![](https://n1s1.hsmedia.ru/f3/d1/f3/f3d1f3842c3cd11cb3f4b124b310825b/656x369_1:5783_68b52e2bb06658995286247bc1ebcf57@3000x1687_0x7GEf9Kiq_8351665604293454343.jpg.webp)
Спасо-Преображенский храм в центре Владивостока, четвертый по масштабам в России, возводили 13 лет. Строительство постоянно переносилось из-за отсутствия конкретного источника финансирования. Но здание достроили, а осенью 2023 года освятили. Зимой 2024-го здесь прошла первая рождественская служба. Несмотря на то, что строительные работы еще не закончены, храм уже считается кафедральным — главным собором региона.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/fb/e9/87/fbe987128f31fafb21b4cf6bb00a3657/656x438_1:5783_a64137d6d555a0f995d31b0f8a7c7e5d@3000x2000_0xHyMcxczP_7488605455918142290.jpg.webp)
Внутри собор заставлен строительными лесами, на них художники из разных точек страны расписывают стены сюжетами Евангелия. План росписи такой — в храме не должно остаться белого места, «кроме косынок» (имеются в виду белые косынки прихожанок. — Прим. ред.), рассказывает главный художник. Работами занимается организация «Ковчег».
![](https://n1s1.hsmedia.ru/97/98/87/979887f34adcccf19d3956a6dc05aa47/656x438_1:5783_375dddbcf1c1c20376cbd30e81a11068@3000x2000_0x29TdCpAB_1773999493789521234.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/96/1d/e5/961de5ef26be6826e3bd8440dceedda8/656x438_1:5783_355064a985dcf57d9f59f1cf68ce9d1e@3000x2000_0xsJzFqLwV_5797234596433238558.jpg.webp)
Зураб Модебадзе — главный художник. Он работает над владивостокским собором уже год. Иконописец родом из Грузии, но сейчас живет и работает в Москве. Про Владивосток рассказывает, что город приятен — горы и темперамент владивостокцев напоминают ему о Тбилиси.
На вопрос о том, как Модебадзе оказался в профессии, он вспоминает историю из юности:
— Еще в коммунистический период, где-то в 80-е, в журнале «Огонек» напечатали росписи Васнецова. А «Огонек» тогда был самым качественным по типографии.
Именно на росписи Васнецова мы и опираемся в этом храме — это стиль модерн, а он практически его родоначальник. Васнецов, Нестеров, все они являются родоначальниками русского церковного модерна. Такого манерного, немножко сказочного и очень близкого именно славянскому пониманию. Так расписывают именно наши русские церкви, так не пишут греки или сербы, про других европейцев и речи нет.
Я увидел вот эти репродукции в журнале, и всё. Понял, что хочу так делать. Потом жизнь сложилась так, что я всё-таки стал расписывать храмы, несмотря на неразбериху девяностых. И вот я здесь.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/cc/03/46/cc03461bcf8c8ac4226410b20a18e992/656x438_1:5783_2565931ecc25cdac6d87747470456ce1@3000x2000_0xLJQMrWAG_7331543088123278926.jpg.webp)
Работают художники нестандартно — пространство расписывают снизу вверх, хотя обычно это делается наоборот. По словам Зураба, в этом нет догматического смысла. Так удобнее технически и финансово: храм уже открыт для всех желающих, поэтому в первую очередь оформляют самые важные места:
— Храм — это культовое пространство, его нельзя сравнить с другими. Это и учитывается при строительстве. У нас в бригаде есть мужчины и женщины — но, например в алтарь, за пределы иконостаса, после освящения нельзя заходить женщинам. Поэтому в первую очередь надо расписать, чтобы все работали спокойно, а потом уже освятить. Туда и не всем мужчинам можно зайти — нужно благословение от настоятеля, владыки.
Тем более будет внушительнее, если распишется сначала более видная часть, чем купол, например.
Второй вопрос — финансовый. Все работы оплачивают спонсоры, поэтому расписать весь храм разом нет возможности. Нашлись средства — сначала вот эту часть проработаем. И так потихоньку-потихоньку весь храм распишем.
