Мужчина 25 лет беспрепятственно вошел в здание прокуратуры Ленинского района Владивостока, расстрелял людей и покончил с собой. Тогда, 7 февраля 2005 года, зампрокурора Андрей Конев получил шесть пуль, помощники прокурора Наталья Балашова и Татьяна Проскуровская — три и две пули. Все трое погибли. Ранение получил еще один человек — прокурор Александр Ли. Он выжил.
Известие об убийстве трех сотрудников в здании прокуратуры стало шоком для всего города: убийцей оказался уволенный сотрудник под следствием — бывший зампрокурора Кировского района Антон Власов. О его преступлении вспомнят еще раз через год, а позже заговорят — он пытался бороться с несправедливостью. Но Власова всё равно окрестят «убийцей прокуроров».
Что конкретно подтолкнуло парня пойти на кровавую расправу, неизвестно и спустя 20 лет. Посмертная психолого-психиатрическая экспертиза признала, что он действовал осознанно, всё понимал. По официальной версии, озвученной прокуратурой края, Власов мстил коллегам за загубленную карьеру. На протяжении всего 2005 года эта версия не подлежала никакому сомнению, но в 2006 году появились новые вводные.
VLADIVOSTOK1.RU собрал всё, что известно о единственном в России массовом расстреле в здании прокуратуры.
Чистосердечное признание
7 февраля 2005 года возле здания УБОПа УВД Приморья на Марченко взорвалась и загорелась Toyota Corolla. Рядом с машиной заметили мину, позже выяснилось, что она учебная. Авто продолжало полыхать — в багажнике была канистра с бензином, а еще взрывное устройство из двух заложенных в машину мин, но они почему-то не сработали. Позже стало известно, что машина зарегистрирована на мать Антона Власова.
В это время мужчина уже зашел в прокуратуру Ленинского района. На вахте он показал «корочку» и сказал, что по делу. Позже окажется, что удостоверение было поддельным. Под курткой у Власова было два пистолета, но этого никто не заметил — в то время металлоискателей в здании не было.
Стрелок сначала поднялся в кабинет следователя (по данным «Комсомольской правды», к Дмитрию Хоменко, а «Коммерсанта» — к Дмитрию Романовскому), но он был в отпуске, а кабинет закрыт. Тогда парень зашел к зампрокурора Андрею Коневу и, со слов прокуратуры, предложил ему оболгать себя.
Власов положил на стол лист бумаги, на котором была надпись от руки: «Чистосердечное признание». Он предложил рассказать всё о преступлениях, которые зампрокурора якобы совершал, утверждая, что имеет все доказательства. Как именно строился диалог, неизвестно. Предположительно, Конев начал спорить и отказался что-либо писать. После непродолжительных попыток Антон Власов достал пистолеты и выпустил в собеседника шесть пуль.
Это были несколько бланков с «шапкой»: «Я, Андрей Конев, сообщаю о совершенном мною преступлении…» Мы нашли их под столом прокурора. Ни один из этих листов не был подписан. Видимо, Андрей Конев категорически отказался их подписывать, и Власов открыл огонь из двух пистолетов.
Следом он вышел в коридор, где уже стояли помощницы прокурора Наталья Балашова и Татьяна Проскуровская. Выстрелил в обеих по очереди. После того как девушки упали, из соседнего кабинета выскочил прокурор Александр Ли, его нападавший ранил в ногу. После этого Власов закрылся в кабинете первой жертвы и покончил с собой.
У 31-летнего Андрея Конева осталась двухлетняя дочка. Дочери 36-летней Татьяны Проскуровской было 10 лет. У Власова осталась мама, отец умер ровно за год до трагедии. Указом Президента Российской Федерации за мужество и самоотверженность, проявленные при исполнении служебного долга погибших наградили орденом Мужества посмертно.
Сразу после нападения прокурор края Виктор Василенко (ныне экс-прокурор) заявил, что главной задачей преступника была месть за увольнение, а также высказался о возможных психических отклонениях у убийцы. Коллеги отметили, что он стрелял точно по цели, был сдержан и явно спланировал всё заранее. Это не было похоже на приступ ярости, писала в 2005 году «Комсомольская правда».
Позже Василенко предположил, что целью стрелка было не убийство людей, а шантаж. По его мнению, парень просто хотел добиться, чтобы сотрудники себя оклеветали.
Всех троих убитых связывало «дело Ефремова», как позже окажется, именно из-за него Антона Власова уволили из органов. Единственный выживший — Ли — не имел к этому отношения.
Оружие у Власова было одно свое — ТТ 1944 года и «Макаров», который числился утерянным милицией в 2003 году.
Пистолеты Тульский Токарева (ТТ) и Макарова — советские самозарядные пистолеты.
Каким был Антон Власов
Из рассказов матери стрелка, он всегда был честным и трудолюбивым. Защищал девочек в школе и профессию прокурора выбрал из большого стремления к справедливости. Семья у Антона была благополучная. Рос в любви и поддержке. От этого картина становится еще более необъяснимой. Его непримиримость со злом сочеталась с юмором, добротой и отзывчивостью.
После школы поступил на юридический факультет в Дальневосточный государственный университет (ныне ДВФУ). В 2002 году его приняли на должность следователя в прокуратуру Кировского района, а уже 15 мая 2003-го он стал замом прокурора. Психологическое тестирование прошел хорошо, получил по всем показателям чуть ли не высшую категорию.
Карьера завершилась, когда во Владивостоке убили одноклассника Власова и ранили его спутницу. По этому делу задержали друга «убийцы прокуроров» — Андрея Ефремова. Он был предпринимателем, имел небольшой бизнес — зал боевых искусств. Мужчину отправили в СИЗО и приступили к расследованию.
