
Убийцу не нашли до сих пор
В сумрачном калейдоскопе 90-х, когда Россия металась между надеждой на свободное будущее и хаосом, фигура Сергея Трифонова всплывала, словно призрак, — неуловимая, но вездесущая. Его не называли бандитом, скорее спортсменом и бизнесменом, «отцом», мастером сложных схем и переговоров, в которых оружие служило лишь конечной точкой, подписью на договоре.
27 мая 2004 года, 21 год назад, Трифона застрелили во время отдыха на берегу острова Русский, в бухте Рында. Всё, что известно о криминальном авторитете Трифонове, как его убили и почему, рассказываем в этом материале.
В криминальном мире Приморья было три человека с фамилией Трифонов. Помимо Сергея — главаря «Трифоновских», это Юрий и Алексей Трифоновы — два брата. Первый тоже возглавлял ОПГ, второй с нулевых вел легальный бизнес. Юрий Трифонов совершил суицид в СИЗО в 2008 году, после того как его признали виновным в вымогательстве права собственности и приговорили к 8 годам колонии. Оба брата имели бизнес в охранной сфере, пережили несколько покушений на жизнь. Об этом можно прочитать в материале о нападениях на криминальных авторитетов.
Кто такой Сергей Трифонов?
Сергей Трифонов, известный как Трифон, жил в Приморье в 1990-х — начале 2000-х. Был главарем организованной им же преступной группировки (ОПГ), контролировал несколько сфер бизнеса, включая рынок на Спортивной и некоторые автозаправки, участвовал в рейдерских захватах. Его методы были радикальными: сначала попробовать договориться, а если не получится, убить. Однако его группировка старалась не конфликтовать с другими бандами без причины.
По воспоминаниям журналистов, Трифонов действовал как «бизнесмен дипломатического толка». Своим подопечным он говорил: «Слово важнее оружия». В основном занимался строительством и пассажирскими перевозками. В его группировку входили спортсмены и подростки из неблагополучных семей, но уголовников среди них не было.
Приморские криминальные традиции отличались от других регионов России. Вопросы часто решали исходя из выгоды. К середине нулевых Трифонов остался единственным уважаемым авторитетом на Дальнем Востоке. Вероятно, это было связано с его деловым подходом к разрешению конфликтов.
Силовики несколько раз проверяли Трифонова на причастность к другим ОПГ. Впервые это произошло в начале 90-х, когда разрабатывали членов банды «Третья смена». Однако, поскольку Сергей не был напрямую связан с ними, обвинения ему не предъявили.
ОПГ «Третья смена» известна своими грабежами, шантажом, угрозами контрабандистам, фарцовщикам и коррумпированным чиновникам, которые не могли обратиться за помощью к властям. Со временем группировка начала развивать собственный нелегальный и легальный бизнес. Они имели разветвленную преступную сеть в Приморье и связи с бывшими работниками правоохранительных органов. Это помогало бандитам уходить от ответственности.
Спортсмены «Трифоновских» отвечали за безопасность участников и других предпринимателей Владивостока, которые отдавали за это процент от дохода. Защита была весомой, на опекаемые ими коммерческие структуры никто не претендовал, что было неудивительно, так как Трифона действительно уважали.
Во второй половине девяностых лидер ОПГ полностью погрузился в контроль над строительством во Владивостоке, автобусными перевозками и занялся созданием рынка на Спортивной. К началу 2000-х он перевел бизнес в легальный.
У Трифонова был соратник — Андрей Матуленко. Партнер отвечал за безопасность в структурах авторитета. В нулевых у них появилась сеть автозаправок, из-за которых начался конфликт с ОПГ из Хабаровского края.
К концу 90-х годов Трифон стал настолько влиятельным, что вступил в открытую конфронтацию с одним из самых авторитетных криминальных лидеров Дальнего Востока — Евгением Васиным по прозвищу Джем. Он как раз и владел сетью АЗС по всему Дальнему Востоку. Васин попытался трижды устранить Трифона, но его киллеры, прибывшие во Владивосток в апреле 1998 года, не смогли выполнить задание: одних задержала милиция, других расстреляли прямо на выходе из поезда.
Джем — один из самых влиятельных криминальных авторитетов России, не соответствовал статусу «старых» воров в законе. Он был женат, имел детей, активно участвовал в политической жизни, а его подчиненные занимались бизнесом, банковской деятельностью и постепенно отходили от традиционного криминального образа жизни. В 1996 году в Комсомольске-на-Амуре был основан благотворительный фонд «Сострадание». Инициатором его создания стал Джем, в число учредителей вошли местные авторитеты, несколько писателей с Дальнего Востока, бывшие сотрудники правоохранительных органов и преподаватели высших учебных заведений. Филиалы фонда были открыты в Хабаровске, Биробиджане и на Сахалине.
