Взрослый человек обычно оставляет различные тесты и экзамены позади в годах детства и юности — и необходимость вернуться к этому занятию часто оказывается большим стрессом. Сдача экзаменов на право управления транспортным средством для многих оказывается настолько серьезным событием, что о нем помнят не то что годы, десятилетия спустя! Спросите любого знакомого автомобилиста, если ваши собственные воспоминания не всплыли после этих строк.
Как это мероприятие выглядит с другой стороны, VLADIVOSTOK1.RU рассказал старший государственный инспектор безопасности дорожного движения МЭО Госавтоинспекции МВД России по Приморскому краю капитан полиции Дмитрий Ветров.
Лучше подготовиться как следует сразу
Для тех, кто сдавал давно, сюрпризом станут сразу два нововведения: во-первых, раньше кандидату в водители «выдавалось» пять баллов на ошибки, а теперь — целых семь. Это может показаться небольшим изменением, но только не для того, кто считает каждый балл, будучи за рулем машины с инспектором-экзаменатором внутри. Во-вторых, с 1 апреля 2024 года серьезно выросли сроки пересдачи: не сдал за три раза — жди до следующей попытки шесть-девять месяцев.
— Сроки огромные! Поэтому сейчас кандидаты-водители стали осознаннее подходить к экзамену и более старательно готовиться. Если ты на полгода ушел, кто в течение полугода будет заниматься? Конечно, все забрасывают и своими делами занимаются, все забывают.
Перед самым экзаменом берут дополнительное занятие и думают, что всё, сдадут. Нет.
Садится кандидат в водители, он вроде что-то знает, какие-то навыки остались, но на самом деле получает задания и всё, теряется. Например, раньше они эстакаду делали, знают, что нужно остановиться и проехать. А сейчас нужно выполнить остановку и начало движения на подъеме и не забыть про указатели поворотов. Не знают новых требований, не помнят детали старых, — констатирует Дмитрий.
Даешь молодежь
Управлять машиной можно с 18 лет, а вот сдать экзамен на категорию B — в 17. Причем такие юные кандидаты выгодно выделяются на общем фоне.
— Эти молодые 17-летние водители лучше подготовлены, они более осознанно подходят к экзамену. И по большей части сдают.
Мне кажется, здесь дело в том, что они еще в потоке постоянной учебы, ответственно к ней подходят, стараются готовиться к экзаменам.
А если с первого раза не сдают, то очень сильно переживают, некоторые до слез, приходится успокаивать. Говорить, вы, мол, не переживайте, пожалуйста, у вас же это первый раз. Первый раз может не получиться и из-за очень большого волнения, когда не соображаешь ничего. Они же нацелились с первого раза, приходит боязнь: что скажет мама, папа, всё это их переполняет. Приходится как педагогу уже успокаивать, — делится капитан полиции.
Когда руки трясутся
Волнение — это самая основная причина, которую называют провалившиеся экзаменуемые. Во время интервью возникла небольшая пауза, во время нее такую же причину несдачи назвала девушка-кандидат, пытающаяся получить права с 2020 года.
— Вот говорят кандидаты, что волнуются, это всё от волнения. Любой экзамен волнительный, правильно? Но мы к нему готовимся и сдаем. Когда едешь и в процессе движения говоришь: «Двигаемся на перекрестке направо», а мы едем налево, потом уже спрашиваешь, где правая рука, где левая рука…
Что это такое? Мы не знаем, где право, а где лево? Не стоит всё списывать на волнение.
— Если человек не подготовлен, ему хоть 10 баллов сделаешь, он их все и соберет, — считает сотрудник экзаменационного отдела.
Но всё же новая система более лояльна к тем, кто переживает, но способен взять себя в руки. Так, наверное, всем инструкторы рассказывали про неудачников, которые проваливали экзамен, не проехав и метра: для этого требовалось только тронуться, не снявшись с ручника, — пять штрафных баллов из пяти.
— Сейчас кандидат-водитель двигается на стояночном тормозе, баллы еще остаются. Делаешь ему замечание: «Посмотрите на панель приборов». Там горит индикатор, но его обычно в такой ситуации никто не замечает. Через какое-то время инструктору становится жалко машину, он не хочет, чтобы она вышла из строя. А сообщение, что кандидат едет на стояночном тормозе, — это уже вмешательство, конец экзамена, — рассказывает Ветров.
По его словам, ошибки бывают разной степени нелепости: например, классические перепутать газ и тормоз. К счастью, в процедуре участвуют все-таки учебные машины, и дополнительной педалью можно заблокировать опасное движение. В СМИ иногда появляются новости об авариях прямо во время сдачи экзамена, но Приморью по этой части везет.
— Правда, случалось, что приходилось приостанавливать процесс, потому что потенциального водителя было опасно выпускать на дорогу: от мандража буквально тряслись руки-ноги. Но до обмороков ни разу не доходило. Даже у беременных, которые иногда приходят сдавать с хорошо заметным животом. Переживания — да, но никто от стресса на экзамене ни разу не рожал, — вспоминает инспектор.
«Давайте я вас расцелую!»
— На эмоциях люди разные, по-разному воспринимают ту или иную ситуацию. У кого-то могут быть слезы огорчения, у кого-то слезы радости.
Некоторые кандидаты-водители готовы обнять, расцеловать. Буквально: «Давайте я вас расцелую!» Таким я говорю, мол, извините, тут камера, не надо такого ничего.
Экзамен сдается в условиях реального дорожного движения, и самые частые ошибки: не выдержанный скоростной режим, нарушение правил поворота (к примеру, направо из левой полосы), право-лево. А на первом месте в числе причин остановки экзамена — вмешательство экзаменатора или инструктора, если кандидат пытается совершить опасный маневр.
Если бы…
Многие подходят к процессу сдачи на права как к покупке кофе: заплатил деньги, выбрал вкус, получил кружку нужной сладости и крепости. Но в этом случае деньги получает автошкола, чья задача — довести человека до этапа ГАИ и всё, тратить на него много времени ей невыгодно. А дальше должен прикладывать усилия сам человек. Абсолютное большинство подходит к моменту экзамена неготовыми, им еще рано становиться участниками дорожного движения.
— Процентов 70 на дороге, наверное, ездят не по ПДД, а как им удобно. Если бы водители хотя бы старались соблюдать пускай даже основные правила: не превышать скорость, не выезжать на встречную полосу, держаться разметки, соблюдать кольца — движение на наших дорогах стало бы гораздо безопаснее, — подчеркнул эксперт.
Больше новостей, фотографий и видео с места событий — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и узнавайте всё самое интересное и важное из жизни региона первыми.