Дина Волконская и Вера Фадюшина — многодетные матери из Приморья. Три года назад они встали в очередь за помощью от государства по новому краевому закону. Семьи имеют право на покупку достойного жилья за счет бюджета. Обе наши героини такой сертификат получили, но отказались его брать и теперь судятся с краевыми чиновниками. Почему? Выяснил корреспондент VLADIVOSTOK1.RU.
Дина
— Нервы уже на пределе, с марта я ничем не занимаюсь, кроме того, что бьюсь с чиновниками за то, что мне и так положено по закону, за то, что другие спокойно получили год назад, — говорит дрожащим голосом жительница Лесозаводска Дина Волковская.
Мать шестерых детей в 2020 году встала в очередь на жилье. Многодетным семьям, в которых есть ребенок-инвалид, помогает 426-й краевой закон. Дина должна получить сертификат на покупку жилья.
Три года назад краевые чиновники рассчитывали количество квадратных метров и стоимость по нормам, утвержденным Минстроем. Но в 2022-м депутаты приморского Заксобрания исправили краевой закон и серьезно сократили площадь жилья и его стоимость. В новой редакции многодетные семьи, которые воспитывают детей-инвалидов, приравняли к детям-сиротам.
— Я подала заявление в октябре 2020 года, тогда мне полагалось по 18 квадратов на каждого члена семьи (старший сын Дины не попал в программу по возрасту. — Прим. ред.). Получалось 108 квадратных метров, а стоимость одного квадрата составляла 88 тысяч рублей. Когда я пришла получать сертификат в марте 2023 года, мне выдали сумму почти в два раза меньше, и я просто отказалась ее принимать, — говорит Дина.
Она с семьей живет в съемной двухкомнатной квартире в Лесозаводске. Волконские имеют небольшой частный дом, который в 2021 году признали аварийным и непригодным для жилья. Дом утонул во время тайфунов, которые обрушились на регион летом и осенью.
Площадь этого дома краевые чиновники вычли из сертификата и вместо положенных 108 квадратов получился 71,6 квадратного метра, а стоимость самого метра жилья упала до 46 тысяч рублей.
— У моего ребенка синдром Дауна, нам необходимо постоянно проходить реабилитацию. Несколько раз в год мы ездим во Владивосток в центр «Альтус» (краевой центр восстановительной медицины и реабилитации. — Прим. ред.), проходим лечение. Кроме этого, нам надо постоянно наблюдаться у офтальмолога, кардиолога и кучи других специалистов. В Лесозаводске просто нет нормальной медицинской помощи, нет врачей. На этот сертификат я хочу купить какое-то жилье во Владивостоке и переехать, но на те деньги, которые мне в итоге предложили взять, уже не купишь даже комнату, — поделилась собеседница издания.
Поправки краевых парламентариев обязывают многодетных покупать жилье на территории района, в котором семья проживает. Получаешь сертификат в Лесозаводске — там же покупаешь квартиру.
— В краевом Министерстве труда и социальной защиты мне пояснили, что эта мера нужна для того, чтобы люди не начали массово переезжать во Владивосток. Нас просто взяли и прикрепили к территории как крепостных, — говорит Дина Волконская.
Женщина подала заявление в 2020 году, а поправки приняли в 2022-м. Закон обратной силы не имеет, поэтому многодетная мать должна получить сертификат по нормам, которые действовали в 2020-м. Отстаивать свои права женщина пошла в суд. Требования простые — сертификат должен быть на 108 квадратов, а не на 71, так как аварийный дом непригоден для проживания. Стоимость квадратного метра должна составлять 88 133 рубля, как это было на момент подачи заявления. В Ленинском районном суде Владивостока Дина проиграла, но не сдалась.
— Многие из тех, кто получил вот такие усеченные суммы, в итоге их взяли. Срок действия наших сертификатов истекает 10 декабря этого года. Нас пугали: «Не возьмете сейчас — вообще ничего не получите», и все согласились. Нас осталось несколько семей, кто отстаивает свои права, — рассказала Дина Волконская.
Дина и другие семьи подали коллективное обращение в прокуратуру Приморского края. Многодетные матери просят разобраться, почему краевые чиновники нарушают закон.
— Я не хочу плакаться, как тяжело быть многодетной матерью. Это мой выбор, и я люблю своих детей и свою жизнь. Не надо вытирать об нас ноги. Все остальные семьи, которые подавали заявление вместе с нами, получили сертификаты как положено, а на нас правительство решило сэкономить. Так нечестно, — поделилась собеседница издания.
Краевой закон, который помогает многодетным с детьми-инвалидами улучшить жилищные условия, действует с 2018 года. Дина Волконская рассказала VLADIVOSTOK1.RU, что раньше нельзя было потратить сертификат на первоначальный взнос по ипотеке, но с тех пор как суммы урезали вдвое — можно.
— Многие, я знаю, решились на ипотеку, потому что больше эти деньги просто некуда применить. На те сертификаты, которые выдают сейчас, нельзя купить квартиру даже в Лесозаводске. Мне 46 лет, я не представляю, как мне дадут ипотеку на 20 или 30 лет. Да и чем я буду платить? Если мы берем квартиру во Владивостоке, то каждый месяц мне придется отдавать более 50 тысяч рублей, — говорит собеседница издания.
