Заказать автомобиль в Приморье — это как купить что-то в интернет-магазине. Товар видишь только по картинке и на полном доверии переводишь деньги продавцу. А дальше всегда игра в кота в мешке: либо твое авто придет быстро и в срок, либо заветную покупку приходится выбивать почти силой.
Так, в начале 2023 года несколько человек из разных городов России: Екатеринбурга, Пензы, Челябинска и других — заказали автомобили через приморскую компанию, и в конце лета машины должны были отправиться на автовозе к новым владельцам. Однако машины на сегодняшний день «гуляют» где-то по стране, а одна из них неожиданно спустя время оказалась во Владивостоке.
В редакцию VLADIVOSTOK1.RU обратилась одна из покупательниц, которая совместно с несколькими людьми пытается понять, почему машины всё еще не пришли, а их местоположение неизвестно. В конфликте замешаны три стороны: покупатели, перевозчик и дилер. И каждый из них ситуацию видит по-своему.
Разговор с покупателем
— Покупала авто для личного пользования, впервые, ни с одной компанией не сталкивалась до этого. Да и во внутренние процессы не углублялась — выбрала компанию по отзывам и советам, оставила предоплату и просто ждала, — поделилась девушка.
Автомобили, как и полагается, пришли в Россию, растаможились и поехали на погрузку.
— Машину передали на автовоз без права выбора доставки, нас это возмутило. Никто не спросил, как именно и какой компанией мы хотим, чтобы автомобили нам отправили. Но уверили, что с этим перевозчиком никогда не было проблем, и сотрудничество с ним длится годами. Ну а потом этот автовоз пропал, — продолжает покупательница.
Всего объединившихся пострадавших 7 человек, которых держат практически в неведении около двух месяцев. Какую-то информацию раскрывают, какую-то немного приукрашают, но свои автомобили они так и не получили.
— Мы уже устали биться обращениями в полицию и прокуратуру, все попытки поиска тщетны. В автомобили было вложено более 20 миллионов рублей со всех, а чистый ущерб, связанный со стоимостью, более 9 миллионов. Мы просто хотим вернуть свои машины, а нам не могут объяснить, куда пропал товар. Гражданин А., владелец транспортной компании ООО «Сенар», отказывается предоставлять сведения о нахождении автовоза, предостерегите своих подписчиков и других покупателей. Ведь, выбирая между компаниями, они могут выбрать их и столкнуться с такой же ужасной ситуацией, — рассказала пострадавшая сторона.
Разговор с компанией JapanAuto DV
— После того как сроки вышли, мы начали связываться с нашим перевозчиком, но толку от этого было мало, он с середины октября обещает прислать контакты водителей, фото машин, потом опять не берёт трубку и пропадает. Так длится до сих пор, где именно автомобили, сказать никто не может, — начал директор компании Данил Усов.
Машины отправляли в период с концы августа по начало сентября, примерно до 12-го числа. По признанию руководителя, с перевозчиком за несколько лет работы подобного не было, были мелкие задержки, но их всегда удавалось сгладить и отдать покупателям автомобили. Поэтому предложения клиентам о выборе перевозчика не было — дилер просто был в нем уверен.
Куда именно уехали автомобили и уехали ли вообще, Данилу Усову сказать сложно, так как маршрут передвижения составляет именно перевозчик, а логист компании лишь указывает конечный маршрут каждого из авто.
— А. просил поменять в договоре сроки доставки, изначально они были в рамках 20 дней, он предлагал их поменять на 30 дней. На что мы ответили, что 10 дней задержки, это не критично, с клиентами это всё решается без проблем, главное, их предупредить. Но сегодня машины идут уже больше 80 дней, и от того, что он просил на 10 дней продлить договор, ничего бы не поменялось. Всё равно уже почти в три раза сроки пропустил свои, — продолжает руководитель.
Один автомобиль найти удалось, по словам Усова, нашел он его во дворе отца директора компании-перевозчика, при этом сам А. машину сразу отдавать не хотел.
— Я поехал машины искать по Владивостоку, по всем транспортным компаниям, которые знал. Заезжал на стоянки, куда машины обычно привозили, а когда не нашел ничего, поехал к нему по прописке в Раздольное (на этот момент срок доставки по договору уже был с превышением. — Прим. ред). Во дворе ничего не было, но соседи сказали, что ниже живет его отец, и во дворе иногда стоит какая-то машина. Я приехал и увидел «Леворг», похожий на наш, а на улице увидел А. Буквально за день до этого он по телефону мне заявил, что машины вот-вот будут у клиентов. Именно этот, который я увидел во дворе, должен был, по словам А., 2 дня назад быть в Москве. А я его нашел в Раздольном, — рассказал директор.
