Недавно администрация Владивостока запустила опрос жителей о работе общественного транспорта. Под этой новостью на нашем сайте и в телеграм-канале люди массово начали жаловаться на малое количество маршрутов в отдаленные районы, долгое ожидание, опасное вождение водителей, грязные салоны и автобусы, которые не выходят на линию после 20:00.
Отклик был настолько большим, что журналисты редакции VLADIVOSTOK1.RU решили проверить на себе, каково это — добираться по утрам в центр города из разных районов. Первым на очереди стал маршрут № 31 «Бухта Тихая» — «Железнодорожный вокзал». В этом репортаже вы узнаете мнение не только нашего журналиста, но и пассажиров, согласившихся поговорить о проблемах с общественным транспортом, с которыми они сталкиваются ежедневно.
«Это ужас»
Моя поездка началась с конечной остановки маршрута № 31 — «Бухта Тихая». На месте я была в 09:50. Автобус подъехал примерно через 10 минут, за это время я успела пообщаться с несколькими ожидающими пассажирами.
Первой согласилась поговорить улыбчивая женщина Светлана. Она чаще ездит на работу утром на корпоративном автобусе, а вечером уезжает на общественном транспорте:
— Вчера прождала автобус час, но он так и не приехал. С утра работает служебный развоз, а вечером ездим домой сами. Автобус № 31 может идти не по расписанию, с Черёмушек маршрут № 31к вообще ужасен. Утром и вечером хотя бы три автобуса было бы, народу бывает и битком — в шесть вечера, например.
— Почему на такси не пересядете?
— Дорого, — засмущавшись, призналась Светлана.
— Замерзаете, пока ждете автобус?
— Зима теплая в этом году, поэтому не успеваем замерзать. Но вчера [28 января] стояла час [на морозе], пришлось садиться на 27-й, он по крутому маршруту ходит.
К разговору подключилась еще одна женщина. Она рассказала, что больше всего ее расстраивает задержка автобусов:
— Не всегда пунктуально бывает, что автобусы приходят по расписанию. Они идут по времени, иногда пропускают свое время. Бывают такие маршруты — 31-й, например.
К этому времени к нам подъехал долгожданный автобус № 31, в который я зашла вместе с другими пассажирами.
Грязно и холодно, но дешевле такси
Первым делом в глаза бросился грязный корпус автобуса. И такой же пол, но это ожидаемо из-за снега на улице, который остался лежать на тротуарах после метели.
Сам автобус был полупустым первые две остановки. Люди разошлись по свободным сидячим местам, которые разделены по классике на те, которые предоставляются пенсионерам, инвалидам и женщинам с детьми, а также стандартные одноместные и двухместные сидушки. Есть еще широкие места для полных людей и пассажиров с багажом возле водителя (можно назвать их полуторными) — обычно пассажиры там тоже размещаются по двое. В прошлую поездку на 31-м на меня так присела женщина с сумкой — буквально на мою ногу.
После пары остановок автобус наполнился студентами с габаритными приспособлениями для рисования, мамами с детьми, школьниками, пенсионерами и в большинстве своем работающими людьми около 40 лет. Несколько женщин были одеты в красивые шубы.
Температура в салоне 9 ℃ (судя по электронному табло), обогрев под моим сиденьем не работал, поэтому ноги даже в зимней обуви начали немного подмерзать. Но сама поездка была без происшествий. Водитель-мигрант вез нас быстро, но аккуратно. Поговорить с ним не удалось, так как большую часть пути мужчина разговаривал на иностранном языке с другой пассажиркой. Но зато удалось пообщаться с его собеседницей. Она представилась Марией и, к моему удивлению, сказала, что главный минус — это водители.
— Я переехала во Владивосток в 2016 году. Уже 7 лет езжу на 31-м. Всё хорошо, меня устраивает. Но водители часто грубят мне, одного недавно не устроило, как я стояла, — поделилась женщина.
На Спортивной в салон зашла пенсионерка, которая чуть позже представилась Людмилой Федоровной.
— Это 31-й? — спросила женщина, обратившись к мне.
— Да. Вы сюда хотели сесть?
— Верно. Я часто езжу на автобусах.
— Какие плюсы и минусы замечаете у общественного транспорта?
— Самый главный минус, который раздражает, если торопишься, — это когда водители на каждой остановке стоят, как на последней.
— Не замерзаете, пока двери открыты всё это время?
— Нет. Но еще очень тяжело, что нет никакого расписания. Я по всему городу езжу, везде одинаково сложно добираться. Мне очень нравится маршрут № 4 — часто ездят, не стоят на каждой остановке подолгу. А вот 82-й — это невозможно, нервов не хватает.
В этот момент наш водитель надолго встал на остановке «Луговая». Она и «Спортивный рынок» — любимые «долгостои» у некоторых автобусников. Именно здесь больше всего пассажиров вышло из салона.
Во время поездки молодежь сидела в наушниках, а вот взрослые пользовались телефонами на полной громкости: пенсионеры смотрели видео, взрослые мужчины общались по телефону на весь салон, что, например, запрещено в Республике Корее.
Также было сложно находиться среди людей, которые не снимали свои объемные рюкзаки и сумки при передвижении по салону, хотя для багажа предусмотрены отдельные отсеки.
К центру города люди уже разошлись по работам, автобус опустел. В основном все пассажиры, как и я, рассчитывались банковскими картами. Проезд подорожал с момента моей последней поездки. Теперь он стоит 50 рублей за наличный расчет, 45 рублей — по карте, 39 рублей — по транспортной картой. Кстати, оплатить QR-кодом в этом автобусе было нельзя.
Этим же утром наш шеф-редактор тоже добирался на работу на автобусе № 31, но на час раньше. Пробок было немного, весь маршрут от «Школьной» до «Борцов революции» занял примерно 25 минут.
— Всё было спокойно, но автобус от некоторых остановок отъезжал с открытыми дверями. На одной из них мужчина, докуривая сигарету, пытался запрыгнуть в салон на ходу, но двери захлопнулись перед его лицом, — рассказала Татьяна Акишина.