В конце сентября в российский прокат выйдет фильм о подвиге забайкальца, Героя России Алдара Цыденжапова. Он называется «9 секунд» (12+) — столько времени было у молодого парня, чтобы ценой своей жизни спасти эсминец и 348 сослуживцев на нем. Роль Алдара исполнил артист Бурятского академического театра драмы имени Хоца Намсараева, выпускник театрального института имени Щукина Бато Шойнжонов. Он рассказал, что значила для него эта роль и как она его изменила.
Что известно о подвиге Алдара
Алдар Цыденжапов родился 4 августа 1991 года в поселке Агинское, окончил там школу № 1. В ноябре 2009 года поступил на срочную службу в войсковую часть № 40074 Тихоокеанского флота в городе Фокино Приморского края.
Утром 24 сентября 2010 года в машинном отделении эсминца «Быстрый» вспыхнул пожар из-за замыкания электропроводки в момент прорыва топливного трубопровода. Алдар, заступивший тогда на дежурство в качестве машиниста котельной команды, кинулся перекрывать утечку топлива. Около девяти секунд он находился в центре пожара. После устранения утечки самостоятельно выбрался из горящего отсека, получив сильнейшие ожоги. Оперативные действия Алдара и его сослуживцев привели к своевременному отключению энергоустановки корабля, которая могла взорваться.
Алдара доставили в госпиталь Тихоокеанского флота во Владивостоке. Врачи четыре дня боролись за его жизнь, но 28 сентября его не стало.
Указом президента России от 16 ноября 2010 года матросу Алдару Цыденжапову присвоено звание Героя Российской Федерации посмертно. Спустя 5 лет началось строительство корвета «Герой Российской Федерации Алдар Цыденжапов» на Амурском судостроительном заводе. 25 декабря 2020 года корвет включили в состав Тихоокеанского флота. Алдар Цыденжапов стал первым матросом — Героем РФ, именем которого назвали боевой корабль российского флота.
— Откуда вы узнали про фильм? Кто вам предложил роль?
— Со мной связался кастинг-директор проекта «Девять секунд». Я отправил визитку, портфолио, мне отправили отрывок из фильма для проб. Потом я поехал из Улан-Удэ в Москву.
Фильм снимала компания «Каро Продакшн», которая выиграла грант Министерства культуры России. Работа над ним началась 16 июля 2023 года. Съемки проходили разных местах, в том числе в Агинском Бурятском округе и в самом Агинском, где прошло детство героя, а также Владивостоке.
— Это был второй этап проб?
— Да, встреча с режиссером Олегом Штромом. Точно не знал, попаду в фильм или нет. Очень много людей рассматривалось на эту роль. Со мной связались в январе 2023-го, в конце марта поехал в Москву на встречу. Мы пообщались, сняли пробы, и он меня утвердил на роль. Это очень быстро случилось, сам не ожидал этого. Ошеломило, что судьба дала мне возможность сыграть Алдара Цыденжапова — Героя России.
До съемок было четыре месяца, сразу начал готовиться. Разговор зашел о том, что я чуть большеват в плане физической подготовки — килограммов 10 я сбросил. Перестал заниматься железом в фитнес-зале, начал больше бегать и впервые сел на диету. Потому что Алдару было 19 лет, надо было в первую очередь показать, что он был простым парнем.
— Какая у вас сцена была на пробах?
— Служба на корабле, Алдар разговаривал по телефону. Потом на пробах в Москве уже была любовная линия с актрисой, которая исполнила главную роль.
— До этого у вас была одна роль в кино?
— Да, первая моя роль была Чингиз в «Серебряных коньках» (18+). Это был 2019 год, я учился на третьем курсе в Москве. А снимали в Питере. Каждую ночь я садился на «Сапсан» и ехал в Питер, чтобы сниматься в ночной смене. Утром прилетал в Москву на лекции, а вечером — снова в Питер. Это огромный опыт был, который помог мне в съемках «9 секунд».
— Вам говорили, почему вас позвали на пробы? Повлияло то, что до этого вы играли Алдара в спектакле?
— Я тогда уже полгода играл Алдара в спектакле в нашем театре. Подумал, вдруг это помешает, наоборот. Спектакль — совсем другое. У меня были сомнения, и я ничего не сказал режиссеру. После утверждения только сказал.
— А когда спектакль был поставлен?
— В 2015 году. Я тогда еще был школьником, учился в 10-м классе. Первый раз пришел на этот спектакль — плакал. И не мог подумать, что окажусь на сцене, буду играть Алдара. И что буду сниматься в фильме про него. Это, конечно, удивительно. Очень благодарен судьбе и тем людям, которые доверились мне, увидели какой-то потенциал.
— Когда вы узнали о подвиге?
— В 2010 году, когда это всё случилось. Мне было 11 лет, в школе нам про это рассказывали. У нас в Бурятии, во Владивостоке, в Чите, в Агинском все наслышаны об Алдаре. Но в Москве мало кто знает о нем. Очень рад, что вся Россия узнает про нашего героя.
— Вы сразу согласились на роль?
— Были сомнения, смогу ли я, достоин ли. Было сложно решиться. Когда мне предложили, подумал, что это моя работа, что хочу сниматься в фильмах. Но был страх испортить что-то, понимал всю ответственность. Почти год уже играл Алдара на сцене, работал в театре три года. В спектакле произошла смена — актеру, который до меня играл Алдара, исполнилось 30 лет, и он не мог уже играть 19-летнего. Молодое поколение придет, я тоже с радостью отдам этот спектакль, буду вспоминать роль только с теплотой.
