VLADIVOSTOK1
Погода

Сейчас+7°C

Сейчас в Владивостоке
Погода+7°

пасмурно, без осадков

ощущается как +3

6 м/c,

ю-в.

750мм 100%
Подробнее
0 Пробки
USD 81,13
EUR 95,10
Дороги и транспорт ВЭФ-2025 Путешествие к медведям и китам: удастся ли запустить первый в современной России круиз по Дальнему Востоку?

Путешествие к медведям и китам: удастся ли запустить первый в современной России круиз по Дальнему Востоку?

Об этом говорили на ВЭФ

Круизы могут возродить уже в следующем году | Источник: Елена Буйвол / VLADIVOSTOK1.RUКруизы могут возродить уже в следующем году | Источник: Елена Буйвол / VLADIVOSTOK1.RU

Круизы могут возродить уже в следующем году

Источник:

Елена Буйвол / VLADIVOSTOK1.RU

Круизный туризм на Дальнем Востоке не новое, а очень забытое старое. В советское время (с 60-х по 80-е) от Петропавловска до Владивостока курсировал теплоход. Круиз назывался «По морям и землям Дальнего Востока».

Идея возродить морские круизы обсуждается много лет. Так, в 2017 году ленты информагентств сообщили: «В Приморье будет свой круизный лайнер. Вновь возродятся морские круизы по побережью Дальнего Востока. Такое решение приняли врио губернатора Андрей Тарасенко и полпред президента в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев». С тех пор прошло 8 лет, а круиз так и не появился… Однако сейчас о запуске круизной линии заговорили снова как о деле решенном (кстати, среди спикеров опять Андрей Тарасенко, но уже в другом качестве — как руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта). Правительство уже приняло дорожную карту по реализации Концепции развития круизного туризма в Российской Федерации.

Предполагается, что круиз, который свяжет прибрежные регионы Дальнего Востока — Приморье, Сахалин, Курильские острова и Камчатку — будет выполняться на судне ледового класса. Его официально запустят через год на следующем ВЭФ. Причем это будет первый в современной истории полностью российский проект — с российской командой, под российским флагом и под управлением российской компании.

Однако подводных камней у этой красивой затеи более чем достаточно. Их в том числе обсудили 3 сентября на специальной сессии юбилейного, десятого Восточного экономического форума.

Представил проект Кирилл Шубский — председатель совета директоров АО «КС-Стратегический Альянс», компании-создателя круизной линии. Четыре года назад они запустили успешный круиз по Черному морю, который заходит в европейские порты, так что опыт есть. Но этот морской круизный продукт станет первым в стране.

Современное судно длиной 200 метров будет вмещать более 1400 пассажиров, театрально-концертную площадку, восемь баров и ресторанов, спа, фитнес-центр. Летом оно будет ходить по дальневосточным островам, а весной и осенью — заходить в Корею, Китай, возможно, и в порты Японии. Более 50% средств бюджета проекта компания рассчитывает получить по льготной ставке. Уже в сентябре организация планирует озвучить расписание дальневосточных круизов на 2026 год.

Начал сессию губернатор Приморья Олег Кожемяко, по совместительству председатель комиссии Государственного Совета РФ по направлению «Туризм», который рассказал о маршруте и заверил, что правительство края проработает меры поддержки для таких линий, но дальневосточные субъекты рассчитывают и на федеральные средства.

«Морской круиз — это комфортно, удобно и познавательно. Это путешествие вызывает большой интерес у туристов. За одну поездку, за три дня, увидеть красоты Курил, Камчатки и Приморья… Причем с баром, ресторанами, спа-зоной на борту! В современной России таких путешествий никогда не было! Нам нужно всю эту красоту правильно подать, в том числе нашим иностранным гостям…» — сказал Кожемяко.

В пробный круиз, по словам приморского губернатора, отправятся в мае 2026 года 150 детей со всей России из ансамбля с символичным названием «Белый пароход», которые будут давать концерты по всему маршруту.

Вторил приморскому губернатору и глава Камчатки Владимир Солодов. На вопрос «Нужен ли Дальнему Востоку круиз?» он ответил однозначно: «Нужен, достаточно посмотреть на карту».

«Во многие точки на побережье Дальнего Востока сейчас можно добраться только экспедицией, на вертолете, яхте, но позволить себе это могут единицы, — рассказал Солодов. — А 1200 человек — это много, это уже массовый туризм! Мы рады, что предприниматели взялись за эту задачу. Мы начали готовиться минимум 10 лет назад, построили морвокзал, аэропорт в Петропавловске… Я уверен, что нам будет не стыдно встречать туристов! На Камчатке есть природа, история, этническая составляющая и возможности для спа (термальные источники). Камчатка — это уникальное место, но труднодоступное, поездки сюда — это долго и дорого. А тут три региона в одном часовом поясе, за короткое время и доступные по цене».

К слову о цене (ее озвучил Кирилл Шубский): круиз будет стоить примерно 17 тысяч рублей в день на человека. Сейчас Дальний Восток с моря можно посмотреть лишь на экспедиционном судне, цена на такой круиз начинается от 9000 долларов, что большинству россиян, конечно, недоступно.

