
Большинство россиян недовольно законопроектом
11 октября возле Дома молодежи прошел митинг при участии горожан и депутатов, выступающих против изменения расчета утилизационного сбора. Несогласные с решением правительства граждане призвали Минпромторг обосновать необходимость утильсбора, развивать отечественный автопром через здоровую конкуренцию и обеспечить прозрачность сбора.
О проведении митинга его организаторы, а именно: депутат Законодательного собрания Приморского края Александр Сустов и депутат Надеждинского района Олег Григорьев, объявили еще на прошлой неделе. Мероприятие согласовали с администрацией, и, по словам Сустова, на него заявились 400 с лишним человек.
К 12:00 площадь у Дома молодежи огородили забором, а также установили рамки и организовали обязательный досмотр. Пропускали только людей, предъявивших паспорт. Десятки полицейских, которых сначала было даже больше, чем обычных граждан, дежурили по всему периметру, а на дороге рядом с площадью стоял автозак.

После начала мероприятия площадь быстро заполнилась людьми, которых пришло примерно столько, сколько и было заявлено. Около 100 из них стояли за ограждениями, наблюдая за встречей со стороны.
Желающих выразить свое недовольство тематическими плакатами оказалось много: с табличками «Правительство, думай о людях, а не о сборах», «Доступные машины — справедливый сбор» и другими стояли люди всех возрастов.



Открыла мероприятие приветственная речь Александра Сустова. Он поблагодарил участников митинга и сотрудников полиции, а также рассказал, что сегодня такая же встреча проходит в Новосибирске. Более того, подобные мероприятия хотят провести активисты из Хабаровска, Петропавловска-Камчатского и Омска.
Депутат заявил, что «АвтоВАЗ» не сможет удовлетворить потребности россиян, потому что количества производимых им автомобилей будет недостаточно, а потому важно создавать здоровую конкуренцию и поддерживать импорт иномарок, таким образом подталкивая отечественный автопром к постоянному развитию.
«С нами Дальний Восток, Сибирь. Надеюсь, что и в центральной России нас тоже поддержат, потому что эта тема касается каждого гражданина. Мы все прекрасно понимаем, что за наш с вами счет хотят решить бюджетные проблемы, но так не должно быть. Должна создаваться здоровая конкуренция и качественное производство автомобилей! Иногда говорят, что машины до 160 лошадиных сил не тронет закон, но это не совсем так. Мы живем в рыночной экономике и прекрасно понимаем, что спрос рождает предложение. Если упадет спрос на машины большего объема, то вырастет спрос на машины меньшего и они вырастут в цене», — высказался депутат.
Сустов подчеркнул, что в текущих реалиях подержанный автомобиль из, например, Японии остается более предпочтительным и надежным вариантом, чем новый отечественный.
В ходе встречи все несогласные с инициативой Минпромторга РФ приморцы могли оставить свою подпись в резолюции, составленной к мероприятию. В ней предлагалось:
отменить повышение ставок утильсбора в связи с отсутствием современных предприятий по утилизации автотранспорта и ростом цен на автомобили;
обеспечить прозрачность и обоснованность формирования размера сбора, а также использования этих средств;
создать условия для появления инфраструктуры по утилизации автомобилей, в первую очередь строительство предприятий;
пересмотреть налоговую и таможенную политику и снизить стоимость ввоза автомобилей;
развивать свой автопром с помощью здоровой конкуренции;
чтобы власти обратились к бизнес-структурам за помощью в решении бюджетных и экономических задач.

Высказался и Олег Григорьев. Он задался вопросом о том, куда уходят деньги, получаемые государством с утильсбора, и подчеркнул, что полноценных заводов по переработке и утилизации автомобилей в Приморье нет, при том, что местные еще и платят автомобильный налог.
Более того, по мнению депутата, повышение утильсбора даже на машины мощнее 160 лошадиных сил значительно скажется на Приморье из-за специфики региона, так как многие здесь предпочитают покупать внедорожники и джипы для поездок на природу и комфортного передвижения в местах, где плохие дороги.
«Мы хотим, чтобы наш автопром был лучшим, как и наши танки, ракеты, самолеты и так далее. Мы не должны терять тот накал, который способствует развитию автопрома. Я понимаю, что мы не достигнем высот в ближайшие 2-3 года, но вы посмотрите на Китай. Он уже практически всех обогнал. Правительство решило принять новое положение необдуманно», — заявил депутат.
В разговоре с корреспондентом VLADIVOSTOK1.RU Олег Григорьев подчеркнул, что автомобили должны быть доступны всем, а предложенный Минпромторгом законопроект может привести к тому, что они станут предметом роскоши.
«Машины — не роскошь, а средство передвижения. Я всегда стараюсь брать машины повышенного комфорта, мощные, потому что по нашим дорогам зимой на легковых автомобилях ездить тяжело. Этим мероприятием хотелось бы подтолкнуть российский автопром», — подчеркнул Григорьев.
По его мнению, повышение утильсбора отразится на Дальнем Востоке не просто существенно, а даже сильнее, чем на западных регионах России, так как там отечественный автопром более распространен.
«Когда человек пересядет с „Жигулей“ на японскую машину, он скажет, что российский автопром очень сильно отстал. Я помню, как сел после „Жигулей“ на Suzuki Jimny, для меня это самолет был. В китайскую машину садишься — ощущение, что ты в космическом корабле. Почему мы не можем этого сделать? Я считаю, что утильсбор — незаконный побор для обогащения определенной группы лиц», — пояснил депутат.

