В октябре 2023 года вице-премьер правительства Приморья Елена Пархоменко (курировала вопросы ЖКХ, управления природными ресурсами и охраны окружающей среды, газоснабжения и энергетики, тарифообразования, государственного жилищного контроля) и министр ЖКХ Владимир Бабич покинули свои посты. Поводом послужили частые жалобы со стороны населения — чаще всего на вывоз мусора и капитальный ремонт. Со стороны правительства региона края звучали обвинения в провале газификации региона.
Прошло чуть больше года с отставки коммунальных чиновников. Что изменилось в сферах, за которые их критиковали и в итоге уволили?
В сентябре этого года Пархоменко арестовали и отправили в СИЗО. Возможная причина ареста — «мусорное дело» о поставках на мусороперерабатывающий завод Владивостока фильтров не по ГОСТу. Осенью прошлого года по этому делу в СК по Приморскому краю вызвали несколько высокопоставленных сотрудников министерства ЖКХ.
Владимир Бабич с марта находится под следствием. Сначала он был под домашним арестом, но позже ему смягчили меру пресечения до ограничения действий. Бывшего министра подозревают в превышении должностных полномочий. Суть претензий к чиновнику официально так и не озвучили. Возможно, арест Пархоменко связан и с его делом.
Вывоз мусора
Это серьезная проблема для всего Приморья и не первый год. Огромная свалка в бухте Горностай во Владивостоке дымила вплоть до саммита АТЭС. Помойку закопали и рекультивировали только к 2012 году, вместо нее начал работать полигон по переработке и хранению твердых бытовых отходов.
В большинстве районов края мусор продолжили сваливать куда придется, зачастую в лес. Курортный Хасанский район до сих пор утопает в отходах. Причина банальна — их некуда свозить, так как в Приморье почти закончились территории под хранение.
Всего в крае около 15 полигонов по обращению с ТКО. У семи из них заканчивается срок эксплуатации в 2024 году, одного — в 2025-м и еще пяти — в 2026-м.
Власти планируют установить 14 мусороперегрузочных станций, которые будут принимать и спрессовывать мусор. Для этого ищут инвесторов.
В 2019 году проблему попытались решить с помощью мусорной реформы. В крае появился монополист — Приморский экологический оператор (ПЭО). Сейчас компания работает во всех муниципалитетах края: вывозит и перерабатывает твердые отходы. Предприятие живет за счет краевых субсидий и оказывает платные услуги.
Активная фаза реформы началась в 2021-м. Тогда приняли конкретные меры поддержки правительства, со всеми регионами подписали дорожные карты и определили полигоны. Планировалось, что оператор будет контролировать перемещение мусора, что сократит срок его сбора и переработки.
В первые три года работы ПЭО выделили 2 миллиарда рублей, почти всю сумму компания освоила. Самостоятельно оператор заработал 2,3 миллиарда рублей в 2022 году и примерно такую же сумму годом ранее. Деньги поступают с разных сторон, но финансовых проблем у предприятия всегда очень много.
В декабре 2023 года, через пару месяцев после ухода Пархоменко с должности, депутаты приморского парламента заслушали доклад Контрольно-счетной палаты о мусорной проблеме. Специалисты изучили первые 2,5 года работы ПЭО. В 2021 году убытки составили 387,6 миллиона рублей, в 2022 году — 347 миллионов. В первом полугодии 2023-го оператор насчитал недостачу в 211,1 миллиона. Что сейчас — неизвестно, других открытых данных просто нет.
Есть задолженности и перед самим предприятием. Главный должник — население Приморского края. К концу 2022 года набежало 603,8 миллиона рублей.
Еще среди проблем отметили, что места для складирования кончились, мусорные кучи лежат во дворах по всему Приморью. Досталось и региональному Министерству жилищно-коммунального хозяйства, которое плохо контролирует работу ПЭО, из-за этого долги растут, а качество услуг падает.
Депутаты выслушали всё, вопросов задавать не стали. Порекомендовали МинЖКХ тщательнее следить за работой мусорного оператора, а самой компании — как-то разобраться с долгами.
Прошел почти год, но ситуация стала только хуже. В июле этого года проблему с мусором признал в эфире программы «Прямой разговор» губернатор региона Олег Кожемяко.