На уже расписанные стены иконописцы потратили год. Закончить работу планируют еще через три года.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/67/93/5d/67935d75f5b44ddd043d4aaa60ec4198/656x438_1_2b5827dca23d133d698127387f82f56e@3000x2000_0xgUI48HO0_1210025320169397571.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/50/53/99/505399b93e733aa6d65859ff0c491f0d/656x438_1:5783_c4df7e342f3b3a2a0f69850632dba8bd@3000x2000_0xyve7MRVW_5495702395054050036.jpg.webp)
В оформлении художники опираются на санкт-петербургский Спас на Крови. Цвет и обработка сюжетов на стенах, роспись центральной части храма — всё это повторяют во Владивостоке. Отличие приморского храма в том, что его оформляют краской, а не мозаикой.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/12/6a/e4/126ae4da46b9d4f379f06511e8d539b9/656x438_1:5783_da523bf2f924a9475749211d478c1d75@3000x1999_0xxP9GBW8Y_0776909400464389820.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/8f/b3/fa/8fb3faad2047d422951b6d43db70ee74/656x438_1:5783_e9614bb143f5b0e975666ac58e1231eb@3000x2000_0xIp3JEp5n_6969370964061405195.jpg.webp)
В день, когда мы пришли в храм, на строительных лесах работал один из иконописцев — Олег Симоненко. Он приехал во Владивосток из Брянска, так далеко добрался впервые. В храме расписал уже четыре сюжета Евангелия. Попал в команду художник благодаря соцсетям:
— Во Владивосток меня пригласили. Я познакомился «ВКонтакте» с иконописицей Анной, она занимается орнаментами. У нас завязался диалог о работе, и она предложила мне приехать — я работаю как раз в стиле модерн, который используется в этом храме.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/3f/87/41/3f8741ae390921bab61fb48aca7a335a/656x438_1:5783_885d8a29cbd0d67c165cbcc31ae625af@3000x2000_0xZve1MQ7V_2050179690507601742.jpg.webp)
О краске, с которой работает, иконописец рассказывает со знанием дела и особой любовью:
— Каждый материал диктует художнику технику, в которой ему удобнее исполнить роспись. В росписи этого храма используется силикатная краска, под нее подготовлено специальное штукатурное покрытие. Такая краска любит чистоту и прозрачность слоев.
Здесь всё время используешь белизну стены, следишь за тем, чтобы краска где-то чуть-чуть просвечивала белый тон. Где-то его заглушаешь, а где-то, наоборот, позволяешь стене светиться. Это свечение сквозь тонкий слой краски дает особый эффект. Краска как бы звучит, горит, она смотрится насыщеннее.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/b1/68/b9/b168b9c5c7866a4bf946498bce79bd45/656x438_1:5783_324f9ace916e42de03d7b28d30427d17@3000x2000_0xFWD9TEeb_2266101858162192641.jpg.webp)
На роспись одного сюжета у художника уходит около семи дней.
— Вот этот сюжет — Рождество Пресвятой Богородицы — я уже пишу где-то неделю с небольшим. Планирую и очень хочу закончить сегодня. Чем дольше пишется сюжет, тем он сложнее исполняется.
Это психологический момент. С началом росписи художник тратит ресурс, который дан ему на время исполнения работы. Со временем он начинает его терять и остывать, а энергичность и бодрость важно сохранить, это ведь отражается на работе. И хочется всегда исполнять на одном дыхании, — делится Симоненко.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/78/7d/ae/787daeb1596192d188c2dc256ce96cb3/656x438_1:5783_61c3d0546c594a8da54b5a15b04ef8f6@3000x2000_0x6MMNuInH_3369685296801623549.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/d3/3f/94/d33f94214205c6e0072b6ac869078064/656x438_1:5783_d9f19dba501efc85f14d0c477f54ff9d@3000x2000_0xzuNCmDGv_0501737435202673332.jpg.webp)
Важна ли вера, если ты пишешь иконы? Этот вопрос Зураб Модебадзе называет краеугольным камнем: ему постоянно его задают. Ответ весьма однозначный:
— Если человек не верит, он не может писать. Я за всю свою жизнь не видел никого, кто был бы неверующий и писал иконы. Все, кто имел желание, будучи неверующим и отвергающим Бога, не могли подступиться к этому делу.
Художник и иконописец — это разные вещи абсолютно. Художник мирской ищет музу, он ищет вдохновение, смыслы. Мы ничего не ищем. Мы служим Богу, как солдат служит в армии. У него нет вдохновения. У него есть подъем, отбой и поставленная задача.
Даже если рассматривать какие-то единичные случаи, когда кто-то, будучи неверующим, засунулся в нашу сферу, это рассматривается как Иуда среди двенадцати апостолов. Даже там был Иуда. Подумаешь, у нас какой-то там грамотей выискался, который не верит и что-то там малюет.
Надо верить в то, что ты делаешь. Мы этому посвятили жизнь, всё, больше ничем другим заниматься не будем. Это уже смысл нашей жизни.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/c2/ef/12/c2ef12dcb080665c96d0604d3d68b067/656x438_1:5783_a2cbb6fd4a8e1bde107b2bf18a787128@3000x2000_0xUtdJGXQt_4191729035258765664.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/5c/04/77/5c0477b2d33134c78b9e91a868e6b42d/656x438_1:5783_a4bd3a0d28d5efcbfd862570f6fd327a@3000x2000_0xpfTQQhSS_3317532955336945064.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/0a/ce/f7/0acef7931e781de8bb0acd60458da97d/656x438_1_3c37b95b0c1ade2802a865deee8006f6@3000x2000_0xpcaKew6z_2041562387969392500.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/7c/a9/cd/7ca9cd933c49c10233522ab14188ac4b/656x438_1:5783_c68b1202172b7464ddcd75683df5274b@3000x2000_0x8BYZGrtG_5664083543345991079.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/73/09/b7/7309b721474a5d58e31d8b0a057ad4cd/656x438_1:5783_fa6ef95005ebed4f7c47643e7686d8bc@3000x2000_0x5MYNQ6nt_6475556396274480613.jpg.webp)
Больше новостей, фотографий и видео с места событий — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и узнавайте всё самое интересное и важное из жизни региона первыми.