Мы едем в черном Honda Fit с активистами Николаем и Еленой в микрорайоне Лозовый около Партизанска. Они везут нас на место в лесу, где по указанию администрации города вырубили столетние дубы. Некоторые из них могли быть краснокнижными.
— Муж как-то утром 4 октября звонит: «Лес срубили». Соседи видео прислали, где прям валятся дубы. Они [застройщики] сказали, у них всё законно. Я заехала в лес, там 12 соток уже выпилили. Мы с мужем пошли, и там прям эхо такое. Я начинаю говорить, и у меня, получается, голос начал дрожать, губы трястись, в глазах — слезы. Я сказать ничего не могу, я прям иду и плачу, — начала рассказ Елена.
Больше 30 лет назад Елена, будучи еще ребенком, жила в домике, расположенном в пяти метрах от дубовой рощи. Она одной из первых забила тревогу, собрала в чат более сотни соседей, выяснили, что администрация Партизанска разрешила вырубку 66 деревьев на территории в 12 соток.
У нас тут квартиры стали дорожать, поселок развивается, и сейчас они начали оттяпывать вообще всё на свете.
Дубы могут быть охраняемыми зубчатыми возрастом от 100 до 300 лет, но только несколько из них официально признали такими после осмотра территории местным лесником. Люди уверены, растения цветут не каждый год, а начинают только после 50 лет. Поэтому есть вероятность, что здесь растут еще молодые деревья, которые срубят без дополнительной экспертизы.
Среди всех видов дубов зубчатый считается обладателем одних из самых больших листьев — до 40 сантиметров в длину и 30 сантиметров в ширину. Может достигать в высоту 25 метров. Его можно опознать по растрескивающейся коре, листьям специфической формы с закругленными «зубчиками» и желудям, похожим на ежиков.
Вид внесен в Красные книги России, Приморского края и Сахалинской области. Дерево особенно распространено на юге Приморья, у побережья Японского моря.
Жители Лозового считают, что в поселке есть множество других мест, куда может разрастаться новое строительство. Например, на улице Чкалова больше половины домов признаны аварийными, и, если их снести, можно построить среднеэтажные дома. Администрация Партизанска официально ответила, что строительство там невозможно, так как жилые дома не снесены и не расселены.
Кто застройщик — вот в чем вопрос
Застройщиком территории в дубовой роще жители поселка считают «РусГидро», так как в Лозовом расширяется местная ГРЭС — ее руководство могло попросить администрацию выделить это место под дома для своих сотрудников и их семей.
Конкретного ответа от главы Партизанска Олега Бондарева о девелопере активисты не получили — он лишь ответил, что это частное лицо, но план застройки уже утвержден. Из документов следует, что все участки прошли официальную регистрацию и были выставлены на аукцион. На некоторые земли заявку подала только одна организация, поэтому торги признали несостоявшимися, и договоры аренды администрация заключила только с ней.
Администрация Партизанска действительно устраивала открытый аукцион. Лот № 4852578 на сайте торгов касается аренды земельного участка площадью 13,2 тысячи квадратных метров в Приморском крае на срок 10 лет для строительства среднеэтажных жилых домов. Начальная стоимость аренды составляла 61 тысячу рублей, а размер задатка для участия установили в размере 12 тысяч рублей. Победитель не указан.
В телеграм-канале «Гражданин Приморья» автор предположил, что застройщиком будет ООО «ЭнергоСтройВосток», которое занимается строительством жилых и нежилых зданий. Его директором значится Артур Нурмамедов. Если это окажется правдой, то у жильцов снова возникают вопросы — в прошлом у компании было 12 арбитражных дел по неуплате долгов.
Дубрава находится в центре поселка. Дома выстроены вокруг нее. Это живописное место — подарок для тех, кто решил застроить его частным жильем и 8-этажными зданиями. А также это «легкие» Лозового, где гуляют дети, тренируются олимпийцы, иногда сюда заглядывают дикие зверьки. Со слов местных, здесь с 2019 года проводятся соревнования по велогонкам. Правда, мэрия отрицает это.