Также против утильсбора высказался экс-депутат Законодательного Собрания Приморского края Геннадий Шульга. Он не стеснялся в выражениях и открыто заявил: «Наше правительство считает нас за идиотов и думает, что мы ничего не понимаем».
«Мы понимаем самое главное: на протяжении 10 лет в виде утилизационного сбора идет систематический грабеж платежеспособного населения России. Никто и ничего не утилизирует», — добавил экс-депутат.
Шульга обратился к присутствующим с вопросом о том, утилизировали ли они свой автомобиль или знакомы ли с людьми, которые это сделали. Большинство участников митинга ответило «нет».
«Что мы делаем со старыми машинами? Отвозим на авторазборку или сдаем на металлолом. Возникает вопрос: а за что мы платим? За эти 13 лет я сбился со счета, сколько раз повышали утилизационный сбор. Мы терпели, ворчали, нам это не нравилось, но мы проглатывали. Это закончилось тем, что сейчас, даже до предстоящего повышения, стоимость утилизационного сбора улетела в космос», — пояснил Шульга.
Экс-депутат не исключил, что в таких условиях многим россиянам придется брать автоипотеку, потому что цена иномарок достигнет стоимости квартир, и призвал участников митинга для распространения записи в социальных сетях скандировать: «Хватит грабить свой народ».
В разговоре с корреспондентом VLADIVOSTOK1.RU Геннадий Шульга подчеркнул, что в Госдуме некоторые депутаты уже поставили под сомнение целесообразность повышения ставок утильсбора, а также появились слухи о том, что 1 ноября законопроект не введут.
«Подчеркну, это слухи, но есть информация, что с 1 ноября Минпромторг ничего вводить не будет, потому что под утильсбор начнут попадать гибриды и электрокары, и таможня попросила написать понятный и вменяемый регламент, по которому они производили бы расчеты. В данном случае на правительство давит не только мнение населения Приморского края, но и депутаты, и некоторые органы государственной власти», — сказал Шульга.
Экс-депутат заявил, что не знает ни одного человека, который поддерживает повышение ставки утильсбора, так как это ударит по карману обычных людей. По его мнению, шансы того, что митинг заметят в Москве, достаточно высокие, а даже если нет, любое действие лучше, чем бездействие.

Также против повышения утильсбора выступили активист Максим Чихунов, депутат Законодательного собрания Приморского края Леонид Васюкевич, предприниматели, занимающиеся ввозом автомобилей, и несколько обычных граждан.
«Среди нас никто не утилизировал машины и не знает тех, кто утилизировал бы, но с нас постоянно пытаются получить какие-то сборы. Перед нами до сих пор никто не отчитался ни за один рубль. Нас просят поддержать отечественного производителя, но только сегодня я прочитал сообщение о том, что АвтоВАЗ выпустил „Ладу Искру“, где за 1,25 миллиона рублей нет ничего: ни кондиционера, ни магнитолы. Если вы хотите поднять отечественного производителя, нанимайте специалистов, дизайнеров и техников, это борьба и конкуренция. Если АвтоВАЗ не может выдержать конкуренцию, мы тут при чем?» — высказался Максим Чихунов.
Активист Иван Бобылев уточнил, что повышение утильсбора сильно ударит по Владивостоку как по автомобильной столице России и здесь пострадают не только простые люди, но и бизнес.
«Владивосток по праву считается автомобильной столицей России! Автомобильный бизнес для Владивостока — это тысячи рабочих мест, и такое неадекватное повышение утилизационного сбора ударит по всем нам! Жизнь на Дальнем Востоке и так не балует. Люди зачастую голосуют чемоданами и массово бегут на Запад. В правительстве говорят, что это вынужденная мера для пополнения дефицитного бюджета. То же самое нам говорили в 2018 году, когда повысили пенсионный возраст», — уточнил Бобылев.
Предприниматель Анатолий Иванов, занимающийся ввозом автомобилей, тоже выступил против законопроекта. По его словам, большая часть импортированных его компанией автомобилей за последние четыре месяца имеют мощность более 160 лошадиных сил и попадают под повышение утильсбора.
«Есть огромное количество гибридных автомобилей и электрокаров, и новый утилизационный сбор повлияет и на них. Я согласен, что бюджет должен пополняться, а страна должна развиваться, но я уверен, что это можно сделать по-другому. На мой взгляд, можно использовать автомобили от определенной суммы для обложения налогами. То, что происходит здесь и сейчас, показывает что средства берутся из кармана простых граждан. Машина — необходимый минимум, который должен быть у каждой семьи. Это не предмет роскоши», — поделился мнением Иванов.


