Тридцать восемь педагогов добровольно сдали единый государственный экзамен (ЕГЭ) в Приморье в 2023 году. Шесть учителей из них получили за экзамен 100 баллов и прибавку к зарплате в размере 10 000 рублей. Но они признаются: деньги были не главным в этой авантюре, такой метод лучше позволяет понять учеников, обновить данные об экзамене и вообще «побывать в шкуре своего ученика».
Аттестация проходила по четырем предметам: математика, физика, химия и биология. Учителя могли сдать ведущий предмет в основной день — 27 июля, а также 11 августа — в дополнительный.
Приморские педагоги с нового учебного года будут получать прибавку к зарплате за успешно сданный ЕГЭ по своему предмету: 10 тысяч рублей ежемесячно в течение года будут доплачивать, если учитель добровольно сдаст экзамен и наберет за тест 100 баллов.
Нелли Канурина — учитель математики. Одна из стобальников, работает во Владивостоке в школе № 70 более 30 лет и считает, что любому посильна эта наука, главное — всегда тренироваться решать примеры и правильно морально готовиться к экзамену.
— Какие в вашем арсенале методы в подготовке учеников к ЕГЭ и ГИА?
— Я работаю в школе уже 36 лет, застала ЕГЭ еще в пробном периоде, когда ребенку при сдаче экзамена на двойку, добавляли один балл. Я всегда говорю детям, что каждый урок — это и есть подготовка к ЕГЭ или ОГЭ. В математике нет таких тем, которые бы не использовались при решении задач из государственной итоговой аттестации (ГИА). Это такая наука, которую нужно просто нарешаться, потому что мозг можно сравнить с мышцей, которая нуждается в постоянных тренировках.
— Как мотивировать ученика на такие постоянные тренировки?
— Мотивация учеников — это очень разносторонний процесс, который зависит не только от школы и учителя, но и, наверное, в большей степени от родителей. В семье должно сложиться такое отношение, которое поможет ребенку определиться, зачем он учится, и создать именно мотив для изучения предметов.
Это касается не только математики. Если родители говорят ребенку: «Да ты только сдай порог, а дальше мы заплатим за обучение», то, конечно, никакие слова учителя, никакие методы к достижению более высоких целей в изучении предмета не будут играть роли.
— Являетесь ли вы сторонником нестандартных решений в математике? Возможно ли, что нестандартное решение, но правильный ответ не позволят получить балл на ЕГЭ?
— Нестандартный подход, наверное, правильно. Всегда показываю на уроках несколько способов решения, и, по моему мнению, если ребенок может показать еще свой способ решения, которые не относятся к стандартам, — это достижение учителя. Конечно, не все дети способны к творческому решению заданий, но если ребенок показывает такую способность на ЕГЭ, это, на самом деле, здорово.
Я много лет являюсь экспертом предметной комиссии ЕГЭ и ОГЭ. Задача эксперта: проверить решение на математическую грамотность. Поэтому нестандартное решение при отсутствии математических ошибок не может быть причиной снижения баллов. Существуют жесткие критерии, в которых сказано по достижении каких этапов решения ребенок получает определенное количество баллов. Путь этого решения никак не оговорен, только есть какие-то ключевые точки, которые должны соблюдаться.
— Вам было легко пройти экзамен или стресс всё же присутствовал? И что это привнесло в работу?
— Пошла решать ЕГЭ для учителей не в первую волну, к экзамену готовилась. Просто вот стало интересно, как проходит сам процесс. Адреналин присутствовал. Стрессовая ситуация была, когда осталось всего одно задание — самое сложное.
Я и детям тоже рекомендую, чтобы было побольше баллов, нужно пропускать задания, которые кажутся сложными, чтобы потом вернуться к ним после решения знакомых задач, в которых они уверены. Когда дошла очередь до задачи по стереометрии, я увидела, что у меня довольно-таки немного времени осталось, а я допустила ошибку вычислительную. Понимаю, что у меня по логике неправильный получается ответ. У меня, честно говоря, случился прямо срыв.
То есть ситуация, конечно, нестандартная, когда вышла после решения заданий, состояние было психологическое некомфортное. Но в то же время я понимаю, что ребята, которые сдают ЕГЭ, все-таки намного моложе, а у большинства из них нервная система покрепче, не так изношена, как у учителя с многолетним стажем.
Поэтому очень важно, чтобы ребенок перед экзаменом был отдохнувшим, во время подготовки обязательно соблюдал режим дня, то есть у него должен быть полноценный отдых. Не стоит перегружать ребенка учебой. Всё должно быть в разумных пределах. И если есть необходимость, если родители видят, что ребенок очень волнительно воспринимает процесс, то где-то нужно обратиться к психологу.
— Согласны с тем, что гуманитарии не дружат с математикой? Или это стереотип и к каждому просто нужно найти подход?
— Всегда есть дети, которые относятся к гуманитариям. Деление на гуманитариев, физиков и лириков. Оно довольно-таки условно. На самом деле математику на базовом уровне, на котором ее преподают в большинстве школ, при условии, что ребенок выполняет требования учителя и готовится к каждому уроку, понять может каждый.
Сдать экзамен и получить достойный результат, наверное, на это способен каждый ответственный ученик. Тем более если у него отметка пять. Поэтому говорить о том, что гуманитариям сложно сдать ЕГЭ и они не дружат с математикой, все-таки нельзя. Очень много зависит от учителя, который преподает, если он влюблен в свой предмет, если ему самому интересна математика, то и у ребенка появляется к ней любовь.
— Что важнее для школьника — отучиться теории или набраться практического опыта? Может, выпускникам сначала идти работать, а уже потом делать выбор в пользу профессии?
— Самый важный выбор — это выбор после девятого класса. Если ребенок не созрел, не замотивирован к обучению, разумнее его отправить в учреждение среднего профессионального образования, чтобы он попробовал в рамках производственной практики обучаться. Чтобы он понял, то ли направление выбрал в своей будущей трудовой деятельности. И уже после этого он сможет сделать осознанный выбор среди высшего образования.
Очень часто бывает, что родители отправляют ребенка в десятый и одиннадцатый класс, якобы он еще маленький, им хочется его подольше удержать рядом. Не отправлять, вообще не отправлять учиться в другой город, в общежитие и так далее. Но он может не выбрать направление и к концу одиннадцатого класса. И бывает, что ребенок, проучившись один-два года в вузе, понимает — он учится не там. Бросает обучение и начинает всё сначала уже на другой специальности и по другому направлению. Поэтому всё очень индивидуально.
Есть дети, которые целеустремленно движутся в одном направлении чуть ли не с 5–6-го класса. А потом становятся человеком той профессии. А есть дети, которые в 11-м классе вроде поняли, чего хотят, а в жизни получается совсем другое. Я считаю, надо пробовать, если нет определенной цели, особенно пока молодой, нужно пробовать себя в разных областях. Может быть, даже получить два образования, что тоже очень хорошо.
Больше новостей, фотографий и видео с места событий — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и узнавайте всё самое интересное и важное из жизни региона первыми.