Власов активно начал вникать в ход следствия, расспрашивая коллег о преступлении, доказательствах и алиби. Это запрещено внутренней этикой и законом.
Когда сотрудник получает информацию о ходе расследования, то может противодействовать: формировать алиби и так далее. За нарушение прокурорской этики в апреле 2004 года Власова уволили из прокуратуры.
Когда дело ушло в суд, Власов стал свидетелем со стороны защиты.
Убийство, завершившее карьеру
4 ноября 2003 года одноклассник Антона Власова вместе со своей девушкой возвращался из кино. Около дома на улице Шилкинской в него выстрелил неизвестный из пистолета ТТ прямо в голову. Спутница попыталась убежать, но ее ранили в брюшную область, она осталась жива. В машине погибшего нашли два пакетика наркотиков, в том числе героин.
Известно, что выжившая видела стрелка, но сначала не могла его описать. Спустя две недели она заявила, что убийца ей знаком, и опознала в стрелявшем Андрея Ефремова.
Его обвинили по части 1 статьи 105 УК РФ «убийство», сопряженной с другой частью 1 статьи 30 «покушение на убийство двух или более лиц, не доведенное до конца по независящим обстоятельствам». Дела такой квалификации рассматривает краевой суд, и по ходатайству подсудимого дело могло бы рассматриваться коллегией присяжных заседателей. Процент оправдательных приговоров в таких случаях был значительно выше, чем в районных судах.
Но в ходе следствия части статей поменяли и разделили два преступления, будто они произошли в разное время. По закону такое рассматривает только районный суд, и дело передали в Ленинский.
Суд над Ефремовым длился около двух лет. Никакие доказательства защиты не помогали повернуть дело в пользу обвиняемого. Даже то, что в день убийства у него был сломан указательный палец правой руки. Именно им мужчина должен был нажимать на курок. Также всю кисть и предплечье сковывал гипсовый лангет, а правый глаз почти не видел.
В 2007 году его осудили за убийство и покушение на убийство на 18 лет колонии. У него остались четверо детей и жена.
Ефремов и Власов
Информации об обоих мужчинах практически нет. В 2005 году, спустя месяц после трагедии, у «Комсомольской правды» вышло расследование. В нём Власов частично описывался как участник криминальной группы с оружием, девочками и насилием. Во главе этого был Ефремов.
С ним же молодой парень попал под следствие — они избили прохожего. Позже пострадавший свое заявление забрал, но Власова уже окрестили хулиганом.
Откровенная кассета, не изменившая ничего
30 декабря 2005 года появилось еще одно обстоятельство, которое могло бы повлиять на исход дела. Одному из адвокатов Андрея Ефремова подкинули видеокассету с записью, которую сделал Антон Власов незадолго до кровавой расправы.
Упоминаний об этом немного, в газете «Владивосток» № 1885 от 17 января 2006-го говорится, что на записи Власов признался — это именно он убил своего одноклассника из собственного ТТ. Девушку ранил специально, убивать ее не собирался. Свое преступление назвал казнью наркоторговцев.
Всё, что я сделал и еще сделаю, во имя моей родины и моего народа.
— Методично и детально, как следователь, на протяжении 47 минут рассказывает, как, где и почему он это сделал. Как выслеживал потенциальную жертву, с каких телефонов-автоматов звонил, проверяя, когда тот возвращается домой, с кем общался при подготовке преступления, где покупал одежду и, наконец, как совершал само убийство. Свои слова он подкрепляет схемой преступления, а также съемкой тех мест, где тренировался в стрельбе, дожидался жертву, прятал оружие и т. д. Причина «казни», по словам Власова, — за то, что тот «кормил» наркотиками русских людей, — цитировало видео издание.
Антон Власов хотел заставить прокуроров признаться в преступлениях. Каких именно — неизвестно. Он называл свои действия чем-то вроде борьбы за правду. И несколько раз упоминал, что Ефремов не виновен, а прокуроры или ленятся, или не умеют выполнять свою работу, поэтому готовы посадить любого первого встречного.
— Считая, что дело против его друга шито белыми нитками и все методы законной защиты исчерпаны, Власов решил, что единственный способ доказать невиновность Ефремова — заставить сотрудников прокуратуры Ленинского района признать допущенные нарушения. В планах Власова, как следует из видеокассеты, было под угрозой оружия взять в заложники всех ее работников и держать до тех пор, пока те, кто имеет отношение к «делу Ефремова», не сознаются в «подтасовках», — говорилось в материале от 17 января 2006 года.
Кассету к делу приобщили, но на ход она никак не повлияла. Новых версий о причине кровавой расправы 7 февраля 2005 года в СМИ тоже не появилось. Кто прислал кассету и мог ли этот человек знать ее содержимое? Почему не рассказал о планах Власова? Всё еще загадка.
Версии в Сети
За много лет город будто забыл произошедшее, свою роль сыграло и молчание СМИ. Но на старых форумах и группах во «ВКонтакте» еще можно найти отголоски обсуждения. Некоторые предполагают, что версия с борцом за справедливость самая реальная, якобы это могло быть актом самопожертвования, чтобы раскрыть людям глаза.
Кто-то считает, что это разборки, вышедшие за пределы криминального мира. Например, Власов почувствовал себя неуловимым, имея компромат на своих коллег, и захотел «порешать вопросы».
А некоторые придерживаются мнения, что при жизни ему не хватило смелости сознаться в убийстве одноклассника. Воспользовавшись моментом, он сыграл для себя самого роль героя. Рассчитывая, что на своем суде признается и тогда точно уличит всех коллег в чем-либо. Но не продумал, что после совершенного захочет закончить и свою жизнь.