Начало борьбы
Первыми забили тревогу Елена и ее муж Николай, которые захотели сохранить экологическое место поселка. Следом подключились другие жители Лозового и Партизанска.
— Как можно такое было совершить? Отдать под вырубку такой лес. Это чудо просто. И что это за администрация города такая у нас, которая против людей? Все настроены сохранить этот лес для детей, для будущего поколения, а они вырубают всё. Это единственный живой уголок, летом у нас ландыши, кукушки прилетают, — посетовала Валентина, которая особенно пострадает от вырубки дубравы.
Она живет на участке, который стоит впритык к бывшему дому Елены так, что кот и собаки одной женщины спокойно гуляют на территории другой. Валентина переживает, что по новому кадастровому плану выход из ее дома может оказаться забаррикадированным.
— Рядом с моим домом находятся теплицы, несколько раз в год там идет обработка овощей. Химикаты летят на поселок. Мы закрываем окна, двери, но всё равно всю ночь дышим этой химией. Когда вырубят лес, все эти химикаты пойдут полностью на весь поселок, вот этот запах, — возмутилась Валентина.
Бывшая учительница местной школы также выступила в защиту дубов. Она даже предложила идею того, как сохранить лес.
— Здесь планируют турбазу переделать под реабилитационный центр для параолимпийцев и ветеранов СВО. И вот почему бы этот парк и не приурочить к этой турбазе: и для жителей хорошо, и для этих гостей. Немножечко его благоустроить, — высказалась учительница.
Против вырубки леса и бывший главный архитектор Партизанска Светлана — она проработала на этой должности больше 20 лет. Интересно, что раньше женщина с коллегами предусматривала в генплане строительство малоэтажных домов на этой же территории. Сейчас же считает, что всё выполняется с массовыми нарушениями уже на этапе планирования застройки.
— Но мы не думали, что тут будет строительство, а планировали, что потом, может, что-то изменим. <…> Вопрос еще был в подвешенном состоянии. Но сейчас развитие происходит, и началось массовое строительство. Нужно было комплексно делать и проект планировки. Но единичные вкрапления застройки выгоднее администрации. Мы посчитали, что более ста участков под индивидуальную застройку предусматривается на сопке и в долине (ниже дубравы. — Прим. ред.), — поделилась экс-архитектор.
Со слов Светланы, новые планы составлялись в 2023–2024 годах. Пока проект находится на кадастровом учете, участки не осваивали. Народ не взбунтовался вовремя, так как полноценная картина застройки людям не была ясна: газету с отчетами читают не все, а единичное строительство изначально не казалось проблемой.
— В принципе, пока было всё на стадии проекта, можно было вносить изменения. Они специально, видимо, всё сделали так, чтобы единично никто ничего не видел. И участки определены. Тут сложный рельеф, геология не изучена, коммуникации. <…> Мы планировали максимум пять этажей, теперь предусмотрено восемь. Здесь нет проездов, есть необходимость обеспечения светом, канализацией. Жители жалуются, что уже на пятом этаже давление воды не соответствует. Более высокое давление может прорвать трубы, — рассказала Светлана.
В районе дубравы по кадастровому плану хотят построить 12 частных домов и две многоэтажки — по 1,3 и 1,7 тысячи квадратных метров на каждую. Для этого придется выравнивать сложный рельеф, где-то даже устанавливать подпорки для зданий, изучать влажную и глинистую почву.
Со слов архитектора, на нем же видны родники, которые протекают на участках, отданных под индивидуальную застройку.
Участки вдоль русла ручья отведены для садового, огородного пользования и личного подсобного хозяйства.
Также Светлана пояснила, что шесть участков для индивидуальной застройки отвели в санитарно-защитной зоне около теплиц с химической обработкой растений — на расстоянии 100 метров от них.
Местные тревожатся, что подрядчик мог не только вырубить краснокнижный лес, но и продать его. В пример Светлана привела махинации с программой «Дальневосточный гектар».
Получая гектар дальневосточный, люди берут лесные участки, вырубают деревья и ничего не строят. На каждого из семьи по гектару дается, они берут. Есть те, кто действительно что-то делает, а есть просто аферисты, которые как раз используют этот закон в своих целях.