Примечательно, что на митинге присутствовали не только владивостокцы, но и жители других городов Приморья. Так, корреспондент VLADIVOSTOK1.RU пообщался с Яной и Вадимом из Уссурийска, которые приехали в дальневосточную столицу только ради посещения встречи.
«У нас в семье все автомобилисты, и мы хотели выразить свое недовольство. Это грабеж простых людей. Понятно, что для богатых людей изменение в пару миллионов — это ничего, но мы планируем свою жизнь, собираем деньги на хорошую машину. Чтобы накопить миллион, нам нужен не месяц и не два, и тут говорят, что нужно заплатить еще миллион», — возмутился Александр.
По его мнению, значительно повлияет повышение утильсбора и на бизнес, и яркий пример у него перед глазами: предприятие, где он работает, ранее закупало грузовой транспорт по 2 миллиона рублей, а теперь каждый автомобиль обходится около 5 миллионов рублей. Уссурийцы уточнили, что в их городе таких мероприятий не планировали, но все их знакомые тоже против повышения утильсбора.
На протяжении всего митинга люди не только слушали спикеров, но и оставляли подписи в резолюции против решения Минпромторга. В конце мероприятия на сцене озвучили содержание документа и предложили до 15 октября присылать предложения на личную почту депутата Александра Сустова: sustov@zspk.gov.ru.
Финальной нотой встречи, посвященной раскритикованному предложению правительства, стал выпуск нескольких черных шаров — узнаваемым символом «траура» на подобных мероприятиях.
После встречи Олег Григорьев рассказал корреспонденту VLADIVOSTOK1.RU, что оценивает прошедшее мероприятие на 4+. По его словам, организаторы рассчитывали, что придут несколько тысяч человек, но и полученный результат тоже неплох, так как соответствует примерному количеству изначально заявленных участников.
По признанию депутата, у организаторов были опасения, что митинг в итоге запретят, и они сами не ожидали, что площадь у Дома молодежи заставят заграждениями. В администрации Владивостока одобрили проведение встречи только после четвертого обращения, каждый раз прося внести правки, которые в основном касались санитарных норм. Например, организаторам пришлось взять с собой веник и мусорные мешки.
Подытожив, Олег Григорьев подчеркнул, что, скорее всего, при помощи огласки через СМИ и интернет-паблики россиянам удастся достучаться до правительства. Александр Сустов же заявил, что все не должно закончиться этой встречей и россиянам нужно продолжать бороться за свои права. Не исключено, что в будущем пройдет еще ряд подобных мероприятий.
Вызвавший возмущение россиян законопроект опубликовали 12 сентября. Им предлагалось внести изменения в постановление по расчету размера утилизационного сбора, главное из которых — отмена льготного утильсбора на авто мощностью более 160 лошадиных сил независимо от рабочего объема двигателя.
Утилизационный сбор — обязательный платеж, взимаемый при ввозе автомобиля в Россию или при его производстве внутри страны. Он нужен, чтобы компенсировать будущие экологические издержки, связанные с утилизацией, когда автомобиль выработает свой ресурс. Его платят все: производители автомобилей в России, а также физические или юридические лица, которые привозят машины из-за рубежа.
Законопроект вызвал волну возмущения среди россиян и в короткие сроки набрал на официальном портале нормативных правовых актов более 121 тысячи голосов против. Эксперты давали разные прогнозы, но в основном считали, что законопроект серьезно отразится на стоимости автомобилей, в том числе Дальнего Востока.
Все, что известно о возможном повышении утильсбора, от прогнозируемых цен на автомобили до мнений экспертов, мы собрали в материале по ссылке.





