Стало известно, какое мясо преобладает в рационе россиян. Как оказалось, мясо птицы регулярно употребляет 62% россиян, мясо животных — 27%. А рыба в повседневном рационе есть лишь у 11%. Таковы данные исследования, который провел медиахолдинг Rambler&Co. В нем приняли участие более 100 000 опрошенных.
Спрос на потребление рыбы падает, в том время как общие объемы вылова только растут. Проблему обсудили во Владивостоке — на Восточном экономическом форуме. Среди причин эксперты называют высокую стоимость рыбы, особенно в удаленных от мест вылова регионах. Также они считают, что дело в ограниченном выборе и недостатке информации о пользе продукта, способах правильно его выбрать и приготовить. Это привело к тому, что рыба стала частью праздничного стола, а не ежедневного рациона.
Примером, как стимулировать соотечественников покупать рыбу, послужил камчатский опыт.
— Яркий проект, который стартовал у нас на Камчатке три года назад, называется «Доступная рыба» или «Камчатская рыба». Это прямые взаимоотношения, прямые поставки без посредников между розничной торговой сетью, с одной стороны, и рыбаком, тем, кто эту рыбу вылавливает. В результате сегодня покупатель, когда приходит в магазин, на ценнике видит две цены. Первая цена — производителя. Вторая — магазина, — рассказала заместитель председателя правительства Камчатского края Юлия Морозова.
Чтобы внедрить культуру потребления рыбы в массы, эксперты предложили начать с грамотного маркетинга категории. По словам директора по исследованиям и разработке СберМаркетинг Евгения Батяшина, который презентовал исследование на эту тему на ВЭФ, рекламы рыбы в 2020–2024 годах размещалось в 5 раз меньше, чем мяса и птицы. Он отметил, что сейчас цель рекламных роликов — исключительно привлечь внимание потенциальных покупателей, включая скидочные акции, а не поделиться с ними новой информацией.
— Потребителям нужно рекламировать не просто продукт, а целую категорию, отвечать на вопросы, которые сейчас встают перед потребителями, и формировать культуру потребления рыбы, объяснять, чем она хороша и отвечать на вопросы, которые сейчас встают перед потребителями: как приготовить рыбу, чтобы не испортить, как разобраться в разных видах рыб, — считает Евгений Батяшин.
Участники дискуссии напомнили, что государство со своей стороны тоже создает инструменты, которые способны подстегнуть интерес потребителей к рыбе. Так, по поручению президента Минсельхоз и Росрыболовство начали разработку дорожной карты — по ней потребления отечественной рыбной продукции должно увеличиться до 28 кг к 2030 году.