А. признался, что автомобиль действительно тот, который предназначался для отправки только после сверки номера кузова. Машину получилось забрать, клиент отказался от участия полиции в этом вопросе, но о местоположении другого транспорта вопрос остается открытым.
— Я склонен предполагать, что машины просто стоят где-то во Владивостоке, и он выдумывает, говорит, что сейчас вернут их обратно, потому что я поднял шумиху. Я просил помощи через логистов, а те уже отправляли информацию о пропавших авто в транспортные компании. Он мне говорил, что якобы сейчас водители боятся их вести в Центральную Россию, хотя недавно они уже были за четыре или пять тысяч километров от Владивостока. А теперь разворачиваются обратно. Но, я думаю, если он их не продал, то просто сейчас своим ходом или автовозом за какие-то небольшие деньги доставит до Хабаровска, а потом скажет клиентам забирайте машины оттуда. Но это неважно, я в любой город сам доберусь и сам лично буду забирать авто. Чтобы уже нормально отправить клиентам, — заключил Данил Усов.
Разговор с директором транспортной компании ООО «Сенар» — А.
— Я всю ситуацию объяснил каждому покупателю изначально. Дело в том, что в августе 2023 года я и мой напарник попали в серьезное ДТП, около шести дней я пролежал в коме, и потом было долгое восстановление. Я не ходил — ноги были переломаны, перенес операцию. При этом предупреждал о возможных задержках и просил увеличить срок доставки в договорах. Но мне сказали: «Не надо, всё нормально». Я понимал, что автомобилей много было в то время, а мое состояние было сложно назвать трудоспособным, — рассказал А.
По словам руководителя транспортной компании (ТК), когда машины уже отправились и были достаточно далеко от Приморья, начались их поиски. И это стало поворотным моментом в истории — водители автовозов из-за страха перед неприятностями отказались везти машины, которые «в розыске», дальше по маршруту.
— Машины встали в Иркутске, потом вот эта паника вся пошла. Он (директор компании JapanAuto DV. — Прим. ред.) начал искать автомобили и поднял на уши всех, он считает, что я их мог продать или где-то спрятать, но я честно выполнял свою работу много лет, раньше ко мне претензий не было. Да, получилась такая ситуация, где я остался крайним. Я не мошенник, у меня нормальная семья, он знает мою семью, мы нормальные люди. Водители боятся ехать, понимаете, когда едет дядька 60 лет и его останавливает сотрудник полиции, а машина в розыске. Снимут машину, задержат до выяснения обстоятельств. Ну кому это надо? — продолжил руководитель.
А., так же как и другие участники конфликта, отметил, что, несмотря на его просьбы изменить сроки поставки, клиентам не предложили самим принять решение по транспортной компании. Так как у него не бывает номеров телефонов клиентов на стадии погрузки, предупредить их о возможных срывах не получилось. Однако дальше он связь с ними держал и всегда отвечал на заданные вопросы.
— Я не бегаю ни от кого, получается, что виновник в этой ситуации только я, и все вопросы только ко мне. Но у меня были обстоятельства, на которые можно было бы обратить внимание и вовсе не допустить этой ситуации. Я понимаю состояние покупателей, машины дорогие и неважно, сколько они за них отдали денег, стыдно, что так вообще произошло. Я предполагал, что автовозы будут перегружаться, так и вышло, я говорил о возможных задержках, но меня не послушали. Я ему говорил, что отправил с перегрузом, потому что не было прямых рейсов по тем адресам. Но в мою сторону уже наговорили всего, сказали, что я похитил машины, и я мошенник, — отметил А.
На вопрос, почему один автомобиль всё же оказался во Владивостоке, А. ответил, что Данил искал автомобили во Владивостоке, потом приехал за одним и попросил вернуть все остальные.
— Сказал мне, вот когда приезжал за одним, что надо все машины, и чтобы были либо там, либо здесь. Я ответил, что хорошо, они сейчас стоят на нейтральной территории, но дальше их никто не повезет, потому что боятся, — заключил А.
Итоги
На момент публикации текста был найден еще один автомобиль.
