
Судно сгорело в море, и его так и не нашли
Происшествие с катамараном «Мерлион», который загорелся в районе острова Шкота 29 июня, вызвало огромный резонанс. На борту в момент начала пожара было 12 человек, которых успешно спасли. По версии следствия, причина пожара — поджог. Один из матросов переливал бензин из канистры в канистру при горящей газовой печке. Сейчас этот человек под следствием.
Пассажиров с горящего катамарана спасли проходившие на своих лодках свидетели и те, кого отправили специально с берега после сообщения капитана о ЧП. На помощь к месту направились и пограничники, но «Мерлион» уже было не спасти. Огонь уничтожил судно за короткое время.
«Мерлион» принадлежит компании ООО «Корсар», руководитель Константин Черных вышел на связь с VLADIVOSTOK1.RU, указав на искаженные детали в опубликованных материалах. В разговоре с ним выяснилось, что из-за потока информации из разных источников в СМИ сложилась необъективная картина, которая может подорвать репутацию компании.
В этом материале мы расскажем со слов Константина Черных, что произошло на судне, как спасали пассажиров и что компания предприняла после происшествия.
Катамаран «Мерлион» построили в 2019 году. По открытым данным, он развивал скорость до 20 км/ч. На борту были оборудованы четыре каюты, два туалета и два душа, кают-компания с обеденной зоной и кухней. Также имелась лодка с мотором для выхода на берег.
Катамаран принадлежит компании ООО «Корсар». По данным «Контур.Фокуса», она была зарегистрирована 24 декабря 2012 года. Генеральный директор с декабря 2016-го — Константин Васильевич Черных.
Капитан развернул катамаран и прыгнул в воду
Почти сразу свою версию событий в социальных сетях рассказала пассажирка Екатерина Израильская. Она утверждала, что команда не проводила никакого инструктажа и не выдала жилетов, якобы на виду их вовсе не было. Черных объяснил, что при каждом отправлении команда рассказывает, как вести себя, выдает жилеты и рассказывает, где расположены огнетушители.
«Часто люди пренебрегают техникой безопасности, и бывает, что взрослые даже не надевают жилеты на детей. Мы в таких случаях просто отказываемся брать их на борт. Но взрослому как укажешь, если он снял жилет уже в море? Снимают их для красивых фото и видео», — рассказал директор «Корсара».
На втором судне «Корсар» нашему корреспонденту показали, как хранятся жилеты и расположение всех спасательных принадлежностей. Сгоревшее судно по конструкции было почти таким же. В отзывах на 2ГИС есть фотографии как в жилетах, даже на детях, так и без.



Когда люди приходят с детьми до 10 лет, мы однозначно надеваем жилеты, хотят они этого и не хотят. Если не хотят, начинают отнекиваться, я их просто выставляю на берег, говорю: «Всё, жди родителей здесь, когда придем». Сразу же действует — он надевает его, едет, потом, естественно, снимает, бросает на судне и так ходит.
Со слов Израильской, во время ЧП команда судна суетилась и бегала, а капитан вовсе прыгнул в воду один из первых. В результатах расследования, с которым удалось ознакомиться корреспонденту VLADIVOSTOK1.RU, сказано, что мужчина действительно прыгнул за борт, но только после того, как развернул катамаран против ветра, чтобы направить дым в другую сторону от пассажиров. Но это стало для него ловушкой, и единственным вариантом оказалось прыгнуть в воду, выскочив через пламя.
«Если судно начало тонуть, времени развернуть спасательную операцию гораздо больше. Команда успевает действовать слажено и точно, спустить лодку и высадить людей. Но огонь — дело другое. Он моментально распространяется. Капитан, увидев поваливший из кают-компании дым, развернул судно против ветра, чтобы дым не шел на туристов, и спас их от отравления газами. В этот момент подошли наши друзья на катерах и помогли с эвакуацией пассажиров. Пламя распространялось по ветру, капитану, оказавшемуся там в очаге, не оставалось ничего другого, потому что он уже начинал гореть, прыгнул в воду. Слава богу, в этом происшествии никто не пострадал, всех благополучно доставили на берег», — отметил Черных.
О том, что катер развернули, упоминала в своем рассказе и сама Израильская, и это позволило людям не задохнуться. По словам девушки, у туристов в горящей каюте остались вещи, которые никто так и не смог забрать. Черных объяснил, что сразу после происшествия компания связалась с каждым отдельно и решила материальный вопрос. По его словам, претензий пассажиры не выдвигали, в полиции это подтвердили — заявлений подобного рода не поступало.
Корреспондент VLADIVOSTOK1.RU еще раз попытался связаться с Израильской, но от комментариев она отказалась.
«Неужели это всё про нас?»
