
Светлана Куздра больше 15 лет создает витражи и декор из стекла
Светлане Куздре 37 лет. Сразу после школы она начала осваивать не самую распространенную профессию витражиста. В итоге создает изделия из стекла: от подсвечников, декора и абажуров до масштабных «полотен» — витражей. Работы Светланы в том числе украшают Главный храм Вооруженных сил России в подмосковной Кубинке. Корреспондент NGS.RU поговорил с витражисткой о выборе профессии, доходах и тру-крайм-подкастах как способе расслабиться.
Витраж — декоративное изделие из цветного стекла, собранное в единую композицию с помощью металлической основы (чаще всего свинцовой или медной пайки). Витражи используются в окнах, дверях и перегородках, где свет проходит сквозь стекло и создает яркую игру цвета и формы. В отличие от мозаики, где элементы выкладывают на сплошную поверхность и они могут быть из разных материалов (камень, керамика), витраж — это всегда работа со светом, где каждый кусочек стекла пропускает или преломляет проходящие сквозь него лучи, создавая эффектную картину.
Тру-крайм-подкасты — это рассказы о преступлениях, истории об изощренных убийствах.
«Училась в процессе работы»

Освоить ремесло витражиста Светлане предложила подруга
Светлана создает уникальные изделия из стекла. У нее редкая профессия — витражист. Это ремесло она, как призналась сама, освоила случайно.
Светлана окончила школу в городе Оби, неподалеку от аэропорта Толмачево. Многие из тех, кто живет рядом, стремятся попасть в авиационную сферу — попробовала и Светлана, решив стать стюардессой.
— Я прошла медкомиссию, меня записали. Должно было набраться какое-то количество человек, не набрались, и обучение перенесли на полгода. Но работать-то надо. И в этот момент подруга позвала в витражную мастерскую: «Приходи, попробуешь», — рассказывает Светлана. — Там работали ее мама и она сама когда-то. Я пришла, говорю: «Ничего не умею», я даже приблизительно не знала, что там происходит. Но интересно, весело, опять же, какие-то знакомые. Меня взяли. И я училась там прямо в процессе работы.
Светлана хотела стать стюардессой, но в итоге создает шедевры из стекла
Так, в 19 лет Светлана начала изучать технику создания из стекла шедевров. С 2007 года она работала в мастерских, на знаменитом заводе «Экран», потом уехала в Москву, где продолжила оттачивать навыки. Там она провела 6 лет, с 2014 по 2020 год, там же родила сына. После декрета, в 2019 году, Светлана вновь стала искать работу по специальности.
«Посмотрела на витражи, и слеза потекла»



— Витражист — профессия узкая. Витражи уже не так популярны, как в нулевых годах. Тогда это было модно, много их ставили, — рассказывает художница. — В Москве я наткнулась на объявление, что требуется витражист. Отправила резюме, мне не ответили, и я начала звонить им сама. Пригласили. Оказалось, что специалиста ищет Академия акварели и изящных искусств Сергея Андрияки, как раз в проект для храма Вооруженных сил — они выиграли тендер на изготовление витражей.
Для создания витражей в подмосковном храме набрали команду специалистов примерно из 20 человек. Объем работы был внушительный — предстояло создать около 1,5 тысячи квадратных метров стеклянных полотен.
Процесс создания витража начинается с эскиза, затем стекло вырезают по шаблонам, обрабатывают и каждый элемент соединяют с другими с помощью металлической оправы. В традиционной технике — свинцовой — применяется H-образный профиль, а в более современной технике Тиффани — тонкая медная лента и пайка.
В течение полугода Светлана с коллегами создавали уникальный декор, и к концу 2019 года завершили проект. К моменту открытия храма Светлана вернулась в Новосибирск, где вновь пошла работать на витражное производство. Плоды своих трудов она впервые увидела летом 2025 года.

Свою работу после установки Светлана смогла оценить только летом 2025 года

Светлана считает витражи для храма одним из главных проектов в жизни
— Я там побывала в первый раз буквально две недели назад — ну это, конечно, мощное ощущение. Зашла в этот зал, посмотрела на витражи, и скупая слеза потекла. Все ходят, смотрят, восхищаются, а ты знаешь, что это — твое, твоими ручками создано. Рядом идут две женщины и, видимо, гид с ними. И он рассказывает, что на потолке настоящие витражи, это не разрисовано, не напечатано. И я стою, думаю: «Это я делала!» Приятно, — рассказывает Светлана.
На территории храма установлены таблички, где перечислены все строители, монтажники — профессионалы из разных отраслей, которые приложили руку к возведению храма. Среди них и Светлана. Витражист относится к своему творению философски: ее уже не будет на этом свете, а оно останется.
«Не хочу танцевать с паяльником перед камерой»

