Приличных автобусных остановок во Владивостоке не было с конца 80-х, и вот они появились. В местах с высоким трафиком стоят большие остановочные комплексы, там даже кофе можно попить. В местах, где людей поменьше, крытые «будки» с лавочками. Казалось бы, город становится лучше, но председатель Ассоциации юридической помощи пользователям дорог Приморского края Николай Шемчук считает, что это не так. Он утверждает, что торговля в павильонах ведется незаконно, и даже спорит по этому поводу с прокуратурой.
27 декабря 2023 года общественник обратился в краевую прокуратуру с требованием проверить чиновников городской администрации, которые в феврале 2022 года разрешили провести открытый аукцион на право заключения договора аренды. Новые остановки во Владивостоке перешли в частные руки, которые организовали там пункты питания, а это нарушает стандарты, принятые в России в 2003 году.
Ведомство ответило, что никаких нарушений нет. Автобусная остановка торговой точкой по закону быть не может, но во Владивостоке павильоны состоят из двух частей — одна для пассажиров, другая под ларек. Так что технически всё в порядке. Такой ответ общественника не устроил, он изучил проект павильонов и доказал, что остановка на части не делится, а значит предприниматели торгуют на территории, которую должны занимать пассажиры.
— В этом нет ничего плохого. Приятно в ожидании автобуса попить кофе. И кроме нарушения закона это ничего физически не влечет. Только это общественное пространство, которое предназначено для ожидания пассажиров, чтобы они могли укрыться от дождя, ветра и снега, пока ждут свой общественный транспорт, — поделился с VLADIVOSTOK1.RU Шемчук.
Николай настроен принципиально. Закон един для всех, если администрация не хочет содержать свое коммунальное имущество — это не повод его нарушать.
— Давайте спросим у прокуратуры города, если в их новом помещении, куда они переехали на Фонтанную, 51, в холле на первом этаже разместить торговую точку, то как они отнесутся? Ведь туда ходят граждане, решают разные вопросы, и было бы неплохо разместить там ларек. Посетители могли бы в ожидании выпить кофе и съесть сэндвич. Что же тут плохого? Но я уверен, что если вы им такое предложите, то они здесь же найдут десятки норм, по которым в их помещении сделать это нельзя. Так почему же у них нельзя отобрать помещение под кофе и сэндвичи, а у нас, пассажиров, можно? — негодует собеседник издания.
1 февраля Николай Шемчук написал в прокуратуру края жалобу, в ней он указал на некомпетентное поведение самих сотрудников ведомства, которые отказываются замечать очевидное нарушение прав горожан.
Откат в 90-е?
В 2022 году во Владивостоке появились 30 «умных» остановок, у них есть интерактивные экраны и табло. Помещение состоит из двух отсеков: в одном продают кофе, сэндвичи и разные снеки, в другом пассажиры ждут свой транспорт. Торговые точки арендовал предприниматель Владимир Агеев, владелец ООО «Венский хлеб».
За шесть месяцев он смог запустить в работу всего 11 точек. В декабре 2022-го все ларьки закрылись — началась промывка кофемашин. Несколько инвесторов не выдержали и ушли. Павильоны пустовали всю зиму и перемерзли, оборудование сломалось. Через полтора года такого бизнеса Агеев махнул рукой и продал остановки за 25 миллионов рублей вместе с договором аренды от мэрии.
Ежемесячно аренда 30 «умных остановок» обходится в 319 тысяч рублей. Платить за точки, которые не приносят доход, затея странная, но желающие нашлись. Новым владельцем стал Денис Полуднев, учредитель ООО «Атлантикс Констракшн». Компания связана с коммерческими структурами бывшего главы Владивостока Владимиром Николаевым, именно она строит жилой комплекс «Атлантикс Сити» на Океанском проспекте.
Новый арендатор запустил торговые точки в работу, но разгорелся скандал. Лавочка на автобусной остановке «Центральная площадь» превратилась в барную стойку. Киоск занял обе части остановки, и пассажирам стало негде греться. Администрация быстро разобралась, и лавочку вернули.
Торгово-коммунальные кентавры появились еще в 90-е годы. Город не мог содержать автобусные остановки и отдавал их предпринимателям. Часто бизнес ставил павильон и встраивал в него киоск с пивом, сигаретами и шоколадом. Схема перестала работать в 2012-м, когда федеральный закон запретил продавать пиво и сигареты в киосках.
Сегодня автобусные остановки во Владивостоке также отданы предпринимателям. По условиям договора арендатор обязан не только платить аренду, но и содержать павильоны.
Вообще, в 90-е под торговлю уходило всё — остановки, кинотеатры, дворцы культуры и спорта. Потом — в нулевые и десятые — пришлось корректировать законы и даже принимать новые, чтобы отыграть всё обратно.
Внешне «умные» остановки — это современные точки инфраструктуры, где человек ждет автобус в тепле со стаканчиком латте. Внутренне — есть проблемы. Конкретный пункт нормативного документа нарушен. Если можно переделать лавочку в барную стойку на центральной площади, то что мешает предпринимателю поступить так в других точках? Николай Шемчук говорит, что не против торговли, но для этого надо не отбирать часть помещения у пассажиров, а пристроить к остановке еще одно.
Как вы считаете, прав Николай Шемчук?