Андрей Л. (имя изменено по просьбе героя) — брокер, он растормаживает подержанные японские авто во Владивостоке. В этом бизнесе уже 15 лет и хорошо знает систему изнутри, особенно её недостатки. Мужчина не собирался давать интервью — это был обычный разговор, после которого редакция предложила ему сделать материал. Наш герой согласился, но только на условии анонимности.
Рассказ пойдет о том, сколько «левых» денег сдирают во Владивостоке с человека, который привез подержанный японский автомобиль для личного пользования.
Рассмотрим пример покупки автомобиля. Пусть он будет популярным, при этом не дорогим и не дешевым, семейным, одинаково любимым и женщинами, и мужчинами. Это точно Honda Fit 2021 года (4-го поколения) с пробегом около 50 тысяч километров, объемом двигателя — 1,3 литра и оценкой на аукционе 4,5 балла из 5.
Стоимость на аукционе в среднем составляет около 1 200 000 йен, по текущему курсу это примерно 812 000 рублей. Однако нужно учитывать дополнительные расходы:
транспортировку по Японии и доставку морским транспортом в Россию: около 120 000 йен (80 000 рублей);
комиссию японского экспортера: 10 000 йен (6600 рублей).
Общая сумма затрат на машину и доставку из Японии составит 1 330 000 йен (около 900 400 рублей). К этой сумме также добавляется комиссия банка при оплате инвойса, которая в нашем случае составит 15 960 йен (10 000 рублей).
Итого: 908 600 рублей.
На этом траты не заканчиваются, и после доставки авто в порт во Владивостоке хозяин должен оплатить:
утилизационный сбор для физического лица — 5200 рублей;
таможенная пошлина — 231 074 рублей.
таможенное оформление (подача декларации) — 4200 рублей.
Конечная стоимость: 1 149 074 рубля.
Теперь расскажем, как и когда счастливый владелец Honda Fit отдаст еще несколько десятков тысяч своих рублей. Далее — рассказ от лица нашего героя Андрея Л.
Липовая экспертиза
Клиент купил подержанный автомобиль в Японии и присылает брокеру документы, где указаны марка, год, техническое состояние и так далее. Но чтобы пойти в таможню, нужно сделать экспертизу и подтвердить информацию. Услуга стоит от 1000 до 1500 рублей. Эти деньги берут за воздух. Эксперт открывает сайт, на котором покупали машину, и просто переписывает информацию. Справится даже школьник-двоечник, но у нас за это почему-то берут деньги. Оплата только наличными, чеков не дают.
Развод на берегу
Когда машина приходит во Владивосток, её надо выгрузить и поставить на склад временного хранения (СВХ). Этим занимается сама компания-перевозчик. Человек уже заплатил ей за доставку своего авто от аукциона в Японии до порта — в среднем это 120 000 йен (80 000 рублей). Но на берегу с клиента требуют ещё 30 000 рублей за погрузо-разгрузочные работы, включая пять «бесплатных» дней стоянки. Почему в кавычках? Потому что автомобиль просто съезжает по трапу с корабля и своим ходом отправляется на склад.
Вообще, услугу выгрузки можно заказать в порту. Стоит она 4500 рублей, а бесплатные дни на складе временного хранения покупателю и так должны предоставить. Когда они закончатся, за хранение придётся платить:
первые три дня — от 700 до 1500 рублей;
следующие два дня — от 1500 до 2000 рублей;
каждый последующий день — от 3000 до 5000 рублей.
Но за что берут 30 тысяч по прибытии во Владивосток? Это просто хорошо закопанные деньги, которые, опять же, приходится отдавать наличными, чеков никаких нет. У вас просто нет шансов не заплатить. Иначе перевозчики не отдадут коносаменты, и они сами об этом открыто говорят. Я бы мог работать и с копией, но в таможне обязательно нужно предъявить оригинал. Без коносамента машину не задекларировать.
Самое интересное, что даже когда вы заплатите, документ сразу не отдадут — в лучшем случае на второй день. Забирать его надо лично в порту.
Коносамент — официальный документ, который перевозчик предоставляет грузоотправителю при транспортировке товара водным транспортом. Он также даёт получателю право получить груз и другие документы.