Дина Волконская не получает пособий от государства. Мать ребенка-инвалида не сидит на пенсии по уходу, а работает. В Лесозаводске у нее небольшой магазин детских товаров. Дина — член партии «Единая Россия», занимается общественной и волонтерской работой. Она член попечительского совета детского социально-реабилитационного центра, возглавляет НКО, которое помогает детям-инвалидам, член совета «Матерей России», помогала на добровольных началах во время эпидемии ковида. Дину Волконскую награждал благодарственной грамотой губернатор Олег Кожемяко.
— Про нас пишут часто, что мы нарожали, а теперь хотим, чтобы всё для нас сделали. Обидно. Я об этой программе узнала во время мероприятия в приморской Мариинке, когда Кожемяко вышел на сцену и рассказал о том, что в крае будут помогать таким семьям, как мы. А получается, что одним помогли, а на других уже решили сэкономить, — говорит собеседница издания.
Вера
Вера Фадюшина — мать четверых детей. Шесть лет назад муж Веры умер. Сейчас она сама воспитывает троих детей, младший из которых, Никита, инвалид. Старший сын Алексей находится на СВО с первого дня.
— У нас, так же как у Дины, есть частный дом, который признан аварийным. Но мы там и живем. Если бы мой муж был жив, может, дом и не стал бы аварийным, но ремонтировать его сейчас просто некому. Сын — военный, а сейчас он вообще на СВО. Я не понимаю, как мой аварийный дом могли включить в сертификат, я просто не понимаю, — говорит Вера.
Вере должны были дать сертификат на 72 квадрата, но после всех вычетов от суммы остались жалкие 1 миллион 300 тысяч рублей.
— На эти деньги нельзя купить ничего даже в родном поселке Кировка. Мне и детям пришлось переехать в съемную квартиру, потому что наш дом уже нельзя было протопить. Мы три месяца уже снимаем, выкручиваюсь как могу, — поделилась собеседница издания.
Сын Веры Алексей — герой СВО, в октябре 2022 года был награжден орденом Мужества.
— Он был в отпуске в этом году, и я тихонько так его спросила: «Сынок, а за что тебе орден дали?» А он посмотрел на меня так и говорит: «Мам, ну зачем тебе это знать, не надо». И я больше у него даже не спрашиваю, — поделилась Фадюшина.
Вера рассказала, что в отличие от Дины, она не хочет переезжать во Владивосток. Женщина планирует вместе с детьми перебраться в Уссурийск или Большой Камень. Из этих городов проще добраться во Владивосток, чтобы лечить сына.
— Если мне дадут сертификат как положено, я смогу купить жилье, если нет, мы просто сгнием в этой хибаре. Я из последних сил снимаю квартиру, но это только на зиму. Как дальше будет, не знаю, — рассказала Вера Фадюшина.
По новому закону
В ноябре депутаты в очередной раз приняли поправки в закон, который помогает многодетным семьям с детьми-инвалидами. Сертификаты Дины и Веры продлили на 2024 год. Но что толку, говорят женщины, если на эти сертификаты и в этом году, и в следующем жилье не купить.
Депутат Законодательного собрания Приморского края от КПРФ Геннадий Шульга поднял вопрос в парламенте перед тем, как его коллеги в очередной раз проголосовали за поправки. По мнению депутата, с многодетными поступили несправедливо. Закон обратной силы не имеет, и это правило никто не может нарушать.
— Я не против того, как выглядит этот закон сейчас после поправок, я против его правоприменения. Выяснилось, что у нас закон может иметь обратную силу. Люди написали заявления в 2020-м, когда действовали постановления Минстроя. Пришли получать деньги в 2023-м, а им выдают в два раза меньше, потому что мы, видите ли, тут что-то поменяли уже, и на этом основании им тоже пересчитали. Так не должно быть, закон не имеет обратной силы, — рассказал VLADIVOSTOK.RU Геннадий Шульга.
Меньше 10 семей оказались в этой ситуации, говорит депутат. В бюджете есть деньги, чтобы рассчитаться как положено, но правительство и коллеги-депутаты уклоняются от этих обязанностей и пытаются навязать людям новые невыгодные расценки.
— Почему суд не встал на сторону людей, мне не понять. На мой взгляд, всё очевидно — правда на стороне многодетных. Сегодня Худченко (заместитель председателя правительства Приморского края, курирующий вопросы здравоохранения, труда и социальной политики. — Прим. ред.) сказала, что приняты поправки в сторону этих женщин, что действие сертификата не заканчивается, и приобрести жилье можно будет в следующем году. Но в этом нет большого смысла — людей суммы не устраивают, — поделился собеседник издания.
Крайние меры
За 8 месяцев этого года Дина и Вера прошли суды, общественные приемные и прокуратуру, побывали на личном приеме у губернатора.
— Мы хотим сказать спасибо уполномоченному в Приморье по правам человека Юрию Мельникову и Александру Батлуку, руководителю приморского отделения Всероссийской организации родителей детей-инвалидов. Эти люди и их команды действительно с нами работали, пытались решить проблему, юридически сопровождали. К сожалению, гораздо чаще мы натыкались на равнодушие и пренебрежение, — говорит Дина Волконская.
Женщины рассказали корреспонденту VLADIVOSTOK1.RU, что готовы пойти на крайние меры. Если вопрос не будет решен в их пользу, как и предписывает закон, многодетные матери соберут общественность и выступят в павильоне Приморья на выставке «Россия» в Москве на ВДНХ.