Приморский край для страховщиков регион тревожный. До 2022 года Приморье занимало первое место в антирейтинге страховых выплат по ОСАГО. Средняя выплата и само количество страховых случаев было выше, чем где бы то ни было по России. Во Владивостоке процветала автоподстава — авария, которую спровоцировали, только чтобы получить возмещение от страховщиков.
Все изменилось ровно год назад. Прокуратура, следственные органы и сами страховщики всерьез взялись на дорожных мошенников. Приморье все еще в «красной зоне» страховых компаний, но уже на седьмой строчке. Почему проблему начали решать только сейчас? Сколько во Владивостоке действует группировок? И как уберечь себя от удара автоподставщиков, которые всё еще колесят по дорогам города, рассказываем в материале VLADIVOSTOK1.RU.
Что такое автоподстава и как она расцвела во Владивостоке
Автоподстава — это афера на дороге, цель которой подловить водителя на невнимательности или в момент, когда тот нарушает правила. Например, автоподставщик ездит по кольцу, у него главная дорога. Мошенник поджидает жертву, ездит медленно или вовсе дает другому водителю знак, что пропускает. Водитель продолжаете движение, а мошенник «дает по газам» и врезается в автомобиль, который, по сути, не уступил дорогу. Автоподставщики зарабатывают на страховых возмещениях.
В январе 2022 года во Владивостоке задержали семью автоподставщиков. Мать, отец и сын спровоцировали 48 ДТП и заработали с декабря 2018-го по январь 2022-го 8,5 миллиона рублей. Каждому участнику преступной семейной группировки грозит до 10 лет лишения свободы.
Это первый случай, когда автоподставщиков задержали, преступления расследовали и доказали. Много лет автоподстава была безнаказанной.
— Во Владивостоке действовали 4 группы автоподставщиков. Есть группа спортсменов, две группы, в состав которых входят граждане из бывших советских республик, и был семейный подряд. Семью накрыли не сегодня, разбирательство самого дела шло долго. Причем эта семья была самой простой группировкой. Для правоохранительных органов накрыть их было проще всего, потому что они были не особо внимательными, разговаривали по телефону, обсуждали детали. Их поймали только за счет того, что были записаны телефонные разговоры, — рассказал VLADIVOSTOK1.RU общественник Виталий Башко.
Он уверен, история с задержанием и судом над семьей автоподставщиков показательная, чтобы все остальные группы увидели, что с ними будет в ближайшее время. Автоподставы во Владивостоке еще есть, но явление постепенно сойдет на нет.
Мошенники освоили новый вид «заработка» в 2014 году, когда в силу вступили поправки в закон «Об ОСАГО». Максимальная выплата по страховому полису увеличилась с 120 до 400 тысяч рублей.
Закон предусматривает натуральное возмещение (ремонт), но в Приморье с этим сложно. В регионе много старых японский машин, на которые просто невозможно найти новые запчасти (ремонт проводится с использованием новых запчастей. — Прим. ред.). В таком случае страховщики возмещают ущерб деньгами. Стоимость деталей оценивают согласно справочнику Российского союза автостраховщиков.
— Обратите внимание на то, какие машины бились. На которых редкие запчасти. В Приморье проще достать китайские запчасти, установить их на машину и снова пойти на дело. Доставить такую запчасть в Санкт-Петербург, чтобы поставить, а потом опять разломать — это дорого и долго. Оборачиваемость денежных средств тоже не та, поэтому все это происходило во Владивостоке, — объясняет Виталий Башко.
Владивосток попал под удар еще и потому, что по меркам ДФО город не маленький, а население не бедное. В условном Благовещенске такого бы не случилось. В небольших населенных пунктах мало машин и практически нет официальных представителей страховых компаний. Почти все, кто работают, делают это по удаленке и по франшизе. По словам общественника, гарантий получить страховую выплату у мошенников в таком случае нет.
Автоподставщики соблюдают ПДД
Количество автоподстав во Владивостоке за последний год заметно снизилось, подтвердил корреспонденту VLADIVOSTOK1.RU сотрудник службы аварийных комиссаров «Автогид» Дмитрий Иванов. В какой-то момент мошенников на дорогах Владивостока стало так много, что правоохранительные органы просто не смогли дальше закрывать глаза на это явление. Возмущение горожан было на пределе, и вопрос начали решать в первую очередь как остросоциальный.
— Еще год назад считалось, что автоподстава ненаказуема. Сейчас мошенников стали ловить, и это влияет на климат в их бизнесе. История семьи автоподставщиков, которых судят и каждому из них грозит до 10 лет тюрьмы, у многих отобьет желание инсценировать ДТП, — говорит Иванов.
Беда в том, что автоподставщики ездят по правилам, а их жертвы, как правило, нет. С моральной точки зрения, это очень плохой поступок. Но с юридической автоподставу доказать сложно. Зачастую жертвы автоподстав даже не понимают, что на самом деле произошло.
— Когда я выезжаю на ДТП и вижу, что это автоподстава, я стараюсь не оформлять европротокол, а вызываю ГАИ — пусть службы разбираются. Кстати, неопытный водитель может и не заметить, что его подставили, тогда я аккуратно ему говорю. Автоподставами во Владивостоке занимаются целые криминальные группировки, не хочется самому пострадать, — рассказал аварийный комиссар.
По его мнению, автоподставщиков надо наказывать максимально жестко — насколько позволяет закон. Мошенник, чтобы попасть в ДТП, врезается в другую машину на большой скорости. Судьба пассажиров его не беспокоит, даже если это маленькие дети.
Опасные зоны Владивостока: как не стать жертвой
Старший инструктор по вождению компании EDRIVE Владислав Кучма уверен, автоподставщики орудуют на участках дорог, где недавно поменялась очередность движения, сменили знаки, появилась новая линия разметки или просто высокий трафик. Любимые места — перекрестки с кольцевым движением.
— Ко мне как к инструктору приходят люди, у которых уже есть водительское удостоверение, но они хотят прокачать свои навыки, чтобы как раз не стать жертвой автоподставы. Тут я первым делом выявляю слабые стороны водителя, и сначала мы обкатываем домашний маршрут — дом, работа и еще какие-то места. Если на таком маршруте есть сложные участки, я объясняю детально, как их проезжать правильно и безаварийно. Далее уже происходит работа над ошибками, и параллельно поднимаем общий навык вождения. — рассказал Владислав Кучма.
Уйти от столкновения с автоподставщиком можно, если не нарушать правила и быть предельно внимательным на дороге. В любом случае, сегодня доказать автоподставу не так тяжело, как раньше, утверждает инструктор. Перекрестки, где чаще всего случаются такие ДТП, оборудованы камерами наружного наблюдения. Автомобили оснащены видеорегистраторами.
— Всеми видео, на которых запечатлен момент ДТП, можно пользоваться, это буквально оберег от злоумышленников. Такое явление как автоподстава уже хорошо известно и сотрудникам ГАИ, и судьям. Если водитель стал жертвой автоподставы, он должен хотя бы попытаться доказать свою правоту, — подытоживает Владислав Кучма.