Во время разговора с журналистом Константин Черных отметил еще несколько моментов, которые вызвали его негодование. Например, информацию по данным Российского классификационного общества о техническом состоянии катамарана «Мерлион», которое в документе указано как «негодное». Оказалось, что к сгоревшему «Мерлиону» эта информация не имеет отношения. Все лицензии и разрешения компания предоставила при личной встрече, и в этих документах о перестройке судна и изменениях его конструкции информации нет.
«По факту ЧП возбудили уголовное дело, и начались проверки, масло в огонь подлили средства массовой информации, не дождавшись достоверной информации, не разобравшись, в чем дело, начали писать кому что в голову придет, лишь бы это была сенсация. 70% от написанного оказалось враньем. Приплели всё… И нашли старый документ, который уже давным-давно недействительный, и, ссылаясь на него, что якобы лодка негодная, и расписали, что у компании нет лицензии, хотя она всегда была и есть, и что катамаран раньше принадлежал какому-то бывшему беглому олигарху Дремлюге, неужели это всё про нас? Мы всегда радели за безопасность и качество услуг с ног до головы», — высказался Черных.
В момент переоформления права собственности и смены собственника старые документы были аннулированы, но представители СМИ как-то раздобыли их и выставили их на всеобщее обозрение как оригинал.
В одной из публикаций говорилось, что судно нельзя было использовать для перевозки людей, потому что «лицензию не могли выдать на судно с бензиновыми двигателями». Об этом заявил генеральный конструктор верфи «Композитное кораблестроение» Сергей Волошенко в комментарии для Vl.ru. Но Черных уверил, все получено официально. Это подтверждают документы, с которыми мы также ознакомились: промежуточное освидетельствование «Мерлион» проходил два года назад, следующее должно было быть в 2026 году. На перевозку пассажиров морским транспортом у компании есть лицензия, ее номер — № 004081.
«Начались проверки с пристрастием всеми профильными ведомствами. Да, конечно же, нашлись мелкие нарушения, на спасательных кругах написано „Владивосток“ вместо „Хабаровск“ — порта приписки. Еще что не уведомляли портконтроль о заходе и выходе в портовую зону, но мы находимся не в портовой зоне, поэтому уведомлять было необязательно. Все, кто с нами ходил в разные туры и далеко не один год, они все с нами остались, потому что знают по факту, как с нами хорошо и как мы работаем», — отметил директор «Корсара».
В наших материалах говорилось и о нарушениях лицензии, которые выявили во время проверки следователи. Но нарушение лицензии касается другого судна, принадлежащего Черных, которое не относится к перевозке туристов и не используется в коммерческих целях.
В материале, со слов Волошенко, было также сказано, что работы для ООО «Корсар» по незаконному переоборудованию выполнялись бывшими сотрудниками верфи, которые выполнили все фантазии, но не побеспокоились о безопасности людей. Черных все это опроверг.
Забрали, что было, и достраивали сами
На момент публикации с Сергеем Волошенко связаться не удалось.
По словам Константина Черных, первый катамаран, который называется «Корсар», он заказал в 2018 году у компании «Композитное кораблестроение» (она так называлась в то время, после этого сменила несколько наименований. — Прим. ред.). Глава компании приехал в офис и начал переговоры о строительстве под свои цели и задачи — морские прогулки для жителей и гостей Владивостока.
«Мне на выбор предложили несколько проектов. Я выбрал один из них, цена была около 10 миллионов рублей, и эта компания „Композитное кораблестроение“ в лице Волошенко Сергея Николаевича, собственника и, как он выражается, главного конструктора, пообещала за 3 месяца его построить. То есть это за май, июнь, июль, август. В августе судно должно было встать уже в строй нашей компании», — рассказал Черных.
Я мечтал о такой лодке, которая была бы очень интересной, на которой можно было бы ходить и бороздить моря, но радость моя оказалась очень недолгой.
«Так как я практик и меня интересовали больше технические моменты, я сразу отмел целый ряд вещей, которые абсолютно бесполезны на судне. Цена, естественно, упала, но зато я начал добавлять те вещи, которые крайне необходимы, — например, носовую аппарель, благодаря которой можно втыкаться в берег, опускать ее и спокойно сходить на землю. Но строительство затягивалось, я как ни приеду на верфь, там работает один человек, один сотрудник. Ну как можно строить огромную лодку одному? На мои претензии от Волошенко были какие-то отговорки типа: „Вот сейчас мы закончим тот проект, и я поставлю людей“, „А вот сейчас мы закончим этот проект, и я тогда точно поставлю людей“, — а время шло, и уже в девятнадцатом году я озвучил, что буду подавать в суд. Никакие мои доводы и просьбы продолжить строительство не увенчались успехом», — объяснил руководитель «Корсара».
Получить обратно уже вложенную сумму или построенную на тот момент часть лодки Черных не мог просто так, поэтому пришлось пойти на мировую с «Композитным кораблестроением», забрать иск и то, что компания построила к этому времени.