— «Хендай-Сантафе» и «Фит» клиенты, по словам А., могли забрать сегодня (27.11. — Прим. Ред.) из Хабаровска. Но «Сантафе» я нашел в Раздольном, там же, где и первый авто. Я ехал с Владивостока в Находку, решил заехать сюда еще раз, а на встречу мне ехал потерянный автомобиль. За рулем был А. и пробег увеличился на 4,5 тысячи. Я вызвал полицию и зафиксировал всё на видео, — рассказал Усов.
Мнения
Специалисты отмечают, что история с автовозами почти всегда одинаковая — в сроки они никогда не укладываются. Если говорят «привезем за месяц», можно смело рассчитывать на полтора, а то и на два. Конечно, в основном зависит от того, куда машина направляется. Из наиболее частых «сложностей» называют нехватку места на автовозе, нестандартные габариты машины, отсутствие свободных автовозов или водителей. Задержки по погодным условиям обычно в расчет не берут.
По конструкции и способу размещения груза автовозы бывают разные, но в России все они работают в строгих габаритных ограничениях: общая длина не должна превышать 20 метров, а высота — 4 метров.
— В Приморье машины пропадали неоднократно. Действительно, можно две-три недели сидеть и не знать, где авто, если работать через частника, допустим, автовозчика, то он может просто трубки не брать, поменять SIM-карту или выключить телефон, чтобы его не доставали. Наши машины всегда доезжали, но бывало, что сроки были сильно нарушены, при этом часто они не выполняют условия договора, например касающиеся неустойки, — рассказал менеджер компании Kochiba Роман.
«Потерянные» авто, которые люди по всей России ждут по 3–4 месяца, чаще всего находятся на определенных стоянках — точках перегрузки автовозов. Они никогда не едут напрямую из Приморья, а «пересаживаются» на другие тягачи в Иркутске и Новосибирске. Там машина может стоять неопределенное количество времени, прежде чем отправиться в конечную точку.
Бывали и случаи, когда машины просто не выезжали из Приморья, при этом перевозчик либо уже отдал информацию по отправке, либо просто не выходил на связь. Дилеры признаются, что в таких случаях лучший выход — идти искать машины по всем стоянкам в буквальном смысле. Самое страшное для клиента, если автомобиль уже продали, что тоже вполне реально.
— Сталкивался на практике с исками и к дилерам, и к транспортным компаниям, когда машины не могли найти по полгода и больше, а потом находили их на продаже от частника. Один раз клиент даже купил именно то авто, которое сам же и заказывал из Японии, а потом оно пропало. Мы тогда около года искали концы, судились, но никаких результатов. В итоге они снова накопили денег и купили машину у частника, а это оказалась та самая. Детали не раскрою, но скажу, что это вполне рабочая схема в Приморье, в таких случаях дорога только в суд, хотя большинство всё еще привыкли решать вопрос между собой. Наверное, потому что не хотят тратить так много времени, — рассказал юрист Евгений Шоль.
Бывает так, что перевозчики набирают столько автомобилей, что просто не могут отправить в срок, и тут просто надо подождать, но часто конфликт возникает из-за отсутствия информирования. Клиент заплатил деньги, он имеет право знать о передвижении его покупки. Правда, это не всегда освещают.
— Вполне реально оставить автомобиль на стоянке во Владивостоке у перевозчика, а чуть позже найти его на стоянке в Уссурийске без каких-либо объяснений. Нормальная транспортная компания всегда остается на связи, даже если у них задержки. Зачастую они предупреждают через время, что машина еще не отправлена и будет стоять. Тут уже надо обсудить с клиентом, как действовать: забирать и искать другой автовоз или ждать, если сроки более-менее конкретны. Случаи за многолетнюю практику были разные, поэтому обращать внимание при подборе посредника стоит на любые детали и не бояться обращаться за помощью к профессионалам, — заключил коммерческий директор «Сенат Карс» Максим Коньшин».
Стандартная схема покупки авто в Японии
• подбор нужного варианта на аукционе;
• оплата за авто и отправку (часть суммы);
• долгое ожидание;
• оплата остальной части уже по прибытии авто в Россию;
• выбор способа доставки (автовоз, поезд, своим ходом, контейнер);
• оформление договора, машина отправляется на стоянку к перевозчику;
• отправка, перегрузка в Центральной России;
• получение автомобиля.
Больше новостей, фотографий и видео с места событий — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и узнавайте всё самое интересное и важное из жизни региона первыми.