Думаю, что и в самой миссии Примоператора заложена была система, которая не совсем правильно учитывала главный вопрос. Важно не сколько тонн вывезено, а чистые площадки контейнеров. Вот это должно было быть поставлено во главу угла.
Губернатор рассказал, что проблема комплексная, для её решения не хватает водителей, спецтранспорта и самих площадок для мусора.
В ноябре этого года стало ясно, что оператор не справляется. В ПЭО сменили руководителя. Алексей Борисов пошел на понижение и стал первым замом гендиректора. Его место занял 40-летний Андрей Боровский. Ранее он занимался инвестициями и капитальным строительством в филиале АО «ДРСК» — «Приморские электрические сети».
В это же время губернатор Кожемяко провел штаб, на котором Боровский рассказал, что у большинства компаний, которые работают с ПЭО, заканчиваются контракты. Новые договоры будут предусматривать штрафы за несвоевременный вывоз мусора. Невольно возник вопрос, неужели раньше такое просто сходило с рук? Останавливаться на этом почему-то не стали.
Перевозчики-субподрядчики теперь будут заключать договор с ПЭО не на год, а сразу на три. Нарушителей будут ловить при помощи камер, которыми оборудуют контейнерные площадки. Как раз для этого частная компания «Цифровое Приморье» и Минцифры края разрабатывают специальную программу. В основу лёг опыт Ленинградской области. Там всё успешно работает.
Что будет с тарифами, пока неясно. Их обещали проработать так, чтобы экологический оператор смог разобраться с задолженностями. По всей видимости, рассчитывать на снижение ставок не стоит.
Фонд капремонта
В декабре 2023-го стало понятно, что Фонд капремонта не выполнил свои планы на год даже наполовину. Отремонтировали всего 49% из того, что хотели. При этом у предприятия остались долги по ремонтам за два предыдущих года.
В этой организации сразу после ухода Пархоменко тоже сменился руководитель — кресло гендиректора с приставкой «врио» занял Алексей Юманов. Кадровые перестановки стали частью комплекса мер по спасению фонда. По словам министра ЖКХ Виталия Блоцкого, причин для этого хватает: из 370 работ, запланированных на 2023 год в 167 многоквартирных домах региона, выполнено только 183.
В больших цифрах всё выглядит еще хуже. Дмитрий Демешин, будучи заместителем генерального прокурора России, по итогам личного приема приморцев с губернатором Кожемяко рассказал, что за весь 2023 год фонд отремонтировал лишь 1% от всего объема жилья, которое стоит в очереди — это 153 дома из 11,4 тысячи.
Ситуация усугубляется слабой реализацией мероприятий по капитальному ремонту. Стыдно нам было вчера с губернатором слушать наших жителей, которые рассказывают, как они четыре года мучаются со сменой крыши. Стыдно и за органы местного самоуправления, которые не всегда проявляют принципиальную позицию здесь.
Работу фонда признали неудовлетворительной и на комиссии министерства ЖКХ. Кроме смены руководства, министерство потребовало строго вести технический контроль и чаще выезжать на объекты. Фонд должен привлекать больше организаций к работе, а тех, кто не справляется, не допускать к конкурсам.
Амбициозные планы на 2024-й
Капитальный ремонт должны провести в 209 многоквартирных домах края. Заказчик для 207 из них — приморский Фонд капремонта. В двух других случаях дома стоят на специальном счете, поэтому жильцы сами готовят проект, сметы и выбирают подрядчика. В программу вошли 24 городских и муниципальных округа, поселок городского типа и восемь сел.
В 113 домах капитально отремонтируют крышу, в 46 объектах заменят лифты (всего 107 кабин), еще в 46 — заменят инженерные системы. Наибольшее количество домов отремонтируют во Владивостоке — 73 здания.
Кроме того, Фонд обязался завершить ремонт, который не закончили в прошлом году, а это около 100 домов.
Как региональный оператор, который три года подряд не мог выполнить более скромную норму, реализует амбициозный план, не понятно. За первые полгода 2024-го фонд отремонтировал 105 домов. Информацию о своей работе организация почти не публикует и вообще ведет себя очень закрыто.
