VLADIVOSTOK1
Погода

Сейчас-2°C

Сейчас в Владивостоке
Погода-2°

пасмурно, небольшой снег

ощущается как -5

1 м/c,

ю-з.

752мм 100%
Подробнее
4 Пробки
USD 81,23
EUR 93,84
Культура Чем заняться во Владивостоке «Любовь и голуби»: рецензия на театральную версию знаменитого кинофильма от драмтеатра ТОФ

«Любовь и голуби»: рецензия на театральную версию знаменитого кинофильма от драмтеатра ТОФ

Знакомая многим история любви в прочтении Станислава Мальцева

За последний год это третья постановка Станислава Мальцева | Источник: Екатерина Дымова / VLADIVOSTOK1.RUЗа последний год это третья постановка Станислава Мальцева | Источник: Екатерина Дымова / VLADIVOSTOK1.RU

За последний год это третья постановка Станислава Мальцева

Источник:

Екатерина Дымова / VLADIVOSTOK1.RU

Драматический театр Тихоокеанского флота открыл 92-й сезон премьерой «Любовь и голуби» (16+). Многим эта история известна по одноименному фильму Владимира Меньшова, но творческий коллектив театра создал свою версию. Показы состоялись 9, 10 и 11 октября. Корреспондент VLADIVOSTOK1.RU побывал на одном из них и поделился впечатлениями.

Сюжет

Первая постановка по пьесе Владимира Гуркина «Любовь и голуби» состоялась в московском театре «Современник»: в 1982 году ее поставил режиссер Валерий Фокин. Именно там ее увидел режиссер Владимир Меньшов, фильм которого все мы знаем.

Источник: Екатерина Дымова / VLADIVOSTOK1.RUИсточник: Екатерина Дымова / VLADIVOSTOK1.RU
Источник:

Екатерина Дымова / VLADIVOSTOK1.RU

В основе сюжета пьесы — история из жизни: разлад в семье соседей Владимира Гуркина, о котором Меньшов знал от старших родственников: их фамилию он не стал менять. Характеры Василия и Надежды автор списал со своих родителей, прототипом для дяди Мити стал его дед, а его жены бабы Шуры — двоюродная бабушка.

Работник леспромхоза Василий Кузякин живет с женой Надеждой и тремя детьми в сельской местности. Надежда считает мужа несерьезным из-за траты семейных денег на покупку дорогих голубей. После травмы на работе Василий уезжает лечиться по путевке на море, где у него случается курортный роман с сотрудницей отдела кадров леспромхоза Раисой Захаровной. После отдыха они решают жить вместе и рассказывают об этом Надежде и детям в письме.

Источник: Екатерина Дымова / VLADIVOSTOK1.RUИсточник: Екатерина Дымова / VLADIVOSTOK1.RU
Источник:

Екатерина Дымова / VLADIVOSTOK1.RU

Совместная жизнь Раисы Захаровны и Василия не складывается, и Василий решает вернуться в семью, но домашние его не принимают. Главный герой вынужден жить в общежитии. Через некоторое время Надежда понимает, что супруг изменил ей из-за ее непростого характера, и прощает его. Они начинают встречаться тайком, опасаясь негативной реакции сына и жителей деревни. Через два месяца Василий узнает, что Надежда беременна, и возвращается домой. Это происходит перед уходом сына в армию.

Музыка

Музыкальное оформление играет важную роль в создании атмосферы спектакля. Трогательная мелодия на флейте, которую исполняет в самом начале Володя, становится главной темой — она про чистоту, искренность, любовь. Эта мелодия служит камертоном в первую очередь для Василия: каждый раз в абсолютной тишине она звучит как откровение.

Вторая тема — популярная советская песня «У самого синего моря». Она была очень популярна в 70-е, но мало кто догадывался, что этот хит сначала исполнили сестры-японки, и называлась песня «Каникулы любви». Откровенный японский текст с элементами эротики заменили с учетом требований советской морали. В спектакле эта песня становится фоном красивой жизни, в которую окунается главный герой: позитивная, беззаботная и задорная.

Источник: Екатерина Дымова / VLADIVOSTOK1.RUИсточник: Екатерина Дымова / VLADIVOSTOK1.RU
Источник:

Екатерина Дымова / VLADIVOSTOK1.RU

А еще в постановке есть отдельная тема у Раисы Захаровны — не менее популярная песня Джо Дассена — Et si tu n’existais pas…: в свое время этот исполнитель покорил голосом миллионы женских сердец. А если ознакомиться с дословным переводом текста, то понимаешь, почему одинокая женщина так любила слушать его:

Если бы тебя не было,
Скажи мне, для чего существовал бы я?
Чтобы влачить свою жизнь без тебя,
Без надежды и сожаления.

Сценография

Лаконичная и наполненная смыслами сценография — это если не половина, то треть успеха любого спектакля. Художнику Ладе Смирновой удалось найти образы, через которые угадываются чувства и переживания героев в контексте сюжета.