— Вы разговаривали с родителями Алдара перед съемками?
— Познакомился с отцом. На момент съемок с его мамой не смогли встретиться. Но мы встретились с лучшим другом Алдара Садномом и поговорили о его детстве. После этого разговора мне еще больше открылся Алдар. Я начал задумываться о том, как обычный парень решился на такой подвиг. Это всё шло из детства, они росли вместе с сестрой Арюной, и у него всегда была некая ответственность. И дедушка много с ним разговаривал про службу — он вдохновлялся морской романтикой.
Судьба готовила к этому поступку — спасти 348 человек. Сейчас могло не быть 348 семей, могли не родиться их дети. Меня поразило интервью мамы, в котором она сказала, что то, что она прошла, могли испытать еще 348 матерей и лучше пусть она выдержит это одна, нежели будут страдать столько людей. Это большое мужество. Не зря у такой матери родился такой сын, у такого отца — такой сын, у такой сестры был такой брат.
Он — пример для молодежи, для всех людей. Мне он сейчас очень сильно помогает. Я играю в спектакле, снялся в фильме, увидел этот корабль — мы там снимали полмесяца — и буду всю жизнь помнить, что он сделал. Я всё это пропустил через себя. Алдар стал для меня очень близким человеком.
— Вы теперь больше ориентируетесь на его силу духа?
— Да, на силу духа, на его принятие решения. Не дай бог, это где-то еще раз [такое] случится. Но мне Алдар дает силы. Человек может сотворить какое-то великое дело.
— Где вы встретились с отцом Алдара?
— На первом съемочном дне, мы снимали военкомат. Это были рабочие моменты, но было волнительно. Я обязательно встречусь с мамой Алдара, уверен, что мы побеседуем с ними. И с Арюной, конечно. Жду 21 сентября, с командой будем в Агинском на отдельной премьере.
— Какая сцена была самая сложная — сам подвиг?
— Конечно, момент, когда он крутил вентиль. Эмоционально сложно было. Но уже был готов к этому, это были последние смены фильма, уже 90% где-то отсняли, у меня был уже бэкграунд полный: детство, школа, выпускной, служба, курс молодого бойца. Я пришел к этой сцене.
Было очень много и других сцен. Снимали подготовку моряков в бассейне — там учили, что делать, если есть пробоина. Мы не просто пришли и сделали это для кадра. Подготовка была настоящая, сложная, но очень продуктивная. В кадре будет правда.
— Сколько по времени съемки заняли?
— Мы начали снимать в июле, закончили в конце августа. То есть два месяца мы снимали.
— В Агинском были сцены?
— Конечно. Снимали школу, детство, выпускной. У нас было два Алдара — еще маленький. Очень важно было показать его детство, взросление.
— Для вас это была первая поездка за Забайкалье?
— Нет, я бывал в Забайкалье. Три раза поднимался на Алханай. В Чите у меня очень много родственников. Впервые в Читу я приехал в 7 лет. Родители отправили меня с дядей, тетей и сестрой в гости. Впервые уехал от родителей на две недели. Мне город очень понравился. Свое 8-летие я встретил там. Были очень теплые моменты. С радостью приезжаю. В Агинском тоже был.
Если думать про мою судьбу, всё тоже шло к этому. Окончил театральный институт имени Бориса Щукина в Москве. Я сельский парень, жил в Кижинге, учился там, вырос, окончил школу. Когда выпускался из 11-го класса, как раз набирали ребят в Щукинский театральный институт. До этого, когда учился в школе, не набирали, после того как поступил — тоже. А когда я оканчивал, всё сошлось.
Повезло, что я служил. С детства всегда хотел отслужить — мой отец, братья, дяди служили. Говорили об этом гордо. Я всегда хотел понять, что это такое, могу ли я пройти это. И служил я в селе Черниговка в Приморском крае. Но в Военно-воздушных войсках. Во Владивостоке я был, когда ехал на дембель домой. Удалось посмотреть город полностью уже на съемках.
— Какие ваши впечатления от работы с известными актерами? С Дмитрием Певцовым и Даниилом Спиваковским?
— Мы начали с Агинского. Повезло, что очень много артистов из Бурятского
драматического театра было. Маму, папу, сестру играли актеры из нашего театра. Я вошел в фильм с родными людьми. Всё было по-домашнему и тепло.
Вся команда съемочная — удивительные люди. Начиная с режиссера, художника по костюмам, ассистентов художников, света, звука — это ребята, которые горят своей работой. Мне комфортно было, я им очень сильно благодарен. Уже во Владивостоке начали приезжать московские артисты — Певцов, Спиваковский. Они мастера своего дела, и я был очень рад, что с ними работаю. Конечно, была стеснительность, несмотря на то что уже два месяца снимался, а они приехали в последние съемочные дни. Они очень добро ко мне относились, наоборот, с интересом со мной работали, больше мне вопросов задавали про съемки, нежели я им. Очень сильно поддерживали, эти съемочные дни прошли очень круто.
— Вы больше хотите себя театру или кино посвятить?
— Люблю и кино, и театр. Точно продолжу работать в театре — для меня это храм. Это энергия, которой буду наполняться и выдавать в фильмах. Это совсем другой мир, ощущение себя.
— Чего вы ждете от фильма после премьеры?
— Люди должны посмотреть фильм — это дань памяти Алдару. Фильм про то, что нужно быть в первую очередь правдивым с собой. Алдар не мог поступить по-другому. Мог бы убежать, но всё-таки решился.