Если даже отбросить профессиональные предположения в вопросе застройки, остается факт уничтожения экологически важного места для поселка.
— В любом случае здесь прекрасный лес, здесь Олимпийский комплекс стоит, общежитие, турбаза. Даже для прогулки здесь некуда выбраться. Там парк около дворца, но это маленький такой парк. А здесь, собственно, люди всегда привыкли гулять. Здесь очень много грибов, белые грибы, лисички. Есть дикие животные: белки, коты дикие, один раз заблудился медведь, — рассказала Светлана.
Кто поддержал сражение за лес?
Первым на клич взбунтовавшихся лозовчан отреагировал председатель Следственного комитета России Александр Бастрыкин. Позже борцов поддержал председатель Комитета Госдумы по развитию Дальнего Востока и Арктики Николай Харитонов.
— Мне звонил Николай Михайлович из Москвы, так неожиданно. Он сказал, что от себя отправит обращения в четыре инстанции и что мы правильно сделали, что взбунтовались. Сейчас много где народ бунтует против вырубки леса. Правильно, что за свой лес боретесь, сказал, — вспомнила активистка Елена.
Николай Харитонов отправил в подтверждение своих намерений фотографии его обращений к министру природных ресурсов и экологии, генпрокурору, прокурору и губернатору Приморского края.
Быстро среагировала и краевая прокуратура. Заместитель прокурора Анна Федоренко и вице-мэр администрации Партизанска Сергей Юдин лично посетили место вырубки. После этого жителей поселка в Сети поддержали экоактивисты, комментаторы региональных СМИ и правозащитник Максим Чихунов.
Однако жители всё равно получили неутешительный ответ от мэрии Партизанска: «Все земельные участки сформированы и предоставлены в соответствии с требованиями действующего законодательства».
Дальше на проблему обратил внимание полномочный представитель президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев. От своего лица он поручил Минприроды, Минэкономразвития, Минвостокразвития, Росприроднадзору, Рослесхозу и Росреестру совместно с Генпрокуратурой и правительством Приморья рассмотреть обращение лозовчан.
Следом, со слов жителей, в поселок Лозовый с проверкой приехала краевая природоохранная прокуратура, и после повторного визита специалисты якобы подтвердили, что часть дубов вырубили незаконно.
Редакция VLADIVOSTOK1.RU запросила подтверждение этой информации у природоохранной прокуратуры и данные о проведении проверки.
Возможные последствия вырубки
Николай процитировал владивостокского лесника, который сказал, что одно взрослое дерево своими корнями и кроной удерживает тонну воды.
Если оголится сопка, начнутся оползни. Хотя не хочу рисовать картину ужасов.
Мэрия заявила, что официально эти земли не лесопарковая зона и не попадают под охраняемые природные территории или зоны затопления. Борцы за дубраву утверждают: корни деревьев сдерживают влагу, а если дубы все-таки вырубят, местность вокруг поселка затопит.
При этом вода уже начала стекать из дубравы вниз и размывать почву.
Справа от спила находятся теплицы, где люди выращивают овощи и зелень. Они опыляют удобрениями урожай, чтобы уничтожить вредительскую бабочку-белокрылку. Эти опасные газы, со слов местного садовода, сдувает на поселок, и, если рощу уберут, вся эта пыль будет в Партизанске.
— Роза ветров здесь север — юг, поэтому химикаты и прочее через дубовую рощу идут. Летом ветер южный, а зимой — северный, — поддержала переживания людей бывший архитектор Светлана.
И хоть мэрия Партизанска настойчиво повторяет, что всё законно, лозовчане планируют продолжать борьбу за дубраву.
— Мы все в трансе от официального ответа администрации Партизанска. С адвокатом будем работать, организуем новый сбор. А что жители? Тихушники, боятся, все заняты работой. Часть вышли из группы в процессе, — подытожил Николай.
Больше новостей, фотографий и видео с места событий — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и узнавайте всё самое интересное и важное из жизни региона первыми.