Один из центральных объектов — дом в форме клетки для птиц. В самом начале складывается ощущение, что он для Василия — как клетка для птицы, в которой ему тесно, которая ограничивает его: из нее он вырывается в красивую жизнь с зажигательными танцами, модными нарядами и алкогольными коктейлями. В тот же время дом, похожий на клетку, выступает образом полуразрушенной церкви, в которой много лет назад была голубятня, так запавшая в душу главному герою.

Источник: Екатерина Дымова / VLADIVOSTOK1.RUИсточник: Екатерина Дымова / VLADIVOSTOK1.RU
Источник:

Екатерина Дымова / VLADIVOSTOK1.RU

О многом может рассказать антураж основных локаций. В доме Кузякиных мы видим плохо работающий телевизор, через который Василий смотрит, «как люди живут», койку, на которой Надежда отходит после известия об измене супруга, скромные стол и стулья. Обустройство квартиры Раисы Захаровны отличает роскошь: патефон, на котором она слушает Джо Дассена, мягкий диван-кровать и, конечно, ковры.

А главную роль «играет» самокат. С одной стороны, это про легкость, радость и про красивую жизнь, с другой — отсылка к современности в негативном контексте. На этих нехитрых транспортных средствах как будто проехали по жизни главного героя и его семьи.

Отлично обыгрывается задник: с помощью лаконичных проекций дорисовывается двор дома семьи Кузякиных, яркие огни курортного города, интерьер квартиры Раисы Захаровны.

Актерская работа

Когда ставится спектакль по сюжету, по которому уже снят фильм, зритель невольно сравнивает актерские работы и чаще в контексте лучше/хуже, потому что уже есть определенные ожидания. Артисты драмтеатра ТОФ сделали всё, чтобы это желание не возникло, но сохранили самое главное — душевность истории. Мы им верим так же, как верили актерам в одноименном фильме.

Денис Фить создавал своего героя — Василия Кузякина — человеком простым, добродушным, открытым миру и людям. Со всеми он внимателен и заботлив настолько, что боится обидеть или невольно причинить боль: даже расставаясь с Раисой Захаровной, он старается ее успокоить. Нравственным ориентиром в жизни для него всегда был юродивый Володя: он всем бескорыстно помогал, а еще он подкармливал голубей у старой полуразрушенной церкви. Пожалуй, второй факт и определил увлечение Василия — разведение голубей, которое очень не одобряет его супруга Надежда.

Источник: Екатерина Дымова / VLADIVOSTOK1.RUИсточник: Екатерина Дымова / VLADIVOSTOK1.RU
Источник:

Екатерина Дымова / VLADIVOSTOK1.RU

Елена Удатова наделила свою героиню сильным характером. Надежда — волевая женщина, строгая, но заботливая мать. Она создает уют в доме, беспокоится о муже и детях, поддерживает теплые отношения с ближайшими соседями — дедом Митей и бабой Шурой. Измена супруга становится для нее ударом. Одному богу известно, какая серьезная трансформация произошла внутри нее, что она решила простить его: тем удивительнее и прекраснее ее примирение с Василием.

Пожалуй, одним из самых ярких персонажей стала Раиса Захаровна. Ее появления без преувеличения ждал весь зал, и почти каждый раз исполнительница этой роли — Наталья Войник — срывала аплодисменты. Раиса Захаровна — женщина властная и в то же время очень интеллигентная, трогательная и ранимая. Она одинока и готова бороться за свое женское счастье: кажется, для нее это последний шанс. Если в начале эта героиня кажется немного нелепой и смешной, то в финале ее искренне жаль: этот образ в спектакле звучит особенно пронзительно.

Источник: Екатерина Дымова / VLADIVOSTOK1.RUИсточник: Екатерина Дымова / VLADIVOSTOK1.RU
Источник:

Екатерина Дымова / VLADIVOSTOK1.RU

Любовь зрителей в этой постановке также бесспорно завоевали исполнители ролей деда Мити и бабы Шуры — Роман Колотухин и Александра Пряха. Им обоим пришлось вжиться в образы людей, которые намного старше их самих. При этом работал не только грим и костюмы, но и изменение голоса, походки и прочие приемы.

За дедом Митей можно заметить не только пристрастие к спиртным напиткам и богатую фантазию, но и заботу о соседях: Кузякины для него как родные. С бабой Шурой у него особые отношения — даже когда они бранятся, в этом столько теплоты и любви. Несмотря ни на что, она принимает его таким, какой он есть. Баба Шура — мудрая женщина, и в сложный момент жизни именно она помогает Надежде и ее дочерям — Люде и Оле — не потерять себя. Вроде бы не говорит ничего особенного, но по ощущениям как будто делится с ними мудростью.

Источник: Екатерина Дымова / VLADIVOSTOK1.RUИсточник: Екатерина Дымова / VLADIVOSTOK1.RU
Источник:

Екатерина Дымова / VLADIVOSTOK1.RU

Интересно наблюдать за тем, как меняются дети Василия — Люда, Леня и Оля. Эти роли в спектакле исполнили молодые артисты Лилия Коломейцева, Евгений Шакиров и Дарья Макарова. Разлад в семье заставляет младших повзрослеть, а старшую дочь — переоценить свой жизненный опыт.

