VLADIVOSTOK1
Погода

Сейчас-3°C

Сейчас в Владивостоке
Погода-3°

облачно, без осадков

ощущается как -10

7 м/c,

с-з.

748мм 44%
Подробнее
4 Пробки
USD 81,13
EUR 95,10
Авто Повышение утильсбора «Цены в отдаленных регионах могут вырасти сильнее, чем в столицах»: как повышение утильсбора изменит жизнь автомобилистов?

«Цены в отдаленных регионах могут вырасти сильнее, чем в столицах»: как повышение утильсбора изменит жизнь автомобилистов?

Эксперты считают, что это коснется большинства покупателей

Авто с мощностью выше 160 л. с. могут подорожать на несколько миллионов рублей | Источник: Елена Буйвол / VLADIVOSTOK1.RUАвто с мощностью выше 160 л. с. могут подорожать на несколько миллионов рублей | Источник: Елена Буйвол / VLADIVOSTOK1.RU

Авто с мощностью выше 160 л. с. могут подорожать на несколько миллионов рублей

Источник:

Елена Буйвол / VLADIVOSTOK1.RU

С 1 ноября 2025 года в России могут изменить порядок расчета утилизационного сбора на легковые автомобили. Если раньше сумма зависела в основном от объема двигателя и возраста машины, то теперь будут учитывать еще и мощность.

12 сентября на федеральном портале проектов нормативных актов появился проект постановления правительства, которым предлагается внести правки в постановление № 1291 от 26 декабря 2013 года по расчету размера утилизационного сбора. Главное из них — отмена льготного утильсбора на авто мощностью более 160 л. с. независимо от рабочего объема двигателя. Пока проект постановления не принят.

Льготу для машин с рабочим объемом двигателя свыше 3000 куб. см отменили постановлением правительства РФ № 1255 от 13 сентября 2024 года.

Сбор может существенно вырасти. Например:

  • для автомобилей до 160 л. с. — 667 тысяч рублей;

  • от 160 до 190 л. с. — 750 тысяч;

  • для машин с объемом двигателя 2–3 литра — до 2,1 миллиона рублей.

Под новые ставки попадают не только премиальные иномарки, но и доступные китайские гибриды и электромобили.

Для физических лиц, которые ввозят автомобили для личного пользования, планируется сохранить льготы — если мощность машины не превышает 160 л. с. Тогда утильсбор составит:

  • 3400 рублей — за новую машину;

  • 5200 рублей — за авто старше трех лет.

Эксперты предупреждают: если изменения вступят в силу, новые автомобили в автосалонах подорожают, а спрос на них снизится. Подробнее об этом VLADIVOSTOK1.RU поговорил с теми, кто покупает автомобили в Японии и продает их на Дальнем Востоке.

Утилизационный сбор — это обязательный платеж, взимаемый при ввозе автомобиля в Россию или при его производстве внутри страны. Он нужен, чтобы компенсировать будущие экологические издержки, связанные с утилизацией, когда автомобиль выработает свой ресурс. Его платят все: производители автомобилей в России, а также физические или юридические лица, которые привозят машины из-за рубежа.

Директор компании Autoproff Денис Малых:

— Повышение утилизационного сбора напрямую скажется на стоимости автомобилей — как новых, так и подержанных. Особенно это почувствуют регионы, где развиты поставки японских машин, в том числе с правым рулем. Рынок давно вышел за пределы Дальнего Востока — сейчас автомобили активно ввозят и в Новосибирск, и в Краснодар, и в другие города центральной России.

Если законопроект примут в текущем виде, автомобили с мощностью выше 160 л. с. подорожают на сотни тысяч рублей — в некоторых случаях почти на 900 тысяч. При этом машины с аналогичным объемом двигателя, но меньшей мощностью, останутся в прежнем ценовом диапазоне. Такая несогласованность вызывает недоумение: два автомобиля с объемом 1,5 литра могут облагаться сбором по-разному — в зависимости от лошадиных сил.

Машины с объемом двигателя до 1 литра почти не пострадают — они не попадают под новый порядок, и на них, скорее всего, повлияет только курс валют. Спрос на этот сегмент невысок, поэтому серьезного скачка цен не ожидается.

<p>Денис Малых</p><p>Денис Малых</p>

А вот в категории от 1 до 2 литров спрос сместится в сторону машин, не попадающих под утильсбор, и, как следствие, они подорожают — в том числе и за счет реакции самих японских продавцов, которые повысят цены в ответ на рост спроса. Весь рынок подстроится под новые условия.

Денис Малых

директор компании Autoproff

Спекулировать на ситуации вряд ли получится — обойти новые правила невозможно. Но в целом автомобили подорожают, в том числе и в рамках параллельного импорта. Особенно это касается гибридов объемом от 1,9 литра, которые стали ввозить через третьи страны после введения санкций. Удорожание приведет к тому, что многие модели просто исчезнут с рынка — их перестанут ввозить из-за низкой рентабельности.

