
Кратко рассказали про жизнь Щетининой
Анна Щетинина — советская мореплавательница, первая в мире женщина-капитан дальнего плавания, педагог и общественный деятель. Ее имя вошло в историю мирового судоходства как символ профессионализма и преодоления стереотипов. Она доказала, что море не имеет гендера, а профессионализм и мужество — главные качества капитана. Ее имя остается в истории мирового флота как символ смелости и мастерства.
Она не стремилась стать примером и никогда не советовала девушкам связывать свою судьбу с морем. Часто повторяла, что является исключением, а не образцом для подражания — каждый должен следовать зову сердца.
В этом материале мы кратко перескажем жизнь, описанную на странице музея истории Дальнего Востока имени В. К. Арсеньева и свяжем ее с современностью. Где жила, училась, работала Щетинина и где сохранилась память о ней.
По морю на коньках: молодость и выбор профессии

Станция Океанская
Анна Ивановна Щетинина родилась 26 февраля 1908 года, жила на станции Океанской. В семье, где она росла, было трое детей: старшая сестра Александра, младший брат Владимир и она сама. Мать, Мария Философовна, занималась домашним хозяйством. Основным кормильцем был отец, Иван Иванович, который, чтобы обеспечить близких, освоил множество профессий: он был и плотником, и стрелочником на железной дороге, и чернорабочим, и лесником.
С самого детства Анна училась у отца, а затем продолжила обучение в сельской школе. В 11 лет начала ходить в начальную школу на Садгороде, а затем поступила в Единую трудовую школу на Седанке, которая открылась после ухода интервентов. Окончила ее в 1925 году. Сейчас это школа № 16, и она носит имя Анны Щетининой. В ней учится порядка 400 учеников, есть кружки и допзанятия, а также спортивная школа. Через редкий забор просматриваются аллеи, цветы, чистый двор.

Табличка на входе в школу

Анна Щетинина. 1929 год
Чтобы добраться на учебу, Анна каждый день ходила пешком от Садгорода до Седанки, а зимой — на коньках по замерзшему морю. В то время в центральных газетах активно обсуждался вопрос о том, что женщинам нужно осваивать мужские профессии. Это вдохновило девушку, и она решила стать мореплавателем. На помощь пришел отец, который работал на рыбном промысле в лимане Амура. Дочь прошла с ним весь процесс, и желание связать жизнь с мореходством только укрепилось.
Во Владивостоке в то время было мореходное училище (ныне Морской государственный университет им. адм. Г. И. Невельского). Анна переживала, что ее могут не принять, и написала письмо начальнику заведения. Ее долго отговаривал сам руководитель. Она настояла на личной встрече, и после этого всё получилось: ее допустили к конкурсу, который был очень высоким — 4 человека на место. Щетинина поступила на судоводительское отделение и, несмотря на сложности в учебе (требования всё же были «мужскими»), успешно его окончила.

Стипендии не было, поэтому приходилось работать, чтобы были деньги на жизнь. Анна разгружала вагоны, трудилась в зубоврачебном кабинете и на судах. Сейчас МГУ Невельского поддерживает инициативы, связанные с Анной Щетининой, а студенты признаются, что это самая интересная часть истории и было бы здорово оказаться тогда под руководством Щетининой на одном из пароходов.
В то время многие капитаны предвзято относились к практикантам-женщинам и не хотели брать их на судно. Первая практика Анны прошла в 1926 году на пароходе «Симферополь» в качестве палубного ученика. После второго курса она практиковалась на охранном судне «Брюханов» у капитана А. И. Дудника. В 1928 году он пригласил Анну на «Первый краболов» в качестве матроса второго класса. В том же году она вышла замуж.

