В феврале казанская рок-группа «Мураками», авторы песен «Нулевой километр» и «Бред», приедет во Владивосток с сольным концертом — коллективу исполняется 20 лет. До этого «Мураками» выступали в Приморье один раз на фестивале под открытым небом, тогда солистка группы назвала выступление «худшим» в ее карьере.
Мы поговорили с вокалисткой Дилярой Вагаповой о планах «Мураками» на выступление, о болезненных «Голосе» и «Народном артисте» и об успешных музыкантах, которые не умеют петь.
— Владивосток — один из первых городов в туре. Есть ли у этого причины?
— Если мы и приезжали на Дальний Восток, то были всегда уставшие и без сил. Я очень хочу попасть во Владивосток, потому что именно в этом городе у меня был самый ужасный концерт.
В 2013 году я приехала и оставила здесь свой голос после огромного тура в Казахстане. Был жуткий ветер, и я просто не смогла петь. Это было очень нервно, эмоционально и грустно, потому что я люблю ваш край, я люблю людей, атмосферу. Мне нравится ваше зеленое пиво и медведки, нравятся люди, которых я знаю из Владивостока — они немножко сумасшедшие, и в этом их прелесть. Исполнить «Нулевой километр» в баре «Мумий Тролль» станет для меня хорошим началом юбилейного тура.
— 20 лет — это на самом деле немалый срок. Как думаете, пик популярности группы уже прошел или еще впереди?
— Ой, вы мне скажите лучше, если вы знаете, я буду знать и пацанам всем скажу.
— Мне кажется, это проще оценить, когда ты находишься в группе, разве нет?
— Представьте, что мы выпустим, значит, песню. Например, «Подруга, жги». Она не особо зашла на «Нашем радио» и на других площадках. А сейчас выйдет какой-нибудь сериальчик с этой песней, и все такие: «А-а-а, какая крутая песня, ё-моё, вот это супер, "Мураками" написали!» — и мы будем популярны. Ну откуда же мы знаем, что будет дальше?
— «Мураками» — это одна из немногих групп, которая смогла из коллектива, известного в регионе, выйти на федеральный уровень. Как вы думаете, почему это произошло?
— Мы — ребята, которые просто очень любят свою работу. Мы творим, пишем постоянно — нам от этого прикольно. И это уже из года в год. Я немножко сумасшедшая в этом отношении — я не останавливаюсь.
У нас много разных двигателей. Основным двигателем, конечно, была долгое время я. И этот паровоз тянулся на моей безбашенности и уверенности в себе, порой даже самоуверенности. Моя задача была везде продвигаться, появляться на всех проектах. Я и в караоке пела в живом звуке, и на «Голосе», и на «Народном артисте». И таких историй тьма.
Это очень долго продолжалось. Я не опускала руки вообще. Даже когда мне было грустно, на душе было печально, я продолжала двигаться. Я всегда чем-то была занята — в поисках, как сделать так, чтобы завтра группа «Мураками» была популярнее. «Мураками» — это плод постоянной работы, постоянно горящих глаз.
— В какой-то момент меняется и обычная рабочая действительность. Одно дело, когда ты начинающий коллектив, другое — когда вы уже известная группа — с турами, интервью и деньгами. В какой момент вы поняли, что известны?
— Вся фишка была в том, что у нас абсолютно неправильно был выстроен бизнес-план. Мы тратили в разы больше денег на музыку, чем получали, из-за чего почти всегда были в долгах. 16 лет группа «Мураками» находилась в долгах постоянно. Мы выпускали новый альбом и полтора-два года с него отдавали долги и пытались выжить на эти деньги. Как только заканчивали альбом, понимали, что нужно записывать новый. Время шло, и всё, всё начиналось заново.
«Они уходят из "Голоса" в никуда, а я ухожу в тур»
— Вы участвовали в шоу «Голос», «Народный артист», «Фабрика звезд» на Первом канале, но в интервью рассказывали, что не любите вспоминать это время. Почему?
— Да, потому что это всегда очень болезненно для ребенка. Я была на «Фабрике звезд» в 17 лет, в 18 лет на «Народном артисте» — тогда моя психика не была сформирована окончательно. Так или иначе, были свои надежды на проект, которые не оправдались.
