Лютеранская церковь Святого Павла во Владивостоке пережила несколько ограблений, закрытие советской властью, 12-летнюю реставрацию и потерю коммуникации с Германией из-за санкций. Однако кирха всё равно осталась на плаву и сейчас собирает около сотни прихожан и любителей живой музыки.
Кирха — германизм, обычно используемый для обозначения лютеранских культовых сооружений.
Церковь не финансируется властями, существует только за счет пожертвований и живых инструментальных концертов. За свою историю она побывала оружейным складом, танцполом для советских людей и историческим музеем Тихоокеанского флота.
Корреспонденты редакции VLADIVOSTOK1.RU остались в легком трансе после посещения священного места с уникальной судьбой. Разделить трепетные эмоции предлагаем вам через наш репортаж.
От пристанища Бога до Тихоокеанского флота: история церкви
Лютеранская церковь, впервые возникшая в Германии во время Реформации 1517 года, свою историю в России начала почти 500 лет назад. Приход лютеранской церкви Святого Павла во Владивостоке появился по этим меркам не так давно — почти 160 лет назад.
История началась в 1860-х годах, когда в Приморье прибывали переселенцы из Европы. Владивосток основан в этом же году при участии лютеран. На Дальнем Востоке они участвовали в искусстве, развитии науки, исследовании этого региона. Например, верующий Фридрих-Георг Стеллер описал морское млекопитающее — корову Стеллера — уже истребленное людьми.
Также купцы-лютеране открыли во Владивостоке торговый дом «Кунст и Альберс». Управляющему этой фирмой Адольфу фон Даттану Николай II даровал дворянский титул, а после Даттан подарил участок своей земли на Пушкинской для строительства Восточного университета, который затем стал ДВФУ. История верующего закончилась нерадостно: его обвинили в предательстве, после чего мужчина сбежал в Германию.
К началу Первой мировой войны в России проживало более 3,6 миллиона христиан лютеранского вероисповедания. В основном это были немцы, а также эстонцы, латыши, финны, шведы, армяне и русские. В Российской империи эта церковь была второй по значению после православной и пользовалась поддержкой императорской семьи.
Пастор кирхи Брокманн записал свои воспоминания о церкви в 1992–2012 годах, они сохранились в местном архиве. По информации из этого сборника на основе информационных писем и дневников, церковь не только объединяла верующих, но и служила образовательной и культурной платформой. За советские годы выросло три поколения, которые игрались с пушками и танками около музея.
В 90-х годах Владивосток распахнул двери для иностранных туристов, среди которых было множество немцев. За границей позже отметили архитектурную ценность церкви святого Павла, она была признана «Памятником немецкой культуры за рубежом».
На Дальнем Востоке в 2012 году действовали восемь лютеранских общин: во Владивостоке, в Хабаровске, в Уссурийске, в Арсеньеве, в Чите, в Комсомольске-на-Амуре, в Магадане и в Благовещенске.
На протяжении своего существования храм столкнулся со множеством вызовов. Среди них — административные перестановки, периодические финансовые трудности и необходимость сохранения здания. Сегодня церковь в столице Дальнего Востока полностью существует за счет пожертвований прихожан, среди которых 30–40 постоянных человек.
Демократичная вера
Лютеранство — довольно открытая религия. Пасторы обращаются друг к другу уважительно, но без официальных титулов. Можно не делать приставки «батюшка» или «отец», как в христианстве, а просто обратиться по имени. Руководство церковной деятельностью осуществляется совместно с прихожанами, а важные решения принимает орган Синод.
Экскурсию нам проводил сотрудник церкви Эдуард Мищенко. Вместе мы поднялись на второй этаж: там оказалась местная богатая библиотека, а с балкона открывался волшебный вид на основной зал церкви.
— А служителям в лютеранстве разрешено вступать в брак?
— Да, конечно.
— Кто-то находил свою судьбу в общине?
— Наш старый пастор нашел себе прихожанку. Он служил в Германии, вышел на пенсию, а в 50 лет решил пойти служить дальше и переехал сюда. Платить зарплату ему не надо было, это хороший был бонус.
— Он русскоговорящий?
— Нет, он немец. Он учил русский язык в университете в Москве или на Волге в 70-х годах. Пасторы не сидят на месте, постоянно переезжают. Главное, чтобы человек не пускал корней.
Финансирование церкви
Основное финансирование церкви — добровольные пожертвования прихожан и гостей. В прошлом храм также получал средства из Германии. Так, например, благотворительный немецкий фонд в течение 25 лет поддерживал общину в Омске. Однако подобный этап для церкви в приморской столице завершился в 2021 году, и сегодня приход самостоятельно справляется с финансовыми задачами.
На протяжении более десяти лет в помещении церкви проводят встречи группы анонимных алкоголиков и женская группа поддержки жертв насилия. Участники этих встреч нашли в церкви пространство для обсуждений и восстановления. Эта поддержка вплетена в жизнь храма безвозмездно.
