быть круче 1:4. В противном случае транспорт в аварийной ситуации не сможет безопасно съехать с дороги.
Сразу после ДТП представители ассоциации выехали на место происшествия. Замеры показали, что высота насыпи, по которой проходит дорога, составляет 2,2 метра, а вот крутизна откосов превышает допустимую норму — она равна 1:1,5. Ассоциация обратилась в прокуратуру Приморского края и Генеральную прокуратуру России.
— Простыми словами, крутизна откосов — это соотношение прямоугольного треугольника, где один из катетов равен 1 метру, а другой 4 метрам. Соответственно, чтобы обеспечить данное соотношение при увеличении высоты насыпи, должен быть увеличен и второй катет. Без этого безопасный съезд в аварийной ситуации просто невозможен. Если данное соотношение не обеспечено, то необходимо установить барьерное ограждение — леера, а их нет. Это преступная халатность, в совокупности с тем, что должного сцепления с дорогой просто не было, привела к тому, что пострадали дети, — поделился с VLADIVOSTOK1.RU эксперт.
Сразу после ДТП на место аварии отправился самосвал, чтобы посыпать опасный участок, но машину понесло в нескольких метрах от опрокинутого автобуса. Самосвал чуть не врезался в толпу людей на полном ходу. Родители, которые прибыли на место происшествия, рассказали, что дорога больше напоминала зеркало.
Днем позже, 17 ноября, «Примавтодору» выписали штраф за халатное отношение, прокуратура возбудила дело об административном правонарушении — дорогу не обработали реагентами. В этот же день краевой Следком возбудил уголовное дело по факту халатности сотрудников «Примавтодора». Причиной аварии всё-таки назвали гололед.
По словам Шемчука, в 2020 году участок автомобильной дороги Хабаровск — Владивосток — Тавричанка с нулевого по шестой километр отремонтировали по нацпроекту «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Контракт предусматривал установку 2910 метров барьерных ограждений. Стоимость ремонта составила почти 123 миллиона рублей, но леера так и не установили, хотя это прямая обязанность Министерства транспорта и дорожного хозяйства Приморского края.
— Я думаю, тут сработал принцип трех смертей. В законе есть определение аварийно опасного участка. Это участок, на котором в течение года произошло не менее трех ДТП, в которых обязательно должны погибнуть или быть ранены люди. Если это количество не достигнуто, то участок не признается аварийно опасным и правительство края не устанавливает ограждение, хотя его необходимость прямо предусмотрена ГОСТ Р 52289. Мы пишем обращения по разным участкам дорог в Приморье, где действительно нужно поставить ограждения, но ответ один: они не являются аварийно опасными, поэтому делать там ничего не будут, — посетовал директор ассоциации.
«Примавтодор» содержит автомобильную дорогу Хабаровск — Владивосток — Тавричанка по государственному контракту от 27 декабря 2022 года, где четко прописано, что трудности с движением и ДТП из-за дорожно-транспортных условий недопустимы.
Огораживать опасные участки и обрабатывать дороги реагентами предписывают правила Евразийского экономического союза. Технический регламент Таможенного союза требует того же.
— 16 ноября, когда мы проводили мониторинг данного участка дороги, помимо этих нарушений, которые явно относились к ДТП со школьным автобусом, были выявлены и другие. Сейчас мы собираем факты, замеры и прочее, чтобы написать обращение в прокуратуру. Мы считаем, что эти данные указывают на наличие преступлений в действиях должностных лиц: Минтранса и подведомственного ему «Примавтодора», — сообщил Шемчук.
Ровно за месяц до аварии в Надеждинском районе съехал в кювет и опрокинулся другой автобус — туристический. Водитель не справился с управлением на крутом повороте в Хасанском районе. В салоне автобуса находился 51 пассажир — все граждане России. Двое пассажиров погибли, 18 человек госпитализировали в окружную больницу, позже 13 из них доставили вертолетом санавиации во Владивосток.
Крутой поворот с крутыми откосами огородили леерами, появились предупреждающие знаки. Чиновников даже не пришлось просить — работы начались почти сразу после смертельного ДТП.