Житель поселка Де-Фриз Денис Кондратюк вышел на утреннюю пробежку и увидел, что рабочие разворотили выезд из его поселка на трассу: дорожный объект решено снести и зашить леерами. Паника в поселке поднялась сразу. Дело в том, что 11 лет назад жители Де-Фриза забетонировали и заасфальтировали выезд на федеральную трассу за свои деньги.
Жители сами скинулись на дорогу
К саммиту АТЭС-2012 во Владивостоке построили низководный мост Седанка — Де-Фриз. Мост выходит на федеральную трассу, вдоль которой располагается поселок Де-Фриз. Мост и трассу запустили в эксплуатацию, но съезд к домам так и не построили. Жители обращались в администрацию, ждали, а потом взяли всё в свои руки.
— Мы, жители поселка, скинулись и сами забетонировали этот съезд на трассу. Кроме того, мы за свои деньги заасфальтировали поселковые улицы. Когда строили низководный мост, дорога пролегала прямо через наш поселок, по ней ходили грузовики. Несколько домов даже снесли. Саммит прошел, а для поселка ничего так и не сделали, поэтому мы сами взялись за дело, — рассказывает собеседник VLADIVOSTOK1.RU.
Почему съезд перекапывают
Денис Кондратюк рассказывает, что первые пять лет съезд с трассы постоянно перекапывали. Каждый год перед началом Восточного экономического форума (ВЭФ) техника сносила участок, который примыкал к трассе. Жители пять раз сами его восстанавливали.
— Я думаю, что это связано с вопросами безопасности. На каждом съезде, пока идет ВЭФ, стоят посты, а здесь, получается, неучтенный съезд. Может, у них сотрудников не хватало, — делится Денис Кондратюк.
Более того, от чиновников приходило предписание, что и асфальт надо убрать. Местные не подчинились.
Договорились «по понятиям»
В 2017-м жители поселка вышли на трассу с плакатами, на которых обращались к президенту Владимиру Путину. После этого случая между чиновниками и людьми было достигнуто понятийное соглашение. Каждый год перед началом Восточного экономического форума съезд огораживали лентой. Табличка рядом гласила, что съезд закрыт до окончания большого мероприятия.
В этом году было точно так же — проезд открыли после ВЭФ, но через несколько дней снова закрыли.
— У нас есть грунтовая дорога, там даже кое-где асфальт на ней есть, но ямы по колено. Чтобы попасть домой, надо сделать крюк в 8 километров, а чтобы попасть из дома во Владивосток — 14 километров. За неделю каждый наезжает по 100 километров, а в месяц это 400 километров.
Рядом с поселком Де-Фриз находятся еще три поселка. Все населенные пункты должны войти в состав «большого Владивостока». В июле правительство региона решило, что поселки станут шестым районом столицы ДФО, его городом-спутником. Местные жители уверены, что чиновники именно по этой причине нарушили соглашение и опять взялись перекапывать съезд.
Почему сносят незаконную дорогу, но не строят другую
Поселковая дорога в советское время была территорией военного совхоза. Сегодня ее никто не обслуживает, на балансе она нигде не стоит. Съезды с федеральной трассы организуют к муниципальным и региональным дорогам. А эта дорога ничья, значит, и примыкание к ней делать не нужно. По словам местных жителей, чиновники не раз предлагали им построить на трассе объект дорожной инфраструктуры, тогда жители получат право самостоятельно организовать съезд.
— Поставьте на трассе шиномонтажную мастерскую, автомойку или кафе быстрого питания — получите все разрешительные документы и техусловия на организацию съезда, так нам говорили чиновники. Да, вдоль трассы стоят разные коммерческие предприятия, но на них зарабатывают коммерсанты. Почему мы должны тратить огромные деньги только для того, чтобы получить возможность нормально ездить домой? Получается, что поселок есть, индекс почтовый есть, а дорога нам не положена, — рассказал житель поселка Де-Фриз Денис Кондратюк.
После того как жители поселка обратились в СМИ, работы приостановили. Леера, которыми наглухо собирались зашить съезд, увезли.
VLADIVOSTOK1.RU обратился за комментариями в АО «Примавтодор». Пресс-секретарь организации сообщил, что никакой конкретной информации пока нет, но судьба объекта решится в ближайшие дни.