Что вам приходит в голову при слове «зависимость»? В первую очередь вы вспомните про алкоголь, наркотики, сигареты, соцсети, компьютерные и азартные игры. Кто-до добавит к этому списку шопоголизм, трудоголизм и созависимые отношения. Это то, о чем регулярно говорят в обществе, упуская из виду десятки вещей, которые подчиняют себе наши жизни. И часто мы их даже не осознаем.
Натолкнул меня на эти мысли ролик про фильм «Реквием по мечте». Многие, и я в том числе, воспринимали его как картину о наркотиках. И только. Это лежит на поверхности и легко считывается. Но автор видео решил копнуть глубже в психологию и показал, что нам параллельно рассказали еще несколько историй зависимостей, не связанных с употреблением веществ. Об этом говорил и сам режиссер фильма Даррен Аронофски в одном из интервью.
«Реквием по мечте» — это не фильм о наркотиках. Суть проекта была в том, чтобы показать, что не важно, что является наркотиком. Это может быть ТВ, кофе, наркотик, надежда. Всё, что может вызывать пагубное пристрастие.
Так, мать главного героя Сара не может отпустить прошлое, когда всё было хорошо. Одна из ее зависимостей — счастливые воспоминания. Поэтому звонок с телешоу заставил ее вновь вспомнить времена, когда муж был жив, а с сыном не было проблем, семья была вместе. Что в совокупности со всем остальным привело к тому, что она сошла с ума. Главный герой Гэри зависит от фантазий по поводу своего будущего. Например, мечтает о том, чтобы стать предпринимателем, но ничего не делает для этого.
С автором видео можно не согласиться, поспорить о восприятии персонажей и их линий, сослаться на то, что он всего лишь блогер. Но меня этот ролик заставил заглянуть в себя и задуматься о потаенных зависимостях.
Да, пристрастие к алкоголю и импульсивным покупкам, а также курение — часть меня, с которой я смирилась. До последнего времени думала, что это всё. Но сейчас понимаю, главная зависимость — стремление заслужить любовь. И ей подчинена вся жизнь. А подсветила это моя измена. Да еще и с человеком в браке.
Почему это стало переломным событием? С детства я жила с четким осознанием: изменять — плохо, быть верным — хорошо. Шло это из семьи и прочно закрепилось в сознании. Позднее к этому добавилось табу на секс с людьми в отношениях и коллегами. Эти принципы были частью моей моральной опоры, которые я никогда не нарушала, и думала, что не предам.
Обо всех, кто изменял, думала исключительно плохо. Стоя в белом пальто, каждый раз умничала, что надо было не прыгать в койку к чужому человеку, а для начала разобраться в отношениях или разойтись. Ужасалась, когда узнавала, что для кого-то иметь по несколько любовниц/любовников в порядке нормы.
Все эти люди были для меня теми, кто мучает своих партнеров (да и себя), не давая шанса на построение тех отношений, где не придется бегать за эмоциями и впечатлениями на сторону. Такая добровольная тюрьма с увольнительными.
И вот сама оказалось той, кого всегда осуждала. За прошедшие четыре месяца с той ночи я пыталась сотни раз понять, почему так поступила. Ведь последствиями измены стала не только потеря 5-летних отношений и доверия того, кто был мне близок, но и самоуважения. А еще понимания, какой я вообще человек.
Сначала оправдывалась тем, что в отношениях (уже прошлых) было плохо. Уйти не могла, потому что постоянно просили попробовать сначала, а я поддавалась. Поэтому единственным выходом было сделать что-то, чего мне никогда не простят.
Потом появилась новая версия — меня коварно соблазнили. Так сильно обольщали, что не выдержала и сдалась. «Еще стойко терпела целых четыре часа!» — приговаривала я. Стал ли от этого мой поступок менее омерзительным? Перестала ли я нести за него ответственность? Нет, но на определенном этапе эта иллюзия помогла не свалиться окончательно в ненависть к себе.
Конечно, между всем этим витала тема про то, что мне давно нравился тот человек. А я, кажется, ему. И чувствовала, что это произойдет. Искры, притяжение, «может, мы были бы счастливы вместе» — всё это прилагалось.