Остро это почувствуют небольшие города, где уровень дохода ниже. В крупных городах покупатели еще смогут себе позволить подорожавший транспорт, а вот в регионах вроде Улан-Удэ или Читы добавка даже в миллион станет барьером. Если речь идет о 2–3 миллионах — покупка станет просто невозможной.

Я надеюсь, что законопроект, скорее всего, будет принят, но в смягченной форме. Текущая редакция слишком жесткая, поэтому есть вероятность, что ставки снизят хотя бы вдвое. Но общее направление понятно: рынок автомобилей ждет заметное удорожание и серьезные изменения.

Директор «ТопКарИмпорт» Вадим Ставной:

— На Дальнем Востоке ситуация с утилизационным сбором может сказаться ощутимо, но не критично. Здесь традиционно преобладает рынок праворульных автомобилей, в основном подержанных, из Японии и Южной Кореи. Хотя в последние годы стали завозить больше машин с левым рулем, правый руль по-прежнему занимает около 70% рынка. Покупатели таких авто, как правило, ограничены в бюджете — это кей-кары за 600–800 тысяч рублей или кроссоверы вроде Honda Vezel за 1–1,5 миллиона. Да, повышение утильсбора отразится на цене, но местный рынок к такому уже адаптирован — через несколько месяцев новая стоимость просто будет восприниматься как норма.

Тем не менее рост цен скажется на всём рынке, особенно на авто с мощностью выше 160 л. с.

<p>Вадим Ставной</p><p>Вадим Ставной</p>

Например, кроссоверы средних размеров с левым рулем — Hyundai Santa Fe, Hyundai Palisade, Kia Sorento — могут подорожать сразу на 2–3 миллиона рублей. Если сейчас они обходятся в 3 миллиона, то станут стоить до 6 миллионов.

Вадим Ставной

директор «ТопКарИмпорт»

Возможно, такие автомобили просто перестанут массово завозиться. В обороте останутся те, что уже ввезли.

Что касается вторичного рынка, сначала возможен скачок цен, потом — корректировка. Например, автомобиль, который сегодня стоит 2,9 миллиона рублей, может вырасти в цене до 3,3–3,5 миллиона рублей, но не выше. Это естественный процесс: сначала ажиотаж, потом насыщение рынка и откат.

Больше всего пострадают те, кто планировал покупать автомобили с высокой мощностью и объемом двигателя.

<p>Вадим Ставной</p><p>Вадим Ставной</p>

Хотя формально льготы сохраняются для авто до 160 л. с., в реальности таких машин на рынке не так уж и много. Поэтому в зону риска попадут практически все категории покупателей.

Вадим Ставной

директор «ТопКарИмпорт»

По поводу гибридов и электрокаров: у нас в стране по-прежнему боятся таких машин, особенно на Западе. На Дальнем Востоке ситуация лучше — есть сервисы, спрос стабильный, особенно на Prius и подобные модели. Но в целом рынок гибридов и электрокаров в России очень маленький. Их и так мало, и даже с введением утильсбора ничего кардинально не изменится — эти машины еще пару лет спокойно будут циркулировать на «вторичке».

Если утильсбор вырастет, объемы ввоза существенно сократятся. В основном останутся недорогие машины до 160 л. с., особенно из Китая. Например, модели вроде Volkswagen T-Roc с левым рулем, которые еще можно уложить в льготные условия.

Цены на китайские электрокары и гибриды, которые сейчас активно завозятся, тоже вырастут, так как утильсбор на них повлияет напрямую. Некоторые бренды могут вообще уйти с рынка — просто из-за снижения спроса.

Компании, занимающиеся ввозом, тоже будут вынуждены адаптироваться. Многие мелкие игроки закроются, особенно однодневки. Но крупные фирмы, работающие на объемах — 200, 300, даже 400 машин в месяц — скорее всего, останутся. Они просто перестроятся и будут ориентироваться на тот сегмент, который еще можно ввозить — с мощностью до 160 л. с.

История с перегоном авто из Владивостока по-прежнему будет жить — из Японии еще много автомобилей везут с небольшой мощностью, и они всё равно будут востребованы. Но объемы, конечно, снизятся.

Что касается разрыва в доступности между регионами, он действительно может усилиться. В крупных городах вроде Москвы или Петербурга покупатели легче воспринимают рост цен — добавили миллион, и всё равно купили.

<p>Вадим Ставной</p><p>Вадим Ставной</p>

А в регионах, особенно небольших, вроде Читы, Улан-Удэ или Бурятии, таких денег у большинства просто нет. Люди не смогут позволить себе автомобили, которые раньше были доступны. В результате предложение сузится, выбор станет меньше, и цены в отдаленных регионах могут даже вырасти сильнее, чем в столицах.

Вадим Ставной

директор «ТопКарИмпорт»
ПО ТЕМЕ
Лайк
TYPE_LIKE0
Смех
TYPE_HAPPY0
Удивление
TYPE_SURPRISED0
Гнев
TYPE_ANGRY1
Печаль
TYPE_SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
4
Гость
ТОП 5
Рекомендуем

На информационном ресурсе применяются cookie-файлы . Оставаясь на сайте, вы подтверждаете свое согласие на их использование.