Деятельность фонда была направлена на помощь бездомным и заключенным.
У Трифона также были конфликты с местными конкурентами. В 2000 году криминальный авторитет Молдаван попытался заставить Юрия Трифонова передать ему автобусную компанию. В ходе противостояния был убит один из охранников Трифона, но последнему удалось сохранить контроль над значительной частью рынка пассажирских перевозок во Владивостоке.
Обстоятельства убийства
27 мая 2004 года Трифон и Матуленко вместе с несколькими товарищами пришли на катере в бухту Рында острова Русского. Компания отдыхала на берегу. В обед к нему причалил водный мотоцикл. С него сошел неизвестный мужчина в гидрокостюме с наполовину закрытым лицом. Он спокойно подошел к отдыхающим и сделал один выстрел в сторону Трифонова. Пуля попала в шею, от чего предприниматель скончался практически сразу. Следующие четыре пули киллер выпустил уже в Матуленко.
Убийца мигом скрылся на своем водном скутере, остальные попытались его задержать, но безуспешно. Матуленко к тому моменту был еще жив, его перенесли на катер, чтобы отвезти в больницу, но он скончался на борту. Позже свидетели расскажут, что киллера видели на этом берегу несколько раз, он также заходил с воды в том же костюме. Примелькался, и его не воспринимали всерьез. В городе тут же начали проверку всех приходящих с моря на катерах, гидроциклах и скутерах. Однако поиски ничего не дали, предполагалось, что киллер затопил транспорт, костюм и оружие.
С момента убийства был всего один человек, которого задержали и допросили: по оперативной информации, он официально занимался продажей японских машин и собирал данные на Трифонова. СМИ писали, ссылаясь на оперативников, что это член некой ОПГ в Хабаровске. Задержать его удалось всего на три часа. У следователей не нашлось ни одного доказательства его участия в преступлении.
«Баллада о Трифоне», созданная ИИ:
…а после выстрела — тишина,
Как в старом фильме про «ментовских»,
И чей-то смех из-за угла,
И ветер в подворотнях пьянских…
Десятилетие лихое, страна в дыму,
Бензин с кровью пополам — рублем зовут.
Он не герой и не бандит — он так, в тени,
Но в этом мире даже тени стреляют поутру.
Его «контора» — черный смех,
Цифры в папках без имен.
Кто-то тонет, кто горит,
А у Трифона — свой закон.
Тот май — как спичка в темноте,
Шаг на берег. Нет пути назад.
Глушитель шепчет: «Не гляди,
Убьешь, станешь легендой
На века».
Версии преступления
Основная версия убийства — криминальные разборки. К этому вела история с Джемом. Предполагалось, что он таким образом пытался лишить банду стержня, отобрать бизнес и отомстить за своих киллеров.
Еще по одной версии, причиной заказа стал бизнес-конфликт — некоторые источники указывали на Молдавана. Ранее он уже делал попытки заставить Трифонова отдать ему автобусную компанию и часть строительного бизнеса.
Не исключалась и месть со стороны кого-то из окружения или попытки устранить сильного лидера, который с годами всё больше контролировал край и не шел на соглашения с властью, всегда диктовал свои условия.
Спустя несколько дней после смерти Трифонова «Коммерсантъ» написал, что лидера ОПГ могли устранить из-за его косвенного участия в политике. Он финансировал предвыборную кампанию одного из кандидатов в мэры, имя которого не разглашали. Считалось, что, если бы план удался, Трифон буквально стоял бы у власти города.
Последствия
Убийство Трифонова так и не было раскрыто в полной мере, что характерно для многих громких преступлений того времени. В криминальных кругах его гибель восприняли как очередной эпизод разборок 2000-х.
Империя Трифона начала рушиться лишь в начале 2020 года, после ареста его преемника — Александра Ясина. С 2004 года тот стал управлять ОПГ, довел группировку до полной легализации и овладел частью крупной недвижимости во Владивостоке. Передел рынка на Спортивной вовсе стал самой обсуждаемой темой десятилетия.
О том, как существовала ОПГ «Трифоновские», кто стал приемником после смерти «отца» и к чему привел конфликт между совладельцами спортивного рынка, рассказываем в сюжете.