Светлана работает по индивидуальным заказам
В 2020 году Светлана вернулась в Новосибирск и по прежним профессиональным связям нашла работу. Через несколько лет решила, что пора попробовать свои силы, работая по индивидуальным заказам, а также предлагать авторские изделия. В 2024 году в соцсетях она стала рассказывать о своих витражах.
— С удивлением обнаружила, что людям интересны витражи. Уже столько лет ими занимаюсь, глаз замылен, и я их проще воспринимаю: это просто стекляшки, — признаётся Светлана. — Я начала рассказывать об этом в соцсетях, что-то выкладывать, показывать. И люди восхищаются, спрашивают: «А можно купить, заказать?» К Новому году у меня уже было столько работы, что и основную, и свои заказы я не могла одна тащить. И основная работа осталась за бортом, я ушла в свободное плавание: только в творчество.






Создание изделий из стекла — единственный заработок Светланы. У нее есть семилетний сын, но она арендует комнату на производстве, где раньше работала. Сама ищет и заказывает материалы. Одним клиентам нравятся готовые изделия, другие просят сделать что-то индивидуальное.
— Материалы для витражей стоят дорого: стекло, олово. Плюс оборудование. Это всё очень недешево. Лист стекла в среднем — около 8 тысяч, — поясняет мастер. — И, например, подсвечник маленький под свечу-таблетку стоит [в итоге] 2,5 тысячи рублей.

Работа травмоопасная: можно порезаться стеклом или обжечься паяльником
По словам Светланы, работа мастера-витражиста сезонная. К Новому году, праздникам заказы идут нескончаемым потоком, а летом затишье. Но заработанных денег хватает, чтобы пройти межсезонье, хотя доходы, признает художница, не космические. Но тут же добавляет: если всерьез взяться за продвижение и рекламу, то уровень дохода можно поднять.
— Я знаю, что многие мастера делают в соцсетях рилсы, видео, активные рекламы, устраивают сотрудничество — можно, конечно, там хорошо заработать. Я ленивая, всё это не люблю. Я мастер, а не рекламщик, не хочу танцевать с паяльником перед камерой, — говорит она. — Если буду танцевать, перестану работать — это очень сложно совмещать. У меня, наверное, по минимальной планке, от 60 тысяч рублей в месяц [получается] в таком неторопливом ритме. А под Новый год, в сезон, и больше 100 тысяч рублей можно заработать. Если не стесняться в ценниках, можно и дальше уйти, а я стеснительная.
Травмоопасная работа

Чтобы зарабатывать больше, нужно продвигать свой маленький бизнес

Но Светлана сосредоточена на создании уникальных изделий и не гонится за пиаром
Рассуждая о продвижении в соцсетях, Светлана смеется и замечает: когда мастера-витражисты снимают видео, процесс выглядит изящно, героини с макияжем и в стильных нарядах. Но в жизни всё иначе.
— Я так не паяю в жизни-то, даже в этом фартуке не сижу — он у меня на выход, — со смехом поясняет она. — Иногда смотрю рилс, а там сидит девушка в белой рубашке с распущенными волосами, паяльничком аккуратненько выводит. Я думаю: «Милая, сколько ты сожгла себе волос, пока все они на паяльник падали?» Но молодцы, прикольно, что снимают.

Во время работы Светлана слушает тру-крайм-подкасты
В среднем на изготовление, допустим, подсвечника, уходит несколько часов. Для стандартных изделий процесс уже отработан, но нельзя расслабляться: работа травмоопасная. Можно порезаться стеклом, обжечься паяльником — у Светланы, по ее словам, буквально изрезаны все пальцы. Иногда при обработке изделий специальным химическим составом его капли попадают в порезы, и это очень неприятно.
География заказов обширная. Основные запросы приходят из Центральной России (больше всего покупателей из Москвы и Петербурга), ближнего зарубежья и даже из Европы.

На создание небольшого изделия уходит несколько часов
Сын интересуется ремеслом мамы. Иногда проводит с ней время в мастерской и говорит, что тоже станет витражистом. При этом у Светланы своеобразный способ создать спокойную рабочую атмосферу.
— Только не в тишине, потому что я сразу унываю. Иногда музыка под настроение. А в основном у меня тут крутятся тру-крайм-подкасты. Обычно что-нибудь режу, паяю, и у меня там: «Наталью нашли на пустыре. Без ног». Очень умиротворяет, — смеется она. — Дома собака слушает тру-крайм-подкасты: пес тревожный и, когда дома никого нет, нервничает. А подкаст тарабанит что-нибудь, и он спокойно сидит, не лает.