Газификация
Главная проблема газификации всего Дальнего Востока России — нехватка денег, причем на всех уровнях: у «Газпрома» для строительства межпоселенческих газопроводов, у местных властей — для подведения газа к жилым участкам, а у населения — на подключение и покупку оборудования.
«Газпром межрегионгаз Дальний Восток» уже подвел газ к основным энергообъектам Владивостока, Петропавловска-Камчатского и других крупных городов ДФО. Работы идут по газификации Приморья, но речь о крупных проектах государственного значения, таких как завод «Звезда» или Находкинский завод минеральных удобрений.
Если говорить о населении региона, то в 2020 году всего 1% обеспечили газом. Краевая программа газификации должна была увеличить показатель до 6% к 2022 году. Но этого не случилось.
В агентстве газоснабжения и энергетики Приморья открыто заявляют, что на данный момент четких данных о долгосрочных объемах газа, которые могут быть поставлены в край, просто нет. Кроме того, население в этом особо не заинтересовано — люди просто не хотят подключаться к газу.
Через три месяца после снятия с должности Елены Пархоменко, в том числе и за проваленную газификацию, в правительстве Приморья обсуждали планы по газификации до 2026 года. На встрече присутствовали губернатор Олег Кожемяко, заместители председателя правительства края Виталий Блоцкий и Ленар Нуриев, министры ЖКХ и энергетики, а также главы муниципалитетов.
По словам руководителя АО «Газпром газораспределение Дальний Восток» Георгия Шперлинга, в регионе всё не так плохо: ведется масштабная работа по прокладке газопроводов, строят необходимую инфраструктуру. Газификация затронет Владивосток, Артем, Находку, Уссурийск и Надеждинский район:
Находка — приоритетный город. Там до 2026 года должны газифицировать часть городских котельных, прежде всего изношенные. В городе проложат 300 километров газопроводов. Кроме того, газифицируют целый микрорайон — поселок Врангель.
В Артеме планируют подключить поселок Заводской, предприятия пищевой промышленности, торгово-логистический центр, завод железобетонных изделий, а также котельные и частный сектор
В Уссурийске в селе Воздвиженка котельную подключили еще в начале этого года. Планируется газификация еще нескольких сел.
В Надеждинском районе обещают построить несколько газовых котельных.
Владивосток тоже в планах, в частности, газификация Садгорода (там должны проложить газопровод на улицах Камской, Лесной и Пржевальского) и участков для многодетных семей в районе бухты Емар.
Программа развития газоснабжения Приморья подразумевает значительное расширение использования газа, в том числе на региональных ТЭЦ и котельных.
Несмотря на долгосрочные планы и усилия, реальные темпы газификации остаются низкими: на сегодняшний день лишь некоторые предприятия и объекты энергетики в регионе используют «голубое топливо», в то время как значительная часть продолжает работать на угле и мазуте.
В декабре 2023 года только 40 объектов энергетики и промышленности Приморья работали на природном газе. Большинство из них расположены во Владивостоке и Уссурийске.
В столице края газифицированы такие важные объекты, как ВТЭЦ-1, ВТЭЦ-2, ТЭЦ «Восточная» АО «ДГК», ТЭЦ «Северная», а также предприятия, включая «Мазда Соллерс». На острове Русский — несколько мини-ТЭЦ и объекты ДВФУ.
В Уссурийске и его округе также несколько объектов работают на природном газе, включая котельные на улице Раковской, Уссурийский локомотиворемонтный завод и картонный завод «Альянс Групп». К газоснабжению также подключены поселок «Радужный» и котельные, обслуживающие населенные пункты округа.
Тем не менее большинство объектов, особенно в удаленных районах Приморья, до сих пор используют уголь и мазут. Например, Приморская ГРЭС, Артёмовская ТЭЦ, Партизанская ГРЭС, а также несколько котельных в удаленных районах региона, таких как Ольгинский и Чугуевский.
Удаленные территории можно газифицировать при помощи сжиженного природного газа (СПГ). Для этого в регионе рассматривали возможность строительства небольшого завода. Такой опыт уже реализуется в Якутии, но строительство в нашем крае так и не началось.