2023 год был далеко не идеальным, даже рассматривая его на уровне жизни в регионе. Собрали в этом тексте самые громкие провалы прошлого года — людям приходилось жить без воды, по потолок в воде и без автобусов на остановках.
Летние наводнения
Летом 2023 года Приморье оказалось под водой: край затопило из-за тайфунов и сильных дождей.
Первые предупреждения о шторме появлялись в начале июня, тогда синоптики обещали ветер на побережьях с порывами до 23 метров в секунду с осадками до 49 миллиметров за 12 часов.
Дожди в начале лета — не самая типичная для Приморья погода, обычно в это время в регионе туманно и влажно. Тем не менее синоптики тогда заверили корреспондента VLADIVOSTOK1.RU: ситуация не выходит за рамки нормы, а в сильных дождях виноваты циклонические вихри, зависавшие тогда над Китаем.
Первой жертвой погоды, о которой мы рассказали, стал большегруз. Контейнер фуры сдуло ветром на Золотом мосту на находившуюся рядом легковушку, из-за ДТП перекрыло две полосы движения. В тот же день автомобили начали массово уходить под воду.
Власти ввели в крае режим повышенной готовности, а мэр Владивостока Константин Шестаков попросил работодателей перевести сотрудников на удаленку. К тому моменту за несколько дней в городе выпало больше половины месячной нормы осадков.
К 9 июня, спустя два дня после объявления шторма, отключилась ТЭЦ-2, часть Владивостока осталась без света, а свежеотремонтированную дорогу смыло ливнем. В тот же день во Владивостоке ввели режим ЧС. На следующие сутки губернатор Приморья Олег Кожемяко выделил городу 200 миллионов рублей на устранение последствий шторма.
Еще одна угроза шторма появилась уже 4 июля. Приморье снова ушло под воду — дороги затопило в пяти муниципалитетах края, населенные пункты отрезало водой, сотрудники МЧС перевозили людей на лодках.
В начале августа в край пришел очередной тайфун Khanun. 20 иностранных судов попросили убежища от стихии в бухтах Приморья, дороги пострадали в 12 районах края, смыло даже трассу до Китая.
Тогда в большой луже утонула женщина, она стала первой жертвой летних наводнений. После погибли два мальчика 10 и 12 лет — их затянуло в трубу. К 15 августа водой от большой земли отрезало 30 поселков, режим ЧС ввели на всей территории Приморья.
К 17 августа жителям края пообещали еще один шторм — LAN. В тот же день жители Уссурийска, который больше всего пострадал от осадков, высказали недовольство на встрече с мэром города и губернатором по поводу выплат пострадавшим.
Из-за дождей на недостроенной дамбе подмыло грунт, после чего микрорайон города Семь Ветров ушел под воду. Затопило пять многоквартирных домов до второго этажа. Прокуратура по результатам проверки сообщила, что причиной стала халатность в работе подрядчика, который дамбу возводил и не успел закончить ее в срок. По мнению недовольных, 150 тысяч не хватит, чтобы покрыть нанесенный стихией ущерб.
Количество погибших в наводнениях выросло до четырех: 16 августа мужчина утонул под Уссурийском. Жители города продолжали шокировать кадрами затопленных квартир.
Тогда на Приморье обратил внимание Владимир Путин. Он потребовал, чтобы Кожемяко написал запрос об оказании финансовой помощи пострадавшим. В начале сентября, чтобы проверить ход ликвидации последствий ЧС, в Приморье приехал полпред президента на Дальнем Востоке Юрий Трутнев.
К концу августа глава гидрометцентра Приморья Борис Кубай назвал количество выпавших осадков «историческим максимумом». Их выпало 14 591 миллиметр, эта цифра больше показателей 2019 года на 5030 миллиметров и превышает исторический максимум за 1936 год.
Жизнь без воды и отопления
Если летом вода в домах приморцев лилась из всех щелей, то ближе к отопительному сезону приморцам пришлось запасать бутылки и тазики, так как горячая, а местами и холодная вода, пропала из-за ремонта теплосетей.
Первые сообщения о ремонте теплотрасс начали появляться в конце сентября. В большинстве районов отопительный сезон должен был стартовать 15 октября.
Крики о помощи жителей Владивостока начали появляться в интернете с начала осени. Жители домов на улице Баляева остались без воды и отопления на три месяца, а дом на улице 50 лет ВЛСКМ, наоборот, затопило кипятком.
При подключении тепла в ноябре на трубах произошло 30 порывов, об этом сообщали в администрации Владивостока. Проблемы возникли не только в региональном центре, но и в муниципалитетах.
Летом гидравлические испытания шли из рук вон плохо, практически во всех районах подачу горячего водоснабжения постоянно переносили. VLADIVOSTOK1.RU говорил с горожанами, которые остались без горячей воды в самом начале лета и рассказывали о «жизни в тазиках» сами. В комментариях в официальном Telegram-канале губернатора под каждым постом были обращения жителей «пустить погреться» и «включить отопление».