Первый заместитель министра туризма Сахалинской области Наталия Пахолкова согласна с главами Приморья и Камчатки: «Сахалин, как и все регионы Дальнего Востока, нужно смотреть с моря. На Дальнем Востоке есть всё: вулканы, черные и белые пески, уникальные острова — дикие и неведомые… Всё это нужно только хорошо и качественно упаковать, чтобы к нам захотели!»

А вот заместитель министра по развитию Дальнего Востока и Арктики Антон Басанский добавил ложку дегтя. Хотя начал тоже с меда — рассказал, что сейчас на Дальнем Востоке действует три преференциальных режима, в рамках которых реализуются сотни туристических проектов, в которые уже вложено 64 миллиарда рублей и еще 316 миллиардов рублей планируется потратить.

«Могли ли мы представить еще 10 лет назад, что мы будем на Дальнем Востоке обсуждать круизный туризм? — воскликнул Басанский. — Было не до этого!.. Сейчас перед нами стоит задача увеличить турпоток на Дальний Восток в три раза до 2030 года. Нам есть что показать, но нужно вкладывать, нужно действовать! Необходимо больше гостиниц, турмаршрутов… Есть определенные проблемы, которые нужно решить срочно!»

Замминистра их коротко перечислил: портовая инфраструктура, законодательство для въезда иностранцев по электронной визе, пропускная способность границ, обучение гидов, сувенирный бизнес — оказывается, с ним пока тоже проблема: «Турист поел, попил, посмотрел, погулял, но что он с собой привезет? Туристы должны уезжать без денег. Поэтому нужен развитый сувенирный бизнес».

Главное, о чем говорили абсолютно все участники сессии, — о готовности или, вернее, неготовности портовой и береговой инфраструктуры. Мало посадить туристов на судно и довезти их до Камчатки, нужно на берегу встретить одномоментно более тысячи человек, покормить, разместить, развлечь и обеспечить сувенирами. А вот это уже вызовы для регионов, о которых тоже говорили. Сошлись на том, что эти вызовы все готовы принять и «дорогу осилит идущий».

«Портовая инфраструктура на сегодняшнем маршруте нас устраивает, но на самих островах инфраструктуры недостаточно, начиная от элементарных биотуалетов», — отметил Кирилл Шубский.

По его словам, вызывает беспокойство и авиалогистика в пиковые летние периоды, ведь нужно будет доставить из западных регионов страны одномоментно сотни пассажиров. Также будут необходимы дополнительные рейсы из Китая, Вьетнама, Южной Кореи.

Отметил важность принимающей инфраструктуры и логистики и генеральный директор, председатель правления ПАО «Совкомфлот» Игорь Тонковидов, собственно, судовладелец: «Круиз — это не только море, это и авиационная логистика, и береговая сфера услуг. От того, сможет ли берег в течение суток или двух комфортно разместить 1000 человек, зависит успешность или неуспешность линии. Региональной исполнительной власти этим придется заниматься».

Обеспокоенность, смогут ли дальневосточные аэропорты одномоментно обслужить 1400 человек дополнительно к существующему пассажиропотоку, выразил заместитель генерального директора авиакомпании «Аврора» Олег Емец. Несмотря на то, что на Камчатке и Сахалине недавно закончилась реконструкция аэропортов, необходимо в день 14 дополнительных рейсов, при этом их обслуживание и встреча должны быть «легкими для туриста, бесшумными и беспроблемными». Иначе человек разочаруется в круизе ещёе до посадки на судно или смажет все впечатления на обратном пути.

«Мы ждем от нашего автопрома дополнительные воздушные суда. Также необходимо обучение сотрудников аэропортов… Кроме того, нужно обеспечить суда вертолетами экстренной эвакуации, которые смогут долго лететь над морем», — объяснил Олег Емец.

Вопрос тарифов на авиабилеты (а их нужно формировать уже сегодня, так как скоро стартует продажа круиза) пока открыт. Это могут быть чартерные пакеты, плоские тарифы или что-то еще. «Аврора» пока не знает, но надеется как-то договориться с Минтрансом.

Завершил сессию заместитель министра экономического развития Дмитрий Вахруков. Он уверен, что всё получится, базовая инфраструктура в целом создана, тонкие моменты есть, но каких-то огромных вложений не нужно.

«То, что люди смогут увидеть на Дальнем Востоке, они не смогут увидеть нигде в мире. Мы сможем привлечь за рубежом аудиторию с достаточно высоким чеком. Ключевой фактор успеха — это вовлеченность глав регионов. На Дальнем Востоке это есть. Проект имеет большое будущее», — подытожил министр.

Участники сессии договорились встретиться через год и обсудить, что получилось, а что нет.

ПО ТЕМЕ
Лайк
TYPE_LIKE0
Смех
TYPE_HAPPY0
Удивление
TYPE_SURPRISED0
Гнев
TYPE_ANGRY0
Печаль
TYPE_SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1
Гость
ТОП 5
Рекомендуем

На информационном ресурсе применяются cookie-файлы . Оставаясь на сайте, вы подтверждаете свое согласие на их использование.