Я, кстати, даже после «Голоса» ушла в небольшую такую депрессию. Несмотря на то что уже была взрослая женщина и мать. Всё равно эмоционально у меня был стресс. Там были другие нюансы, потому что в итоге я пела вместе со своей подругой, моей одногруппницей. Мы с ней 4 года вместе прожили в Российской академии театрального искусства, и вдруг мы тут с ней друг против друга — было обидно.
Главное, что в итоге я понимала прекрасно, что они уходят из «Голоса» в никуда, а я ухожу в тур. У меня простроено было всё уже. Я ухожу в «работающую лошадку», я ухожу на ипподром.
— Стоит ли молодому поколению артистов участвовать в подобных проектах, несмотря на риск моральных травм и разбитых надежд?
— Если ты идешь в артисты, то ты должен к этому быть готов. Этих стрессов будет много. В каждом городе чего только не происходит. Вы даже не представляете, насколько я выносливая в этом отношении, в том числе и благодаря участию в программах на телевидении.
Участвовать нужно обязательно, если молодой артист хочет связать свою жизнь со сценой. Потому что даже мне нужно периодически понимать, что я еще не совсем в «олдах» там, знаете, где-то, что я еще могу соревноваться с молодым поколением.
Либо ты бежишь, как в соревнованиях, делаешь что-то прикольное и оставляешь свой след, понимая, что «да нормально я всё сделала» или «блин, ну нет, слабо уже». Во втором случае нужно думать: «Окей, если я не могу с новым поколением соревноваться, то что я могу тогда делать лучше — в чем моя фишка, в чем моя тема?»
— А сейчас «Мураками» может соревноваться с молодыми артистами или уже делает какую-то свою «тему»?
— Да нет, мы можем соревноваться с кем угодно, и со старыми, и с новыми. Если 4–5 лет назад еще можно с прищуром посмотреть на наш уровень звука, работы на сцене, как административно у нас всё слажено, то сейчас всё однозначно. Мы действительно кайфуем от процесса, не думаем о целях.
Мы размышляем о том, как сделать что-нибудь еще прикольного, потому что нам нравится наше дело.
На мой взгляд, артист должен быть счастливым, потому что он приходит в массы дарить всё-таки счастье людям и миру. Мы арлекины. И если ты будешь страдать или просто молчать и смотреть в одну точку, на сколько тебя хватит?
Можно посмотреть на любого западного артиста, как они работают, и просто примерить на себя. У нас почему-то было так, что в советской эстраде все стояли на одном месте. Если у тебя есть такой дар, как у Муслима Магомаева, — это круто, а если нет, то ты что, будешь сидеть дома и ничего не делать?
Это уже твое решение, будешь ты сидеть дома или ты будешь развиваться, придумывать что-то, создавать. Сколько артистов есть, у которых голоса нет, им вообще петь нельзя. А с другой стороны, они же там где-то, они же почему-то работают, деньги зарабатывают даже. Туры какие-то устраивают. Почему? Вот остается вопрос. Поэтому я считаю, всегда есть чему поучиться у любого артиста, если у него чуть больше слушателей, чем 100 человек.
— А как вы относитесь к артистам, которым, по вашим словам, «петь вообще нельзя», но на музыке они зарабатывают?
— Тут другая история. Если артист собирает людей, готовых тратить на него свои деньги и время, — это важно. Вот сейчас сколько ты готов уделить внимания чему-то в соцсетях? И за это время, минут за 10, тебе должен кто-то вдруг показаться интересным.
А тут ты приходишь, тратишь свое время и деньги на то, чтобы послушать этого человека. Если он собирает, то я, конечно, пойду посмотрю.
— То есть, как показывает практика, чтобы быть крутым артистом, не обязательно уметь хорошо петь. А что нужно, чтобы быть успешным сейчас?
— Откуда же я знаю? Я точно так же пытаюсь это разгадать. Я пытаюсь понять, что людям нравится. Есть люди, вещи и музыка, которые просто ужасно не нравятся моим ушам, но я пытаюсь их понять. Так я закрываю свои какие-то негативные моменты.
Группа «Мураками» выступит во Владивостоке 15 февраля. Коллектив обещает сыграть песни в новых аранжировках и редко исполняемые треки «в расширенном составе и максимальном электрическом звучании».