После окончания училища в 1929 году Анну направили в Акционерное Камчатское общество (АКО). С мая 1929 года по февраль 1935 года она работала матросом первого класса, штурманским учеником, третьим, вторым и старшим помощником капитана на судах «Тунгус», «Охотск», «Ламут», «Коряк», «Топорок», «Эскимос», «Орочен».
25 января 1934 года Щетинина получила диплом капитана дальнего плавания. Ее первым судном стал сухогруз «Хохенфельс», построенный в 1923 году в немецком городе Любеке и переименованный в «Чавычу». Вместе с командой она приняла судно в Гамбурге и за три месяца привела его из Гамбурга через Одессу и Сингапур в Петропавловск-Камчатский. Это событие вызвало огромный резонанс во всём мире: иностранные журналисты восхищались тем, как «леди-капитан» управляла судном и командой.
Сейчас в России доля женщин-капитанов на флоте не превышает 2%, в морские училища они тоже поступают редко.
В каждом порту ее встречали толпы людей, желающих увидеть первую в мире женщину-капитана. Ее описывали как сосредоточенную на море. Даже во время съемок фильма о себе она не позировала на камеру и вела себя так, будто вокруг нет съемочной группы. Операторам на судне сложно было получить задуманный кадр, потому что Анна Ивановна полностью была погружена в свое дело. Студентов она часто отчитывала, была строга, но справедлива. Говорила: «Мореходство — это непростой путь, глупым тут не место».
Также Щетинина организовала досуг на судне «Чавыча»: судовой драмкружок, который она сама вела, посещение театров и парков во время стоянок, спортивные соревнования и учебная гребля, походы за ягодами и многое другое. Этот рейс был для моряков не только практикой и школой жизни, но и самой жизнью.
Анна Ивановна умерла 25 сентября 1999 года, ее похоронили на Морском кладбище. Сначала здесь памятника не было, появился он спустя время, деньги на него город не выделял. Все расходы легли на близких и знакомых женщины-капитана. Сейчас он выглядит как часть истории и «потек» от дождей, влажности и жары.

Мемориальные доски
Цифра 16 и здесь стала знаковой для Щетининой: Дальневосточное морское пароходство в 1981 году выдало ей квартиру на Станюковича, 16. Жилье с видом на море стало наградой за ее работу и заслуги перед городом и пароходством. В 2022 году, в день рождения капитана, курсанты 10-й роты СВФ МГУ им. адм. Г. И. Невельского приняли участие в открытии памятной доски.
Деньги на это собирали местные жители, которые хорошо помнили легендарную женщину. Инициативную группу, по данным МГУ, возглавила Наталья Митус, а морской университет помог уточнить даты и сделать дизайн доски.
Вторую памятную табличку открыли 10 июля 2020 года на территории ОАО «Владивостокский морской рыбный порт», где Щетинина с 1938 года работала начальником.
Сквер Анны Щетининой
Расположен на улице Крыгина, в одном из красивейших мест Владивостока, открыт в 2013 году. С него открывается великолепный вид на Золотой мост, пролив Босфор Восточный и торговый порт. Там есть лавочки и можно укрыться от палящего солнца летом, а вот от ветра нет — видовая открытая. Периодически его ремонтируют, но траву, торчащую меж плит, никто не убирает. Это, конечно, добавляет запущенности знаковому месту.
Мыс Щетининой
В 2006 году имя Щетининой присвоили мысу побережья Амурского залива. Находится тоже на Эгершельде, недалеко от сквера Щетининой, на другой стороне полуострова. Добраться можно на автобусе, машине, пешком и даже на самокате. Ближайший адрес — Верхнепортовая, 76г. Правда, смотреть там не на что, это лишь название: территория закрыта, и вход только по пропускам.
Улица Анны Щетининой

Улица расположилась на самой окраине Владивостока. Она огибает микрорайон Снеговая Падь и выводит водителей на объездную Седанка — Патрокл. Раньше этот район населяли в основном военные и их семьи, к 2010 году общая площадь «военного городка» уже составляла 530 гектаров, тогда же появилась улица в честь первой женщины-капитана.
Сегодня там насчитывается около 40 жилых домов и несколько кварталов новостроек. В 2025 году начали строительство парка. Район перегружен, а жители Щетининой жалуются на плохие дороги, пробки и отсутствие общественного транспорта.
Награды и регалии
Анну Щетинину наградили званием Героя Социалистического Труда, двумя орденами Ленина, орденами Отечественной войны II степени, Красной Звезды, Трудового Красного Знамени, медалями «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945», «За оборону Ленинграда», «За победу над Японией». Также удостоена звания почетного гражданина Владивостока и почетного работника Морского флота.
Герой Социалистического Труда: это высшее звание в СССР за выдающиеся трудовые заслуги;
два ордена Ленина: высшая награда СССР, присуждалась за выдающиеся заслуги в революционной, трудовой и военной деятельности;
орден Отечественной войны II степени: награда, вручавшаяся за вклад в победу в Великой Отечественной войне;
орден Красной Звезды: награда за заслуги в области обороны СССР, в том числе в военное время;
орден Трудового Красного Знамени: награда за трудовые достижения;
медали: заслуги отмечены также медалями, в том числе за оборону Ленинграда и за победу над Германией;
почетные звания: в числе наград — звание почетного гражданина Владивостока и почетного работника Морского флота.