Липовые чеки из гостиницы
Если покупатель из другого города, например из Новосибирска, придется как-то изображать его присутствие во Владивостоке, иначе таможня не примет документы. Ужесточений становится больше не только в части пошлин и утильсбора. Относительно новое требование — личное присутствие покупателя на таможне. Я как представитель клиента сам занимаюсь всем оформлением, но нужно доказать, что в момент подачи декларации он находится в городе.
Есть два варианта: сделать клиенту временную прописку или предъявить документы из отеля, где человек якобы живет. Мы пользуемся схемой с гостиницей. Стоит такая услуга 5000 рублей. Люди соглашаются, так как ехать во Владивосток всё равно дороже.
Таможенники сами этому правилу не рады, говорят, что приказ Минфина от 2020 года давно не актуален, но почему-то до сих пор действует.
Таможенное декларирование по-приморски
Затем брокер подаёт документы на таможенное декларирование. Это делается в личном кабинете на сайте Федеральной таможенной службы. Там же машине присваивают УИН — уникальный идентификатор начисления для конкретного платежа. Так вот сам номер я должен принести в таможню. Это раздражает, никто не понимает, зачем это нужно. Почему нельзя сразу сделать всё онлайн?
Вот я подал декларацию, таможня должна её рассмотреть и создать три квитанции: утильсбор, пошлина, плата за само оформление. Таможенники могут рассматривать декларацию до 10 дней. То, что машина стоит всего 5 дней «бесплатно» на стоянке, никого не волнует.
Хозяин машины оплатил все квитанции. Деньги приходят только на следующие сутки — всё очень долго. Допустим, всё хорошо, автомобиль растаможен через несколько дней. Я опять иду в таможню, нужно получить пакет документов с печатью. А там каждый день происходит одна и та же ситуация: в 12:00 сотрудник выставляет табличку «Не беспокоить», и стоит она так до 15:00. Кто не успел — приходите завтра.
Забрал наконец документы, еду в офис. Мы всегда делаем сканы оригиналов, клиенты часто их теряют. У меня один вопрос: почему всё это нельзя передать в «Госуслуги», чтобы все документы сразу подгружались туда? Вся работа в одну секунду стала бы прозрачной, быстрой и надежной — любые махинации были бы просто исключены.
Лаборатория
Теперь авто надо забрать со склада и отвезти в лабораторию, чтобы получить свидетельство о безопасности транспортного средства (СБКТС). По идее, это нужно делать на эвакуаторе, но во Владивостоке чаще всего машину гонят своим ходом. За это тоже нужно заплатить и обязательно наличными — в среднем 4000 рублей. Перегоном обычно занимаются совсем молодые парни, которые работают на нас — брокеров.
Лаборатория выдает заключение о безопасности транспортного средства, без него владелец не получит паспорт транспортного средства (ПТС). По сути, это частная компания, получившая госаккредитацию. Загоняешь машину в бокс, работники её осматривают, сверяют номер двигателя, проверяют размер колёс, работают ли фары и так далее. Стоит это 20 000 рублей. Как вы уже догадались, оплата на месте и только наличными, без чеков.
Вся система очень неповоротливая, с очередями и кучей непонятных платежей, которые сливаются в десятки миллионов никем не учтённых рублей. Многие покупатели даже не задумываются, что, по сути, их «обувают» на 60–65 тысяч рублей.
В порту нагло дерут в 10 раз дороже за выгрузку, а сколько должны стоить услуги лаборатории, вообще никто не знает. Есть ощущение, что они придумали эту сумму из головы.
Всем было бы комфортнее и удобнее работать открыто по безналу, но люди, которые зарабатывают на серых схемах, этого не хотят. Теневой рынок смогут победить только Госуслуги. Если этого до сих пор не произошло, то уж точно не потому, что таможня и другие госструктуры этого не понимают.
В 2024 году в Приморье через порт Владивосток ввезли 266 тысяч подержанных автомобилей. Если умножить это количество машин на 60 500 рублей скрытых платежей, то даже по самым скромным подсчетам получается океан денег — больше 16 миллиардов рублей, которые нигде не отражаются.