Тарас Фищук, вице-мэр Владивостока, в эфире «Радио России. Приморье» рассказал о причинах задержки отопительного сезона в 2023 году. На вопрос, можно ли было выстроить работу таким образом, чтобы ремонт закончился раньше, вице-мэр ответил: «Нет ничего идеального».
По его словам, проблемы связаны с большим объемом проведения работ, в этом году ремонту подлежит более 20 километров сетей. Также одной из проблем Фищук назвал задержку поставок и отсутствие персонала.
В декабре прокуратура Находки завела уголовное дело: слишком много порывов на городских трубах случилось за время отопительного сезона.
Из Владивостока в Читу на самолете за два дня
Пассажирам октябрьского рейса из Владивостока в Читу потребовалось два дня, чтобы попасть в Забайкалье. Полет, который должен был занять чуть больше 3 часов, сильно затянулся.
Причиной стали несколько инцидентов. Началось всё с того, что 80 пассажиров самолета Sukhoi Superjet, вылетевшего по расписанию из Приморья, почувствовали удар. Как потом рассказали пассажирам, дело было в поломке двигателя — самолет вернулся в аэропорт отправления.
Вылететь из аэропорта второй раз пассажиры не могли более суток: время постоянно переносили, а запасной борт тоже оказался неисправен.
— У второго самолета, который прилетел на замену, полетел подшипник. Его чинят. Уже сутки приходят сообщения от авиакомпании, обещают вылет то на 03:30, то на 06:00, теперь на 09:00, — рассказала тогда одна из пассажирок.
После того как пассажиров наконец пустили на еще один борт, он не смог взлететь с первого раза.
— Отъехали и заглохли. Снова подкатили на место. Объявили, что нужно перезагрузить систему. Теперь вроде завели. Тут многие в страшном психозе, девчонки плачут. Человек 10 сошли, теперь должны отсортировать багаж и отдать его им. Только что командир корабля объявил, что система в норме, — рассказывал пассажир корреспонденту «Чита.Ру».
Самолет взлетел, но проблемы на этом не закончились. Спустя время пассажиры сели в Хабаровске. Тогда экипаж сказал, что это было требование авиакомпании. Посадкой не в пункте назначения заинтересовались следователи, причиной могла стать ошибка в гидросистеме правого двигателя самолета. Людям пришлось ночевать в Хабаровске, чтобы вылететь в Читу уже на следующий день.
В читинском аэропорту Кадала самолет вместе с пассажирами оказался 16 октября в 07:43 — на двое суток позже, чем должен был.
Авиаэксперт в разговоре с нашими коллегами из «Чита.Ру» подтвердил, что из-за санкций, появившихся после начала СВО, были прерваны связи с разработчиками двигателей, что стало проблемой для российской авиации.
Нехватка автобусов и толпы на остановках
К началу учебного года ДВФУ оказалось, что автобусов до Русского острова, чтобы доехать до университета, хватает не всем студентам. Учащиеся публиковали видео с толпами студентов на островных остановках и пытались добиться от администрации города решения проблемы.
В администрации Владивостока переполненность объяснили утренними и вечерними пробками, от чего страдает весь город, а не только студенты ДВФУ.
Количество автобусов до Русского острова не менялось: их не становилось меньше, но и добавить автобусов на маршруты пока невозможно, сообщали в администрации города корреспонденту VLADIVOSTOK1.RU.
Проблема не решилась, и студенты продолжили возмущаться. Тогда власти сообщили, что вопросы транспортного обслуживания до острова Русского и обратно студентов и сотрудников ДВФУ находятся под постоянным контролем администрации Владивостока.
— Ведется ежедневный мониторинг работы автобусов и их наполняемости. В среднем в часы пик рейсовые автобусы (до ДВФУ и обратно. — Прим. ред.) идут каждые 5–7 минут. Также курсируют 3 шаттла. Усилен контроль за выпуском всех автобусов на маршруты, транспортные средства двигаются в полном составе, что в некоторой степени нормализовало ситуацию на большинстве маршрутов, — рассказывали корреспонденту VLADIVOSTOK1.RU в пресс-службе мэрии.
Согласно мониторингу специалистов городской администрации, больше всего пассажиров приходятся на утренние рейсы — с 07:20 до 08:45, когда студенты практически одновременно едут к первой паре, а также с 16:20 до 18:30, когда уезжают после занятий домой. В остальное время большинство автобусов идет с заполняемостью не более 50%.
Студенты ДВФУ с положением не согласны, в Telegram-канале «Шестаков Директ» многие пишут, что с каждым днем ситуация ухудшается. По их словам, в это время «мягко сказано, не протолкнуться», скорее места нет совсем. Некоторые отмечают, что даже людям с хорошим здоровьем иногда становится плохо и в душном автобусе они почти теряют сознание.
Для закупки новых автобусов власти направили заявку на получение казначейского кредита, которую одобрили в федеральных министерствах еще осенью.
Больше новостей, фотографий и видео с места событий — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и узнавайте всё самое интересное и важное из жизни региона первыми.