Дороги бывают плохими не только в нашем восприятии, но и по ГОСТу. Таковыми их считают, если на проезжей части есть выбоины, просадки, проломы, колея и иные повреждения. Устранять должны любой дефект, пусть это яма до 10 сантиметров или больше 30 сантиметров. Разница лишь в сроках: если она в городе, то залатают асфальт через 7–10 дней, если на трассе — сутки.
Анна попала в яму и не придала этому значения, а вскоре выяснилось, что на ремонт авто придется потратить больше половины месячной зарплаты.
— Была на Нейбута проездом, гость там нечастый. Ехала 50–55 километров в час, со скоростью потока, и не увидела, точнее, не оценила глубину ямы. На всей скорости влетела в нее, и у меня загорелась лампочка ABS. Я не придала этому значение, но через неделю прислушалась, поняла, что есть странный шум, как будто шуршит пакетик, в сервис заехала. В итоге оказалось, что сильно повреждена часть колеса и что-то из ходовки, отдала за ремонт около 60 тысяч рублей. Все говорят, что надо было всё равно идти за компенсацией, но юристы меня развернули, так как нет даже ни одной фотографии, — рассказала жительница Владивостока.
А вот Рахмаду повезло меньше, он из-за ямы влетел в леера и другой автомобиль.
— Ехал по объездной в конце 2023 года, в районе Снеговой пади, а там яма огромная, глубокая и с острыми краями. Но с виду она не страшная, появилась неожиданно передо мной, и я не среагировал, у меня тут же вырвало колесо, и я «мордой» влетел в леера. От удара меня вернуло в полосу, следом шла девушка на Toyota Rush, она вроде успела затормозить, но я все-таки прилетел ей в крыло. Собрал все документы, сфотографировал зафиксированную скорость — 78 километров в час, яму на фоне рулетки в глубину и ширину, вырванное колесо и все повреждения. Пытаюсь судиться, потому что считаю это несправедливым. Пока ничего не ясно, заседание так и не назначили, говорят, ответчик еще что-то там выясняет, — поделился мужчина.
Попав в яму, можно проткнуть колесо, порвать его, разбить стойку, погнуть диск, врезаться в столб или даже в другое авто. Любое из этих событий — ДТП. Автоюрист Андрей Шемет рассказал, что пострадавший водитель может требовать компенсацию с дорожных служб и собственника дороги. Но есть нюанс.
— Если машина попала в яму, которая огорожена по правилам, в том числе дорожным знаком, то это полностью вина водителя, как и в любом ДТП, где есть два участника. С безнадзорной ямой это работает иначе, тут надо обращаться в суд по единому алгоритму, как в аварии с человеком без ОСАГО, — объясняет специалист.
В случае ДТП из-за ямы или других дефектов в первую очередь вызывают ДПС. Важно установить, нарушает ли повреждение дороги требования ГОСТа. Инспектор обязательно должен зафиксировать на схеме дефект и его характеристики — ширину, длину, глубину, положение авто после аварии, следы торможения, заноса, положение поврежденных деталей, осколков и других предметов, относящихся к ДТП.
Что делать, если попал в яму и машина не едет?
Руководитель автосервиса Fit Service во Владивостоке Денис Семигук объясняет, что в первую очередь при попадании в глубокую яму на дороге важно не покидать место аварии, аккуратно припарковаться у обочины и самостоятельно осмотреть автомобиль на внешние повреждения.
— Проверьте колесные диски, посмотрите, не спускает ли какое-то колесо, возможно, вы увидите неестественный выверт колеса при ровно поставленном рулевом. Кроме того, стоит заглянуть и под капот авто — убедиться, нет ли заметной течи, подтеков под автомобилем. Также при некоторых повреждениях после попадания в яму могут загореться сигнальные лампы на панели приборов. Каждая сигнализирует о какой-либо неисправности.
Если автовладелец не заметил внешних повреждений и панель приборов не горит огнями, то аккуратно, потихоньку добирайтесь до ближайшего автосервиса для более тщательного осмотра авто на подъемнике. Очень многие проблемы невозможно определить при самостоятельном визуальном осмотре. Лучше убедиться в исправности транспортного средства и не рисковать лишний раз. Если же водитель замечает хоть одну из перечисленных неисправностей, то двигаться на автомобиле дальше нельзя. Вызывайте эвакуатор до ближайшего СТО.
Важно в обоих ситуациях сделать фото и видео всех повреждений, течей авто, состояния дороги и саму яму. Юристы отмечают, что это поможет в дальнейшей работе в суде.
— С разрешения своего клиента расскажу историю длиною в 5 лет. В 2019 году на проспекте Красного Знамени авто получило серьезные повреждения, залетев колесом в яму. На узком участке дороги ее не обозначили, хоть и выяснилось, что яму вырезали специально, оставив при этом более чем на сутки в таком положении. ДТП произошло вечером, и машин вокруг почти не было. Водитель вышел, осмотрел авто, сфотографировал яму, снял на видео те самые колеса, которые попали в яму и, не заметив ничего страшного, поехал дальше. Однако в районе Первой речки на повороте машину занесло и кинуло в припаркованный автомобиль. Тут уже пришлось вызывать ГИБДД, — рассказывает Шемет.
