Лес на улице Тихвинской во Владивостоке — буквально золотой участок земли для жителей ближайших улиц. Никифорова, Сафонова, Тихую окружает промзона, кладбище и ТЭЦ. Помимо прочего, до ближайшей набережной на Патрокле или сквера на Добровольского быстро добраться не получится. Оттуда до них по 3–4 километра.
В 2019 году люди массово вышли на защиту единственного леса, когда экс-мэр Олег Гуменюк широким жестом распорядился построить там детский сад. Отстоять получилось, но прошло пять лет, и эти земли снова в центре споров — там собираются строить цех по пошиву одежды.
Вообще, за последние два года во Владивостоке появляются новые скверы, общественные пространства и пешеходные зоны. По большей части они сосредоточены в центре города, но силами некоторых территориальных общественных самоуправлений (ТОС) удается их создать и в спальных районах. Почему решение о строительстве цеха обошло горожан? Неужели это единственная привлекательная для бизнеса в городе территория? Разве позиция местных даже насчет маленького кусочка леса не дает понять, что он для них важен? Четкого ответа пока нет, но редакция VLADIVOSTOK1.RU обязательно рассмотрит историю с нескольких сторон.
Пока мы собрали воспоминания тех, кто одними из первых вышли на расчистку склонов от мусора, кто вышли один на один с властью в 2019 году и готов это сделать теперь.
Так появился Тихвинский лес
— Если мне не изменяет память, это было в 2017 году, моя внучка пошла в первый класс. Мы жили на Сафонова, 37, и от своей соседки Анны узнал, что администрация города организовала какой-то субботник в лесу рядом. Ну я и пошел с внучкой ради интереса. Помню, что было много людей — человек 20, не меньше, среди которых большая часть — это молодежь. Я тогда был приятно удивлен, очень дружно и быстро все работали. Но завален мусором лес был знатно: в основном это пустые бутылки, пакеты, старые газеты и грязные салфетки. Встречались и небольшие помойки, видимо, после отдыхающих, которые не сильно-то были озабочены чистотой.
С этого момента я принимал участие еще в двух субботниках, и сам, если ходил в лес на прогулку, то брал небольшой мешок для мусора. Потом мы переехали в пригород и, конечно, перестали туда ездить. Но воспоминаний осталось много. Вроде бы уже тогда его прозвали Тихвинским, этот лес, но, конечно, названия там никакого и нет. Люди протоптали там дорожки, среди этих деревьев, почти столетних, ходили гулять туда семьями и даже знакомились там с соседями. Я бы и сейчас пошел на акцию протеста, если бы мог, — рассказал корреспонденту VLADIVOSTOK1.RU пенсионер Игорь В.
«Однажды мы уже победили»
— В 2019 году нам предложили детский сад на окраине нашего леса. Якобы хотели взять, я уже плохо помню, около 2% от территории, вырубить совсем немного, но зато построить садик, парк, поставить камеры фиксации нарушений, а еще лавочки и досадить около 500 деревьев. Вспоминаю эти встречи с тогдашним мэром и его «бригадой» и аж злюсь: как можно с такой высоты наплевать на желание горожан? Проблема же не в том, что мы такие важные сидим и хотим лес, а в том, что власти сами год за годом отдают нормальные земли в частные руки, а потом, когда петух клюет, бегут переделывать земли по документам с рекреационной в застройку.
Кто-то из депутатов тогда нам рассказывал, как работает перевод участка с одной зоны в другую. Есть земельное законодательство, которое является основой, только опираясь на него, можно использовать муниципальные территории. А получилось наоборот: сначала приняли постановление о строительстве детсада, а потом поправили недочет в законе. Я могу криво объяснить, но принцип был такой. Мы несколько раз собирались на встречах и с депутатами, и с мэром, туда приходили из разных управлений. Все заканчивались одинаково — власть пытается втулить нам: «Мы озеленим лес», а мы кричали: «Уберите вообще от него руки». Люди буквально грудью защищали участок, который они приводили годами в порядок своими руками. Собиралось на протесты от 100–200 человек, и каждый был един во мнении.
Не помню, чтобы были аресты или вообще чтобы полиция присутствовала, помню, что и с других улиц к нам приезжали в поддержку: Тихой, Нейбута, Фадеева. Улицы, которых в тот год уже лишили леса под окнами. И кстати, ни одного обещанного садика так и не построили (одно дошкольное учреждение на Нейбута было введено в эксплуатацию уже после 2021 года. — Прим. ред.). Хорошо запомнила общественника Николая, который представлял нас всех на встрече с думой города и администрацией, он правильные вещи говорил: Тихвинский лес — это не место под садик, напротив сгоревший дом, простите, с бичами, коммуникаций нет, но его тогда Гуменюк перебил, и диалога не получилось, — поделилась Анна, которая и была когда-то соседкой Игоря.
Попытка присвоить землю № 2
— Я предполагаю, что чиновники, которые принимали решение о переводе земли из зоны рекреации в зону промышленную, лукавят, когда пишут, что продукция будет направлена на импортозамещение и на удовлетворение нужд СВО. Сегодня там был представитель компании «ИМО», которая взяла землю в аренду и собирается построить там цех по пошиву. Я спросил у него, что конкретно вы там собираетесь шить для СВО, он ничего не ответил. Я думал, может, подшлемники или бронежилеты, но мне представитель компании сказал, что они шьют школьную форму и спецодежду. Мне кажется, не мытьем так катаньем кто-то хочет забрать эту землю. Потому что эту землю уже пытались отдать в аренду, но ничего не получилось, и сейчас они решили зайти с другого хода.
В конце концов, пока они всё это построят, может СВО закончиться, и их несуществующие товары для нужд операции станут просто не нужны, а лес уже не вернешь. У меня ощущение, что это хитрая схема по передаче земли какой-то другой компании. Эти ребята скажут в итоге, что мы попробовали пошить, но нам нерентабельно, поэтому переуступили землю какой-нибудь строительной компании, которая там возведет несколько многоэтажных домов.
Я думаю, надо добиваться от прокуратуры, чтобы они наложили на этот лес санитарно-защитную зону кладбища. Тогда на этом участке станет невозможно какое-либо строительство. Эта зона составляет 500 метров. В 2019 году прокуратура давала предписание администрации города ее сформировать, но до сих пор этого не сделано, и я даже догадываюсь почему. Если это произойдет, то кладбище застынет в каких-то границах, администрации это невыгодно, потому что кладбище постоянно расширяется, и нам, по сути, придется перестать хоронить там людей. Также мы будем добиваться, чтобы из зоны П1 землю опять перевели в зону рекреации, — поделился 3 февраля своим мнением депутат Геннадий Шульга.
Больше новостей, фотографий и видео с места событий — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и узнавайте всё самое интересное и важное из жизни региона первыми.