Еще один способ выжить — аренда церкви музыкантами. Обычно играют на органе, скрипках, пианино. Концерты камерной музыки — события, которые привлекают жителей Владивостока. Но церковь не получает денег с билетов. Мищенко рассказал, что этот доход идет только в карман организаторов мероприятий. Те, в свою очередь отдают церкви пожертвования, от вырученной суммы.
Так вышло, потому что в прошлом приход сталкивался с мошенниками, которые организовывали концерты без ведома общины.
— Мы недавно расстались с одним объединением творческим, не совсем законным. Мы продавали билеты за них, бегали туда-сюда, содержали им офис до 11–12 часов. Пастор благоволил им, многое позволял. Оказалось, что они мошенники, с кучей долгов. Они от имени церкви проводили мероприятия, деньги забирали себе. Мы даже наняли юриста за свой счет, чтобы расстаться по-хорошему. С тех пор у нас организаторы концертов сами всё делают, объявления размещают, а нам платят пожертвования, — поделился Эдуард.
Музыкальная жизнь
В день визита мы услышали игру органиста Степана Меньшойкина — он репетировал новогоднюю программу. Завораживающе, вызывая трепет внутри. Нам удалось поговорить и с ним.
— Есть объединение лютеран по Дальнему Востоку, в Сибири, в Санкт-Петербурге. Вы как-то все между собой общаетесь?
— Да.
— Я была в Санкт-Петербурге, они прямо видео внутри снимают и очень активно себя продвигают. У вас в планах такое есть?
— О нас, в принципе, и так все знают, на концерты ходят. Даже заходят на службу после концертов, интересно становится. Еще заходят потом в воскресенье послушать.
— Остаются потом в качестве прихожан?
— В основном в качестве эксперимента приходят, посидеть, посмотреть.
— Как вы сами сюда попали?
— Я тут играю с 2007 года. Сам научился, потом еще стажировался в Германии.
Музыка играет важную роль в жизни лютеранского прихода. Над ее продвижением активно работает руководитель местного хора, и помимо классической органной музыки, в церкви выступают певцы. В момент нашего визита на их концерт пришла купить билет посетительница, но их уже разобрали.
Мищенко, сотрудник церкви, поделился, что руководитель хора постоянно играет на разных инструментах и обучает других. Уже музыканты объединились в квартет и квинтет.
— А сюда приходят еще учиться музыке, да?
— Да, можно.
— Вы сами пробовали учиться играть на инструментах?
— Я? Нет (улыбается).
Ограбления по-владивостокски
Сотрудники церкви рассказали два случая, когда к ним вламывались грабители.
— У нас стоял раньше крест с распятым Христом там, где сейчас стоит другой крест, уже не представляющий никакой ценности, — показал нам рукой на новый объект органист Степан Меньшойкин.
Привезенный из Германии крест, по его словам, просто кто-то утащил в 2012 году. К обсуждению подключился спустившийся со второго этажа сотрудник храма Эдуард.
— У нас тут оторвали и ящик с мелочью для пожертвований, это при мне было. Еще случай был, несколько лет назад. Я пришел, слышу — какое-то шевеление: оказалось, маргинальный человек разбил стекло, залез в форточку и застрял там. Я ему помог вылезти, заставил стекло подмести и выпроводил. Взять с него нечего, не от хорошей жизни он залез, преследовать его не стал, — вспомнил Эдуард.
За туалет — дизлайк
Перед походом в церковь наш корреспондент изучила отзывы о кирхе в интернете и очень им удивилась. Люди жаловались на необустроенный туалет (специально сняли вам его актуальное состояние с обогревом внутри).
На недостаточное количество классических песен в исполнении местных музыкантов на концертах и на якобы их «шарлатанство», а также на то, что людям быстро не отвечают на звонки. Гостей даже смутило отсутствие кондиционера в этом историческом здании.
Поэтому в беседе с сотрудником церкви Эдуардом мы спросили, почему, по его мнению, часть отзывов негативные. Он удивил нас тем, что некоторые из комментариев могли оставлять бывшие работники кирхи.
— Один из них даже не скрывается. Он играл у нас сольные концерты в году 2017-м, а сейчас работает в Мариинском театре. Оказалось, что он просто такой человек, который и филармонию сейчас корит за афиши, и Пушкинский театр тоже — мы не одни такие у него. Его мама тоже у нас пела в хоре, люди такие десятилетиями были.
Однако большинство отзывов все-таки положительные: люди, как и мы, ощутили на себе атмосферу какого-то уюта и света, насладились звуками органа и отчасти незнакомой культурой.
Больше новостей, фотографий и видео с места событий — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и узнавайте всё самое интересное и важное из жизни региона первыми.