На видео состояние катамарана «Корсар», в котором Черных забрал его у компании «Композитное кораблестроение»
По мнению Черных, компания Волошенко специально ставила низкий ценник на судна, чтобы привлечь клиентов. И после долгого ожидания заказчикам приходилось забирать то, что есть, и заканчивать строительство самим со сторонними компаниями. Но, чтобы получить все лицензии, надо было снова платить верфи «Композитное кораблестроение» определенные суммы.
«Люди после этого начинали достраивать сами, но после этого надо получить документы, а кроме Волошенко, документы сделать на данный проект никто не мог. Тут он снова предлагал своим клиентам оплатить сумму — уже сделать документы. Именно в такую ловушку и попался я со своим катамараном „Корсар“. Но, к счастью, пошел другим путем. Сделали совершенно другой проект под регистр и смогли получить на него лицензию. Так мы и поступили. В течение двух лет мы достраивали катамаран, сделали на нем всё необходимое так, чтобы на нем было безопасно и комфортно. Строительство по этому проекту полностью вело и контролировало РКО», — объяснил Константин.
РКО — Российское классификационное общество (ранее «Российский речной регистр»). Занимается классификацией, освидетельствованием и выдачей документов для судов и других плавучих объектов, чтобы подтвердить их соответствие требованиям безопасности и технической пригодности. Это означает, что РКО инспектирует суда, оценивает их состояние и контролирует техническое наблюдение за строительством.
В 2020 году Черных жизнь свела с таким же клиентом Волошенко. Новый знакомый строил катамаран «Мерлион» и никак не мог дождаться окончания работ из-за частых задержек со стороны компании. В итоге прошлый владелец достроил его своими силами и сдал в аренду Черных, а позже ООО «Корсар» выкупило судно.
«Катамаран прошел новую регистрацию, все проверки, был укомплектован всеми спасательными средствами на необходимое количество пассажиров, а именно ПСН с запасом на 20 человек. Также мы приобрели жилеты сертифицированные. Поэтому заявления Волошенко о невозможности получить лицензию ничем не подкреплены — вот у нас на руках есть все документы, мы работаем по закону и соблюдаем все требования. У нас огромная база довольных клиентов, которые возвращаются именно к нам после прогулок», — завершил рассказ Черных.
ПСН — плот спасательный надувной, предназначен для коллективного спасения людей в случае аварии судна. Это важное аварийно-спасательное средство, которое обеспечивает плавучесть и защиту от неблагоприятных погодных условий, а также изготавливается согласно международным стандартам безопасности.
После проверок
В заключении Межрегионального территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Дальневосточному федеральному округу сказано, что компании необходимо «разработать и осуществить мероприятия по предупреждению подобных аварийных случаев в будущем». По словам Константина Черных, эти меры и так всегда соблюдались и прорабатывались, вплоть до инструкций и обучений.
«Каждый год в начале сезона я за свои деньги собираю в группу весь экипаж, он у нас немаленький, мы заказываем обучение, прямо вот новенький или старенький, мы проходим оказание первой помощи: подавился, медуза ужалила, температура поднялась, захлебнулся водой, солнечный удар, сердце прихватило и так далее. Это мы все проходим. Как наложить шины, как сделать искусственное дыхание, как оживить человека — всё. Но я никогда не думал за 17 лет работы, что кто-то додумается устроить пожар так», — поделился глава «Корсара».
Лодки, как правило, могут утонуть, и, когда они тонут, это гораздо больше времени, чем на пожаре. Ты успеваешь всё: и жилеты надеть, если их сняли, и лодку спустить, и людей спокойно эвакуировать. Здесь, к сожалению, опыт пришел вот с таким вот форс-мажором.
«У нас не одна лодка, и чтобы собрать даже две на техосмотр, у нас уходило почти полмиллиона. Их надо полностью перебрать, подготовить к сезону. Положено перебирать, потому что там сухой паек, ракетницы, механизмы, помпу проверить, всё должно быть в исправности. Это всё проходит проверку специалистами», — рассказал владелец «Мерлиона».
Что с утонувшим катамараном?
Компания пыталась найти судно, для этого наняли специалистов, которые при сопровождении следователя прошерстили предполагаемый участок, но так ничего и не нашли. На это потратили около полумиллиона рублей, а если все же удастся обнаружить остатки, подъем и транспортировка обойдутся в похожую сумму.
Инспекторы Дальневосточного управления Росприроднадзора уже провели проверку на причиненный акватории вред. По данным ведомства, ООО «Корсар» обяжут выплатить 1,6 миллиона рублей, но окончательного решения еще нет.
Было очень много грязи вылито на нас, но мы это пережили и готовы идти дальше. Сейчас уже всё позади, открылось второе дыхание, начинаем смотреть на мир широко открытыми глазами и строить грандиозные планы. А в начале 2026 года мы закладываем строительство нового пассажирского судна, которому не будет аналогов. В планах построить многофункциональное судно, чтобы оно отвечало всем критериям безопасности и пожеланиям наших гостей.







