— Запомните, самая высокая часть рангоута называется бом-брам-рей, повторить хором, — командует экскурсовод.
— Бом-брам-рей, — отзываемся мы.
Сегодня на «Параде парусов» журналистам разрешили погулять по одному из двух учебных фрегатов — «Надежде». Открытый трап на этом судне — большая редкость. И если за границей парусник добродушно принимает гостей, то в родном порту старается держаться особняком.
На палубу «Надежды» мечтает попасть, кажется, любой курсант. Сегодня те, кто проходит на судне практику, принимали не только журналистов, но и почетных гостей форума, а еще нахимовцев и юных патриотов. Безукоризненно подготовленные курсанты обучали молодежь. Некоторые собираются вернуться на парусник снова уже практикантами.
Мы прошлись по палубам, заглянули внутрь корабля и побывали в кубрике курсантов. Тут всё строго: в небольшой комнате двенадцать узких кроватей, шкафчик, над кроватями висит форма. Всё опрятно и чисто.
Каждый курсант во время аврала — этот термин пришел нам как раз «с моря» — обязан бросить всё и, надев страховку быстро и без раздумий, полезть наверх. Страховка нужна обязательно на каждой высоте мачты — кроме бом-брам-рея там цепляться не за что.
Мы поднимаем голову — по прикидкам, мачта высотой в этажей пятнадцать. И этот путь проходит каждый зачисленный курсант.
Экскурсия завершилась в столовой. Это большое помещение с железной посудой, чтобы не билась. Тут всё просто и по-домашнему вкусно. На первое котлетка с макаронами, овощи и булочка — весь хлеб выпекают на судне. Таких приемов пищи у курсанта четыре в течение суток, чтобы всегда быть готовым справиться с тяжелой работой на судне.
Паруснику уже тридцать три года, его изготовили в Польше. Флаг России на нем подняли в 1992 году. За все годы фрегат обучил сотни курсантов, и именно благодаря им это судно живет и функционирует.