В аварии никто не пострадал, скорость была невысокой, но позже оказалось, что задняя ось неисправна, в трех независимых автосервисах подтвердили — повреждения не вызваны износом запчасти. Водитель пришел к выводу, что повредил колесо, когда наехал на первую яму, а значит, он может требовать компенсации.
— Он пошел в суд, обратился ко мне, однако прошло с того момента почти 4 месяца и доказать было что-либо непросто. Нам повезло, что ту самую яму никто не заасфальтировал, и это стало ключевым моментом спора. Однако полностью выиграть дело получилось лишь в январе 2023 года, основная позиция ответчика была проста: вы покинули место ДТП и не сообщили о нем в ГИБДД, значит, его не было, — заключил юрист.
Как возместить ущерб, если авто пострадало из-за ямы?
Выставить знак аварийной остановки, включить аварийку и вызвать ГИБДД. Если есть очевидцы инцидента, постарайтесь записать их контакты;
сфотографируйте дефекты дорожного полотна, положение вашего автомобиля и его повреждения. Полезно сделать видеозапись дорожной обстановки с привязкой к местности: для этого в настройках камеры смартфона разрешите фиксировать место съемки и дайте приложению доступ к данным о местоположении;
письменно изложите на бланке сотрудника ДПС, куда и с какой скоростью вы ехали, в какой момент обнаружили опасность. В объяснении обязательно укажите на дефект проезжей части и попросите зафиксировать, что знака «Неровная дорога» не было;
попросите составить акт выявленных недостатков дороги и сделайте себе копию. Если откажется, а он имеет на это право, проверьте наличие ямы или дефекта на схеме ДТП;
в документах не должно быть указано, что вы нарушили ПДД. Если инспектор всё же указал на нарушение правил по пункту 10.1 ПДД, который предусматривает полную внимательность водителя, обжалуйте его через форму и направляйте в ГИБДД;
до оценки повреждений лучше не ездить на машине, привезти ее на эвакуаторе в независимый сервис, где есть онлайн-сканирование, чеки и формы оценки, или найти независимого оценщика в интернете. Важно, чтобы специалист имел документы, которые подтверждают квалификацию экспертов и право проводить оценочные экспертизы автомобилей;
с полученными документами (заключение, акт осмотра ТС, калькуляция стоимости ремонта повреждений, фото процесса осмотра) можно обращаться в суд на владельца дороги или подрядную организацию.
Схема ДТП в этом случае — самый важный документ. Если инспектор не укажет на схеме дефект дороги, не соглашайтесь с ней, иначе взыскать ущерб через суд не получится. Если вы не согласны со схемой ДТП, письменно укажите свои замечания и возражения.
Как понять, чья дорога и кто ответственный?
Все публичные дороги в России делят на три категории по значению и принадлежности к собственнику: федеральные в собственности государства в лице «Росавтодора», региональные — за эти дороги отвечают региональные органы власти в сфере транспорта и дорожного хозяйства (министерства, комитеты и подведомственные им учреждения) и местного значения — в собственности у муниципальных образований (городских или сельских поселений, районов и округов города).
В первую очередь можно спросить у сотрудника ГИБДД, который будет оформлять аварию. Если он не знает, то обратиться через интернет-приемную в органы власти, например, в Приморье это правительство или Росавтодор (тут реестр всей страны).
После сбора информации стоит обратиться к квалифицированному юристу, чтобы составить документы и сформулировать позицию в суде. Перед тем как идти в суд, лучше отправить досудебную претензию. Это необязательно для данной категории дел, но есть вероятность, что виновник возместит ущерб добровольно до суда.
Претензию пишите в свободной форме: подробно изложите обстоятельства ДТП, укажите стоимость ущерба и ваши требования, а также срок для ответа и контактную информацию. Приложите копии документов из ГИБДД и заключения о стоимости восстановительного ремонта ТС.
Если собственник дороги и подрядчик оставит претензию без ответа — нужно подавать исковое заявление в суд
Определить местонахождение ответчиков: собственника дороги и подрядчика, адреса можно найти по ИНН каждой организации с помощью сервиса налоговой службы;
обращаться в суд нужно по месту нахождения одного из ответчиков: если размер иска превышает 50 000 рублей, в районный суд; если меньше — к мировому судье конкретного судебного участка;
уплатить госпошлину, которую можно рассчитать на сайте суда. Квитанцию необходимо приложить к иску и отдать в суд;
составить исковое заявление. В заявлении попросите истребовать в ГИБДД административный материал по вашему ДТП, тогда суд самостоятельно его получит и рассмотрит. К иску приложите все фото и видео с места аварии, которые подтверждают дефекты дороги, копии документов из ГИБДД и заключение о стоимости ремонта;
направить исковое заявление со всеми приложениями ответчикам. Отправлять нужно по почте, письмом с описью вложения и уведомлением о вручении. Квитанции об отправке сохраните, их нужно приложить к иску;
направить иск в суд. Подать можно лично или отправить почтой, а если суд районный — через систему ГАС «Правосудие».
Больше новостей, фотографий и видео с места событий — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и узнавайте всё самое интересное и важное из жизни региона первыми.