Но я чувствовала, что вру себе. Все эти и другие оправдания отдаляли меня от сути. От того, что большая часть моих действий направлена на то, чтобы добиться от людей любви, а потом не потерять (отсюда же проистекает мой трудоголизм). Потому что иначе я ничтожество и никому не нужна.
И самая острая потребность выражается в романтических отношениях. Из-за чего я творила кучу странных вещей. Как вам идея сразу съехаться после знакомства в клубе и секса через пару часов? Идиотская, но в 25 лет мне было очень плохо одной, поэтому сошлась с человеком, с которым мы в итоге поняли, что совсем не пара (как неожиданно). Заскочила я в эти отношения через три месяца после разрыва предыдущих.
О том, что я выбирала партнеров, речи не идет. Вступала в отношения с первым, кто проявлял ко мне хоть чуточку внимания, тепла и ласки. Как бездомный щенок, увязавшийся за прохожим, который дал ему кусочек сосиски и погладил по голове. И всеми силами старалась увести всё в серьезную плоскость.
Откуда это? Из детства, конечно же. А именно из сложных отношений с отчимом, заменившем биологического отца, — он ушел, когда мне было два года.
Новый папа приучал к тому, что просто так не любят: нужно приносить только пятерки, получать от учителей исключительно похвалу, заниматься одобряемыми им хобби и читать правильные книги, тратить всё свое время на помощь маме, меньше гулять, больше учиться. И еще всегда слушать его и не вякать, иначе мне прилетали в ответ жесткие оплеухи по лицу и голове, а в тяжелых случаях — пинки по телу (с возрастом из-за строптивого характера получать стала чаще).
Но всё это было бессмысленно. Зарабатывала пятерку по русскому, мне непременно тыкали в то, что по биологии и математике у меня тройки. Показывала пять с минусом за сочинение, прилетал вопрос, почему не постаралась и не сделала на отлично. Приносила рисунок, чтобы похвастаться, получала либо критику, либо скучающий молчаливый взгляд. И так во всём.
За всё время жизни с родителями помню поддержку лишь от мамы. И можно подумать, чего так перекорежило-то? Не всё так плохо. Но фигура отчима для меня, как ребенка без отца, была очень важна. Отсюда и такое сильное влияние.
Сейчас мне 31 год, за плечами походы к психотерапевтам и лечение у психиатра, но я всё еще болезненно зависима от любви. Настолько, что моя воля, границы, чувство собственного достоинства стираются напрочь, и я как зомби бреду в объятия того, кому якобы нравлюсь.
Дальше это выливается в страх отстаивания своего мнения в отношениях с близкими, ведь из-за этого будут меньше любить. Героическое разруливание проблем второй половинки, даже когда нет на это ни физических, ни моральных сил. Покупку дорогих подарков в кредит. Безвольное принятие оскорблений, обесценивания и… побоев — я вытерпела сломанные ребра табуреткой, только чтобы остаться в паре. Всё ради жизни в иллюзии, что меня любят.
Отсюда и измена — мне долгое время в отношениях не хватало тепла, нежности, ощущения собственной нужности и привлекательности. А тот человек сделал всё, чтобы дать это в моменте. И я повелась.
Поэтому до сих пор не могу его отпустить, гоняя по кругу мысль: «Может, там что-то было, кроме влечения?» Безнадежно пытаюсь найти намеки на это в нашем общении. Возвращаюсь мыслями в прошлое и бесконечно прокручиваю в голове ту ночь, цепляясь за слова, взгляды и прикосновения. Хотя мне ясно дали понять: это прикольная интрижка, места в жизни того человека для меня нет, а измена тщательно скроется, чтобы не рухнул текущий уклад вещей.
Мое восприятие мира искажено и изуродовано. И этой колонкой я не хочу оправдаться. Только показать, как зависимости от собственных чувств, желаний и людей, если мы их не осознаем и не работаем над ними, способны разрушать жизни наши и окружающих не меньше, чем различные вещества. Мой «наркотик» не дает выстраивать адекватные отношения, и в первую очередь с самой собой.