
Реклама компании, желающей привлечь водителей, появилась на городских улицах
Пока одни компании борются за долю в привычных нишах, Wildberries, кажется, играет в серьезную игру, напоминающую шахматы или монополию. Запуск WB Drive — сервиса для водителей-курьеров с «гибким графиком» — выглядит как логичное развитие логистики маркетплейса. Но детали наводят на мысль, что это лишь первый ход. В Белоруссии компания уже анонсировала запуск собственного агрегатора такси, и WB Drive может стать полигоном для отработки модели, которая позже переформатирует рынок. Ждать ли в России такси от Wildberries, разбирались наши коллеги из NGS.RU.
Реклама сервисов маркетплейса Wildberries, в том числе и WB Drive, буквально заполонила российские города. «Дикие ягоды» активно приглашают на работу водителей, причем как грузовых, так и легковых авто.
На официальной странице сервиса указано, что приложение WB Drive — это «комфортный режим заработка для водителей, которые ценят свое время». Маркетплейс предлагает водителям доставлять товары со складов Wildberries по удобному для них графику.
Кроме того, согласно информации о сервисе, сотрудники сами смогут решать, сколько и в какое время им работать. Основная задача водителей — развозить коробки со складов по ПВЗ Wildberries. Но неоднозначная реклама и анонс такси WB в Белоруссии наталкивает на мысль о том, что фиолетовый маркетплейс рассматривает сервис Drive как тестовую версию агрегатора для перевозки пассажиров.
Почему WB Drive — не просто доставка?

Wildberries обещает водителям свободный график и возможность развозить товары на любых автомобилях
Акцент на независимости водителей — ключевой сигнал. Вместо жестких смен — свободный выбор рейсов, вместо фиксированной зарплаты — доход «от вашей активности». Такая модель больше напоминает принципы агрегаторов такси (типа Uber или «Яндекс.Такси»), чем классических логистических операторов. Wildberries фактически создает пул водителей, привыкших к алгоритмам платформы, что упростит их переход в новую услугу.
Кроме того, в WB Drive могут участвовать не только физлица, но и перевозчики с собственным автопарком. Это готовые «бригады», которые в случае запуска такси можно быстро переориентировать на пассажиров — особенно если маркетплейс предложит более выгодные условия, чем конкуренты.
В пресс-службе Wildberries на вопросы корреспондента NGS.RU ответили расплывчато.
— Сервис WB Drive уже успел зарекомендовать себя на рынках — он отвечает за перевозку товаров на склады. Все процессы этого сервиса осуществляются через мобильное приложение, которое доступно для партнеров, — объяснили в маркетплейсе.
Белорусский плацдарм

Возможно, Wildberries хочет протестировать свое такси на менее конкурентном рынке, чтобы затем успешно интегрировать его в России
Стоит отметить, что перспектива запуска такси от популярного маркетплейса — идея уже вполне осязаемая. Правда, пока без конкретных сроков реализации.
— Компания Wildberries на данном этапе рассматривает возможность запуска сервиса такси в Белоруссии. Пилотный проект может запустится в Минске только после завершения всех необходимых для его старта процессов. За 20 лет работы в сфере электронной коммерции Wildberries накопила значительный опыт в организации транспортных и логистических процессов, — заявили NGS.RU в пресс-службе WB.
Представители маркетплейса добавили, что компания сейчас развивает собственный автопарк, сотрудничает с партнерами и привлекает частных перевозчиков. WB как крупный маркетплейс ежедневно решает массу логистических вопросов. Благодаря этому опыту компания прокачивает навыки и внедряет новые способы доставки, которых раньше не было в ее арсенале.

Приложение может стать первым шагом к развитию в компании сервисов, которые она раньше, возможно, не рассматривала, — в совершенно других сферах
Белоруссия кажется идеальной площадкой для экспериментов: рынок меньше, чем в России, регуляторные барьеры ниже, а доминирование «Яндекса» хотя и сильное — не абсолютное. Если Wildberries удастся закрепиться здесь, это позволит компании транслировать свой опыт в другие страны СНГ.
Тем не менее компании придется столкнуться с рядом серьезных вызовов. Например, отсутствие опыта в пассажирских перевозках, где важнейшими факторами являются скорость, безопасность и качество сервиса.
Кроме того, предстоит конкурировать с «Яндексом», обладающим миллионной аудиторией лояльных пользователей и устоявшейся экосистемой, включающей навигацию, систему оплаты и подписку, а также проверенными алгоритмами динамического ценообразования.
Наконец, ассоциация Wildberries с доставкой товаров, а не пассажирских перевозок, возможно, потребует значительных усилий по ребрендингу.
«Будет серьезным конкурентом»

WB сейчас активно ищет не только водителей, но и курьеров
Wildberries вполне может запустить свой сервис такси, и он однозначно будет пользоваться популярностью, уверен заместитель председателя комитета по электронной коммерции Торгово-промышленной палаты РФ Александр Логунов. Он считает, что сейчас Wildberries пытается занять свое место в самых разных нишах для того, чтобы увеличить капитализацию компании.
— Возможно, компания захочет выйти на биржу. Для того чтобы росла капитализация, нужно много разных проектов. Поэтому не удивлюсь, если в скором времени мы увидим и такси, и какие-нибудь WB Путешествия, WB Билеты, — отметил в разговоре с NGS.RU Александр Логунов.
Сейчас у Wildberries уже есть такие сервисы, как WB Drive, WB Курьер (доставка заказов клиентам и ПВЗ) и WB Travel (сервис для покупки авиабилетов).
Тем не менее эксперт считает, что просто взять и сделать таксистов из доставщиков коробок — задача не такая простая, какой кажется на первый взгляд.
— Все-таки такси и служба доставки — разные вещи. В такси нужно контролировать качество, нужно решать проблемы пассажиров — это уже чуть более сложная задача, — рассуждает Александр Логунов.
Эксперт при этом добавил, что, если Wildberries все-таки запустит свой сервис такси, он однозначно будет конкурентоспособным «Яндексу».
— Конечно, это будет серьезный конкурент. WB сейчас — очень крупный игрок. В последнее время «Яндекс» делает ставку на качество, а где растет качество — растут и цены. Возможно, Wildberries сделает что-то вроде супер-эконом-такси, чтобы на первых порах составить «Яндексу» конкуренцию за клиентов, — предположил Александр Логунов.
Председатель Общественного Совета по развитию такси Ирина Зарипова в разговоре с NGS.RU отметила, что Wildberries — это крупная технологическая компания с развитой логистической инфраструктурой и IT-решениями, что потенциально дает ей определенные возможности и преимущества при выходе на новые рынки.
— Мы приветствуем приход новых компаний, так как это может привести к развитию отрасли, повышению качества услуг. Здоровая конкуренция стимулирует компании внедрять инновации, улучшать сервис и делать его более удобным для пользователей, — считает Ирина Логунова.
Пока же одна из проблем, с которыми сталкиваются маркетплейсы — в том числе и Wildberries, — это потребительский экстремизм. Федеральное общество сетевой торговли предложило ввести сервисный сбор для покупателей на маркетплейсах, чтобы ограничить случаи бесконтрольных заказов и возвратов товаров.