Отдельного разговора заслуживает Володя: его сыграл Георгий Черкезишвили. В пьесе Гуркина его не было, о нем рассказывал Василий. В спектакле он стал отдельным действующим лицом. Володя появлялся в самые важные моменты жизни главного героя: складывалось ощущение, точно он ведет его за руку, как ангел-хранитель. В этой роли почти нет слов, но артисту удалось заполнить ее смыслами с помощью других выразительных средств. Пожалуй, без него это была бы уже совсем другая история.

Режиссура

«Любовь и голуби» — это уже третья за последний год постановка Станислава Мальцева во Владивостоке и вторая — в драмтеатре ТОФ: в октябре 2024 года состоялась премьера спектакля «Вечно живые» (12+), а в апреле 2025 года — «Сын полка» (12+). Если первые два были на военную тематику, то третья — про любовь. Еще на пресс-конференции Мальцев говорил, что не ставил перед собой задачу создать реплику фильма: и слово свое сдержал. Зритель увидел эту историю немного с иного ракурса.

Это и не комедия в чистом виде, и не драма. Как невозможно определить жанром настоящую жизнь, так и нельзя точно охарактеризовать постановку. В ней есть всё, как и в жизни, а с помощью выразительных средств режиссер подсветил самое главное — ценность простых человеческих отношений.

Источник: Екатерина Дымова / VLADIVOSTOK1.RUИсточник: Екатерина Дымова / VLADIVOSTOK1.RU
Источник:

Екатерина Дымова / VLADIVOSTOK1.RU

Самая главная инновация спектакля — появление нового героя Володи. Этот прием придает постановке смысловую глубину. Володя — юродивый, а их с древних времен считали божьими людьми. Это про безусловную любовь ко всему живому, присутствие этого персонажа в спектакле наполняет его самым чистым и добрым чувством, от которого временами наворачиваются слезы. Пожалуй, самый запоминающийся эпизод — примирение Василия и Надежды: Володя осыпает их горстями зерен как молодоженов. А еще он временами играет на флейте. Проникновенный голос этого инструмента еще называют голосом ангелов.

Красной нитью через спектакль проходит противопоставление реального и фантазийного, истинных и ложных ценностей: это есть и в сценографии, и в музыке, и в действии. Вспомнить хотя бы эпизод, где с экрана телевизора, который смотрит Василий, в реальную жизнь врывается молодежь в модных для того времени спортивных костюмах и на самокатах. Ему это интересно, его это завораживает, но, окунувшись с головой в красивую жизнь, главный герой понимает ценность семьи, родных и близких людей.

Неожиданным решением стала разбивка эпизода, в котором Надежда и ее дети читают письмо-признание Василия и Раисы Захаровны. Во-первых, вызвало некоторое недоумение видео с Олимпиады-80 с песней «На трибунах становится тише…». Казалось бы, какая связь между драмой семьи и финалом крупного спортивного события? Символ эпохи, отсылка к теме прощания, игра на контрасте или что-то иное — пожалуй, каждый подчеркнет в этом списке более приемлемый вариант или найдет свой.

Во-вторых, режиссер оставляет зрителя в напряжении на самом эмоционально сильном эпизоде спектакля: истерику Надежды мы увидим не сразу, а в начале второго акта. Он начинается с эмоции на разрыв преданной сильной женщины: точно лопнула натянутая в конце первого акта струна.

Источник: Екатерина Дымова / VLADIVOSTOK1.RU
Источник: Екатерина Дымова / VLADIVOSTOK1.RU
Источник: Екатерина Дымова / VLADIVOSTOK1.RU
Источник: Екатерина Дымова / VLADIVOSTOK1.RU
Источник: Екатерина Дымова / VLADIVOSTOK1.RU
Источник: Екатерина Дымова / VLADIVOSTOK1.RU
1 из 6
Источник:

Екатерина Дымова / VLADIVOSTOK1.RU

Хорошего режиссера определяют первая и финальная сцена. Станислав Мальцев начинает с главного — общения Василия с голубями: мы их не видим ни в этом, ни в других эпизодах, но мы их чувствуем, и это создает особую атмосферу, задает тон спектакля.

Финальный эпизод тоже про голубей, и в нем, пожалуй, раскрывается суть спектакля — любовь. В нем заняты практически все герои. Василий запускает в небо голубя и ждет, пока он взлетит повыше. Вот уже никто не видит, где он, почти все расходятся, и тут он поднимает в небо ладони с голубкой. Завидев ее, голубь стремится к ней, падает камнем: мы не видим этого, но чувствуем, проживаем этот эпизод через эмоции героев. Этот эпизод заставляет сердце взволнованно сжиматься и течь по щекам слезы счастья.

ПО ТЕМЕ
Лайк
TYPE_LIKE0
Смех
TYPE_HAPPY0
Удивление
TYPE_SURPRISED0
Гнев
TYPE_ANGRY0
Печаль
TYPE_SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
5
ТОП 5
Рекомендуем

На информационном ресурсе применяются cookie-файлы . Оставаясь на сайте, вы подтверждаете свое согласие на их использование.