Чтобы зайти на борт батискафа «Титан», который отправился к «Титанику» 19 июня, нужно быть как минимум состоятельным человеком — один билет стоит 250 тысяч долларов. Второе важное условие — клаустрофобия должна быть вам просто незнакома. Рассказываем, в каких условиях оказались заперты туристы-миллиардеры.
Компания OceanGates, которая организовала экспедицию к «Титанику», готовила свой пятиместный батискаф «Титан» несколько лет. Летом 2022 года основатель и генеральный директор Стоктон Раш, демонстрируя почти готовую подлодку, заявлял, что это «единственная субмарина с пятью пассажирами, способная погрузиться на глубину, которая составляет половину глубины океана». Также он отмечал, что уникальная конструкция «Титана» с гладкими стенками делает ее особенно подходящей для перевозки людей.
— Нет никаких переключателей и предметов, на которые можно наткнуться, у нас есть одна кнопка, чтобы включить это. Все остальное делается с помощью сенсорных экранов и компьютеров, — рассказывал Раш.
При этом при строительстве «Титана» использовали большое количество готовых деталей, среди которых есть и откровенно экономичные — например, контроллер Logitech Bluetooth за 30 долларов. Однако на системах жизнеобеспечения экономить не стали — их сделали при консультациях с инженерами NASA.
Отдельное внимание уделили удобствам — на борту «Титана» есть туалет за шторкой.
— «Титан» — единственная субмарина для глубоководных погружений, в которой есть туалет, что обычно является большой проблемой для многих людей, когда они собираются провести 10 часов в подводной лодке с четырьмя людьми, которых они едва знают, — отмечал Раш в 2022 году.
Пассажиры подлодки размером с минивэн отправились исследовать обломки «Титаника» 19 июня, но спустя один час и 45 минут субмарина перестала выходить на связь. По словам береговой охраны США, воздуха на судне хватит до полудня 22 июня. Посмотрите, в каких условиях пассажиры ждут своего спасения.
При этом, как сообщают New York Times, профессиональное сообщество предупреждало компанию OceanGate о своих опасениях из-за экспериментального подхода компании к делу. Один из комитетов Общества морских технологий, куда входят инженеры-океанологи и технологи, еще в 2018 году направил письмо Стоктону Рашу, в котором выражал обеспокоенность тем, что компания в своих разработках не оценивает риски и не консультируется с экспертами из профильных агентств. На это Раш ответил, что регулирование отрасли «сдерживает инновации».
Телеканал NBC сообщил, что у пропавшего батискафа наблюдались признаки «циклической усталости». Об этом рассказывал сам Стоктон Раш в интервью порталу GeekWire в 2020 году. Таким образом, судно могло погружаться максимум на 3 тысячи метров, в то время как «Титаник» лежит на глубине 3800 метров. В презентации для океанографической лаборатории за декабрь 2019 года OceanGate указывала, что максимальная глубина погружения аппарата также составляет 3 тысячи метров. Однако на сайте компании по-прежнему сказано, что батискаф «Титан» может погружаться на глубину до 4 тысяч метров, а само судно продолжает совершать экспедиции к обломкам «Титаника».
По информации CNN, на Стоктона Раша подавали иск из-за мошенничества — пара из Флориды забронировала путешествие к «Титанику», но оно в итоге не состоялось. Они потребовали возместить стоимость поездки.
— Заплатив в общей сложности 210 258 долларов и увидев, что их экспедиция много раз откладывалась, они не смогли получить возмещение. В иске говорится о мошенническом побуждении и нарушении закона Флориды о обманной и недобросовестной торговой практике, — приводит содержание дела CNN.
Пока спасателям не удается установить хотя бы примерное местонахождения «Титана». Но, по данным CNN, благодаря специальным гидроакустическим устройствам они слышали «обратную связь» — звук, похожий на стук, который появлялся с периодичностью раз в полчаса как минимум четыре часа.
Вот кто находится на борту батискафа сейчас:
бизнесмен и исследователь Хэмиш Хардинг — троекратный фигурант Книги рекордов Гиннесса; ему принадлежит мировой рекорд по скорости облета Земли (в составе международного экипажа), он погружался на дно Марианской впадины в двухместном батискафе и летал в космос на корабле New Shepard компании Blue Origin;
бизнесмен Шахзада Давуд и его сын Сулеман — члены одной из самых богатых семей Пакистана;
Поль-Анри Наржоле — французский исследователь, пилот;
Стоктон Раш — генеральный директор OceanGate.
Всё, что известно о пропавшем батискафе и членах его экипажа, мы рассказываем на видео.