Ситуация с морскими перевозками между островом Путятина и поселком Дунай в Приморье стала критической. 13 мая компания «Гарпия» заявила, что денег на топливо больше нет: администрация ЗАТО Фокино задолжала почти 2 миллиона. Прошло несколько дней, но ничего не изменилось. Перевозчик заправляется за свой счет, а экипаж каждый день грозит не выйти на работу. Платят сотрудникам нерегулярно.
Как это случилось? Ведь всего полтора года назад здесь, на Путятина, произошла трагедия. Молодая женщина, мама троих детей Юлия умерла только потому, что ее не смогли доставить к врачу — переправы между островом и материком не было. Историю подхватили федеральные СМИ, а жители почти устроили бунт. Они требовали самых простых вещей: дорогу, освещение, чистую питьевую воду, но самое главное — переправу. Без нее люди буквально в заложниках. «Тушить пожар» приехал губернатор Приморья Олег Кожемяко. Тогда опытный политик успокоил население и пообещал, что впредь сообщение будет бесперебойным.
VLADIVOSTOK1.RU поговорил с перевозчиком и главой, а также с простыми жителями и понял: чудо, что остров до сих пор не в блокаде.
Почему не платят
ООО «Гарпия» недополучило из бюджета ЗАТО Фокино 1,9 миллиона рублей, и это без учета расходов за апрель. Администрация ЗАТО Фокино не оплачивает услуги в полном объеме с начала года. В дело даже вмешался следком, в фокинской администрации изъяли документы.
Директор «Гарпии» Надежда Мошева добивается встречи с главой Фокино Александром Барановым с 28 февраля, чтобы получить хоть какие-то объяснения. Чиновник под разными предлогами уходит от диалога.
— Мы делаем всё, чтобы не останавливать переправу: заправляемся сами, но это не может продолжаться бесконечно. Надо раздать долги за топливо и платить работникам зарплату.
Глава Фокино Александр Баранов назвал обвинения в свой адрес враньем. Он сообщил редакции, что таким образом перевозчик его шантажирует: бизнесмены заставляют чиновников платить больше, чтобы на дополнительные средства взять в штат нескольких высокооплачиваемых сотрудников.
— Компания врет о том, что мы задолжали им денег. Учредитель хочет расширить штат и повесить дополнительные расходы на администрацию, чтобы мы оплачивали ему юриста, экономиста и кого-то еще. Мы сейчас оплачиваем расходы на экипаж в три человека, механика и сторожей. Оплачивать еще троих специалистов в аппарате компании мы не желаем, тем более что эти сотрудники никак не повлияют на работу перевозчика, — рассказал Баранов.
В понедельник, 13 мая, когда переправа чуть не остановилась, руководство «Гарпии», глава Александр Баранов и глава острова Путятина Анна Бакланова собрались во Владивостоке у заместителя председателя правительства Приморья по вопросам транспорта и дорожного хозяйства Ленара Нуриева. Там перевозчик предоставил документы, согласно которым все перечисленные Барановым специалисты давно работают в компании — штат сформировали 10 лет назад. Версия главы Фокино с шантажом провалилась.
При этом местные жители и сам перевозчик считают, что истинная причина в том, что Баранов пытается расторгнуть договор, чтобы отдать перевозки другой, подконтрольной ему компании.
— Мы знаем о том, что глава Баранов несколько раз собирал наблюдательный совет расчетно-кассового центра для того, чтобы внести ОКВЭДы на осуществление морских перевозок (имеются в виду новые виды деятельности для организации в общероссийском классификаторе видов экономической деятельности). Есть подозрение, что администрация хочет расторгнуть с нами соглашение и заключить контракт с другим перевозчиком. Но это всего лишь наше мнение, и не более, — поделилась Надежда Мошина.
Эту же мысль высказали местные жители, с которыми мы поговорили.
«Так вкладывать душу никто не будет»
Люди перевозчика поддерживают, говорят, компания работает на совесть. Многие видят причину в том, что ребята почти местные — из Находки. Владивостокских не любят за прагматичный подход. Нет денег на соляру — не поедут.
— Нас данный перевозчик полностью устраивает. Это местные люди, сами из Находки. Они ответственно относятся к своему делу, потому что знают, что наша жизнь зависит от них. Так вкладывать душу, как данный перевозчик, никто не будет. Эта компания на наших глазах делала даже то, что в ее обязанности не входит. То они сами плиту какую-то привезут, подложат ее, чтобы баржа могла нормально швартоваться, то песка привезут. Делают всё, чтобы только осуществлять бесперебойные перевозки, — рассказала VLADIVOSTOK1.RU Елена Пилиеви.
Елена живет во Владивостоке, но на острове у нее пожилая мать и старенькая бабушка. Проблема с переправой для нее стоит остро. Она и сама постоянно ездит на Путятина, пожилым женщинам без нее никак.
— «Гарпия» закупила 400 литров за свой счет, но что это для такого судна? Они сегодня ездят, а завтра что? Ничего не понятно даже на ближайшие дни. А еще зарплаты. Мы боимся, что коллектив не выдержит, просто встанет и скажет: «Извините, но нам самим что-то есть надо и семьи кормить». Уйдут куда-нибудь, и вообще в лужу сядем. Специалистов такого уровня в нашей местности можно по пальцам пересчитать, — поделилась Елена.
После того как в январе 2023-го умерла многодетная мама, на острове появилась не только переправа. Дороги, которые местами напоминали рвы, срочно грейдировали, в поселке впервые за 20 лет появилось уличное освещение, медпункт и трактор. Почему здесь должна была случиться трагедия, чтобы люди получили минимум, — вопрос, но жизнь и правда наладилась. Не прошло и полутора лет, как она снова летит под откос.
— Здесь, на острове, есть негласное мнение, что Баранов намеренно так себя ведет, чтобы расторгнуть договор с данным перевозчиком. Я так полагаю, что перевозчик честный, а Баранов привык, помимо зарплаты, еще получать какие-то средства. Соответственно, ему выгодно перевозчиком сделать своих людей, — считает Пилиеви.
Анна Манькова живет на острове с мужем и тремя детьми. Младшей дочке всего полтора года. Женщина очень боится, что переправа перестанет работать и что случись — к врачу уже не выберешься. Это самый большой страх островитян. Смерть Юли показала, насколько он реальный.
— Конечно, страшно остаться отрезанными от земли, каждого чиха боишься. У ребенка маленького может очень быстро подняться высокая температура, и сбить ее иногда невозможно. А к врачу не попадешь, и что тогда делать? Нельзя оставлять остров без переправы — это скотство. С баржей в последнее время всё наладилось, зачем Баранов это делает, мы не знаем. У него что, есть вторая баржа? Нет. Зачем он мешает этому единственному перевозчику? — сетует Анна.
«Гарпия» рассказала местным о проблемах еще месяц назад. Уже тогда закупать топливо было не на что, а экипаж не получал зарплату. Работники хотели устроить забастовку, но начальство по-человечески уговорило не бросать жителей острова на произвол судьбы. Путятинцы за это очень благодарны.
Баранов
Александр Баранов рассказал корреспонденту VLADIVOSTOK1.RU, что он предлагал перевозчику тонну топлива, но тот отказался. 13 мая в 10:00 к причалу подошел бензовоз, а руководство «Гарпии» заправляться не стало. Топливо, по сведениям источника редакции, предлагали взять в долг под расписку, а перевозчик уже должен 1 миллион рублей за солярку, поэтому и отказался. Один из жителей острова предоставил нам эту информацию на условиях анонимности.
Так, кстати, сделали многие местные. «А то дом подожгут», — сказала одна из собеседниц. На вопрос, как это возможно, женщина ответила: «Наймут браконьеров, и те сделают, потом концов не найдешь».
На Путятина живут всего 420 человек, здесь свои законы и правила. Половина острова браконьерит, иначе не выживешь. Администрация Фокино умело использует этот козырь. Как только жители начинают возмущаться или спрашивать с чиновников за работу, на Путятина присылают проверку. После этого браконьеры начинают давить на недовольных и даже угрожать. Главный посыл — молчите.
За несколько дней до смерти это же говорила и Юля, ее муж — браконьер. По словам очевидцев, девушка просила соседей не возмущаться по поводу баржи, обещала, что в экстренном случае сами же браконьеры и отвезут. По страшной иронии на следующий день ей стало плохо, но везти было некому. Море разыгралось, и маленькие браконьерские катера просто не смогли в него выйти. Юля умирала на острове почти три дня, а когда ее доставили к врачу, было уже поздно.
В смерти молодой мамы обвиняют главу ЗАТО Фокино Александра Баранова. Сейчас он находится под следствием по статье «Халатность», но продолжает исполнять свои обязанности. Местные искренне удивляются поведению градоначальника. «Зачем могилу себе роет», «неужели одной смерти мало», «наглый и бесстрашный» — говорят о нем люди.
13 мая в кабинете зампредседателя правительства глава Баранов обещал, что решит вопрос, — он договорится с перевозчиком и постепенно всё компенсирует. Но уже на следующий день чиновник улетел в командировку, оставив за себя второго зама. По закону исполнять обязанности главы может только первый заместитель. Решения второго не имеют юридической силы.